РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проблемы формирования семейных отношений у выпускников детского дома.

Проблемы формирования семейных отношений  у выпускников детского дома.

Учитывая курс государства на решение демографических проблем, укрепление института семьи и брака, повышение рождаемости, исследование взаимоотношений в семье представляет интерес для современного общества, особенно если семья создается выпускниками детского дома. Такой тип молодых семей является достаточно сложным и малоизученным на сегодняшний день.

Воспитание ребенка должно начинаться в семье. Это его начальная школа. Здесь он должен научиться у своих родителей, исполняющих роль наставников, урокам, которые поведут его по жизни, урокам уважения, послушания, благоговения и самообладания

Существует удивительно справедливая пословица: "Если надломлена ветка, то искривится все дерево". Данные слова относятся к воспитанию детей.

Ребенок-сирота лишен возможности воспитываться в благополучной полноценной семье, поэтому свой жизненный опыт он черпает изначально из неблагоприятной среды.

В условиях семейного воспитания путь становления ребенка проходит с опорой на целый ряд позитивных факторов, которые составляют преимущества семьи. Этими факторами являются:

- опыт социально-профессиональной адаптации родителей, которые усваивает ребенок путем непосредственного подражания образцам их поведения и способов преодоления жизненных ситуаций;

- наличие широких связей и контактов семьи, которые позволяют ребенку включаться в систему дополнительных дифференцированных социально-ролевых взаимодействий. Это позволяет ему получить разные типы отношений к себе и формировать объемный «Я» - образ;

- особенности устройства семьи, которое обеспечивает ребенку опыт совместного проживания, позволяющий сформировать умение учитывать потребности другого и опыт автономного существования.

Несмотря на усилия государства и общества, направленные на укрепление института семьи, заботы о детях, помощи молодым семьям и пр., в России (согласно статистическим данным) количество учтенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приближается к 1 млн. человек. На протяжении последних десятилетий сохраняется устойчивая тенденция роста контингента таких детей (в среднем на 100 тыс. в год). Таким образом, на сегодняшний день дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, составляют значительный пласт населения нашей страны.

В детский дом приходят дети, отвергнутые своими родителями, лишенные стабильной, уверенной привязанности к взрослому, не имеющие личного опыта безусловной любви. Коллективное содержание и избыток педагогического воздействия ведут к риску формирования индивидуальности выпускника по негативному типу, что усиливает заложенное родной семьей отчуждение его от взрослых. Это оборачивается тем, что подросток сам отвергает от себя как взрослых, так и их ценности. Последствием этого являются асоциальные формы самоутверждения, равнодушие к своей судьбе, отсутствие чувства своей социальной значимости. За этим стоит отчуждение.

Искусственно ограниченное пространство государственного учреждения, заданность жизни извне, ограниченность личного опыта и понятийной сферы молодых людей в условиях детского дома не всегда удается компенсировать путем развития интересов и расширения представлений о мире. В результате у воспитанников не развивается потребность в познании и не развивается социальный интеллект.

При отсутствии интересов не развивается также собственная активность подростка и его самоорганизация (воля). Выпускник входит в жизнь с дефицитом волевого развития, с несформированной потребностью в профессиональной самореализации. У него складывается пассивная жизненная позиция, гипертрофированная зависимость от обстоятельств, неспособность противостоять им и влиять на ход событий, осуществлять активный осознанный выбор. Многие боятся самостоятельной жизни и после выхода из учреждения стремятся жить группами, часто ориентированы на иждивенчество.

Проживая на государственном обеспечении, в условиях тотальной ответственности воспитателя за все стороны жизни детской группы, подросток привыкает ощущать себя единицей групповой жизнедеятельности. Эта ситуация, в которой он не может выбирать и нести реальную персональную ответственность, приводит к тому, что выпускник не осознает объективную необходимость опоры в жизни только на свои силы. Результатом является отсутствие чувства личной ответственности за свою жизнь, искаженное представление о себе, незнание своих индивидуальных особенностей, непонимание своего социального статуса сироты.

Все эти факторы, негативно влияющие на личность ребенка, в объективных условиях детского государственного учреждения не удается полностью компенсировать педагогическими приемами. Таким образом, обстоятельства рождения ребенка, ситуация в семье в период раннего детства, жизнь в государственном учреждении в условиях дефицита индивидуального внимания и избытка педагогического воздействия формируют из выпускника детского дома личность, которой свойственен определенный набор психических качеств: отчуждение, неприятие себя (аутонегативизм), неразвитые индивидуальность, социальный интеллект, инфантилизм, которые проявляются в дальнейшем в аномалиях поведения. Совокупность перечисленных качеств составляют социопатический характер выпускника интернатного учреждения, что проявляется в следующем:

  • они часто испытывают недоверие к людям;
  • их привязанности не стойки;
  • с трудом налаживают семейную жизнь;
  • не принимают себя как личность;
  • не знают своих гражданских прав и прав сироты, а также своих обязанностей перед обществом;
  • пассивно относятся к жизненным проблемам и жизненным ситуациям.

Ежегодно во взрослую жизнь вступают тысячи выпускников интернатов, и сразу же по окончании интернатного учрждения они сталкиваются со множеством проблем. Одними из главных являются проблемы социализации и адаптации в обществе.

Детские дома и учреждения интернатного типа ещё многие годы будут востребованы. Следовательно, существовала и до сих пор остаётся актуальной проблема, которая является общей для всех, без исключения, воспитанников детских домов – это период их вступления в самостоятельную жизнь после достижения ими определённого паспортного возраста. Проблема заключается в том, что часто паспортный возраст выпускника детского дома не совпадает с уровнем его социальной зрелости и готовностью самостоятельно, без поддержки со стороны вести самостоятельную жизнь. Причиной данной ситуации является их продолжительное пребывание в учреждении социального призрения на полном иждивении государства - «на всём готовом».

Подготовка выпускников к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Федеральные законы гарантируют права сирот на материальное обеспечение, на образование и профессиональную подготовку. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создает материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к самостоятельной жизни.

Однако в последнее время специалисты говорят о постинтернатном синдроме, характерном для личности выпускников. Если говорить о синдроме в социальном плане как о сочетании признаков, имеющих общий механизм возникновения, то один из таких признаков, отличающих выпускников интернатов, - это отчуждение, отсутствие стойких привязанностей.

Каждый человек мечтает о крепкой и счастливой семье, мечтает о детях, планирует свою будущую жизнь. И педагоги, и психологи, и социологи утверждают, что у истоков формирования личности стоит семья. Воспитанникам интернатов и детских домов свойственно сильное желание создать нормальную семью. Но, несмотря на сильное желание иметь семью, выпускники интернатов испытывают значительные трудности в создании собственной семьи и ее сохранении.

Семья играет огромную роль в жизни каждого человека, а для тех, кто провел свое детство в стенах детского дома или интерната, создание своей собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой. Многие выпускники детских домов часто начинают свою самостоятельную жизнь, как правило, с гражданского брака. Молодые люди могут многократно сходиться и расходиться. Они постепенно привыкают друг к другу, "притираются" характерами, учатся жить вместе.

Выпускники еще не понимают ценности семьи и иной раз приходят к мысли, что такая "легкость" в человеческих отношениях является нормой.

Воспитательная система детских домов обеспечивает основательную и серьезную подготовку воспитанников к самостоятельной жизни с практической точки зрения: формируются социально-бытовые, санитарно-гигиенические, нравственные, трудовые навыки. Однако процесс постинтернатной адаптации связан не только с умением организовывать свое жизненное пространство, но и с готовностью умело войти в систему общественных отношений, а это значит, что необходимо учить воспитанников адаптироваться в трудовом коллективе, стремиться постоянно повышать свою квалификацию, уметь простраивать свои жизненные планы и определять свои социальные роли.

Таким образом, на практике выявлено основное противоречие между системой подготовки выпускников детского дома к самостоятельной семейной жизни и реальной картиной неготовности выпускников к созданию и сохранению семей (представления выпускников детских домов о семье зачастую не соответствуют норме, а умения и навыки, необходимые им в семейной жизни, сформированы на недостаточно высоком уровне).


В большинстве интернатных учреждений условия проживания воспитанников схожи между собой: общие спальни, общие столовые, общие игровые комнаты, общая туалетная и ванная комната. У воспитанника при этом практически нет собственного личного пространства, где он мог бы уединиться. Жизнь в интернатном учреждении задает вынужденную публичность проживания и регламентируется режимом проживания, который не всегда позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка. Таким образом, условия проживания воспитанника в интернатном учреждении не дают ему возможности самостоятельно регулировать ритм и частоту контактов со средой в соответствии с собственными потребностями. А потому важен поиск таких педагогических средств, которые позволили бы решить эти и другие проблемы в условиях образовательных учреждений интернатного типа.

Наиболее подходящими в этом плане выступают детские дома семейного типа. Благоприятными в данном случае условиями для социальной адаптации детей-сирот являются следующие:

  • комплектование групп по принципу «замещающей семьи»;
  • приближение условий проживания к обычным домашним, в которой дети не имитируют «домашние дела», а действительно участвуют в социально-бытовых заботах семьи; а также обучение детей в общеобразовательной школе в классах совместно со сверстниками, воспитывающихся в обычных семьях;
  • изменение позиции воспитателя – главным должно быть развитие личности ребенка, помощь в осмыслении окружающей жизни, дружеское участие в переживаемых детьми событиях. Он не просто педагог – он «замещающая мама» в «замещающей семье». Это меняет отношение детей-сирот к нему, которые становятся более теплыми, доверительными, «родственными»;
  • изменение позиции детского учреждения к родительской семье от ограничения ребенка «от дурного влияния плохих родителей» к привлечению родителей и родственников к воспитанию ребенка в период его нахождения в детском доме, укрепление связей ребенка с кровными родственниками;
  • открытый тип детского дома способствует широким связям детей с окружающим миром;
  • изменение системы организованного режима детского дома, учитывающей права детей: на свободное время, добровольное участие в коллективной деятельности, на самостоятельное общение.

Примером подобных учреждений является детский дом г.Осинники Кемеровской области, в основу модели которого положена структура, позволяющая ребенку приобретать индивидуальный социальный опыт в условиях семьи, систематизирующим фактором которой является условие совместного проживания братьев и сестер в одной семье, независимо от их возраста. Данная структура действует по принципу «замещающей семьи». Реализация принципа семейного воспитания осуществляется при условии взаимодействия ряда факторов, одним из которых является социальная открытость учреждения (дети, проживая в семье, обучаются в различных школах города, посещают учреждения дополнительного образования и пр.) Основным направлением педагогической деятельности нашего учреждения является подготовка воспитанника к самостоятельной жизни. Воспитательная работа учреждения подчинена именно этой цели. Одним из разделов планирования воспитательной деятельности является «Воспитание семьянина». «Необходимо растить будущих отцов и матерей, мужчин и женщин, — утверждал В. А. Сухомлинский, — потому что они-то и становятся подлинными гражданами, тружениками, гордостью и нравственной опорой нации».

За 17 лет существования нашего детского дома из его стен вышли 88 выпускников, судьбы которых, конечно, сложились по-разному, но с каждым из них поддерживается постоянная связь. Таким образом, мы имеем возможность отлеживать и анализировать результаты своей воспитательной деятельности. Ежегодно проводится мониторинг процесса постинтернатной адаптации выпускников, исходя из результатов которого, выстраивается дальнейшая деятельность учреждения.

Анализируя особенности взаимоотношений в семьях наших выпускников, стоит отметить, что в официальном браке проживают 46% выпускников, а 54% предпочитают, так называемый, гражданский брак, объясняя свой выбор тем, что это является возможностью привыкнуть друг к другу, попробовать себя в роли мужа или жены, проверить свою готовность к выполнению домашних обязанностей. По стажу совместного проживания можно выделить 3 группы семей: до 1 года (23%), до 6 лет (63%), 6-12 лет (14%). Это объясняется тем, что максимальный возраст наших выпускников не превышает 30-32 лет. Однако, стоит обратить внимание на то, что 63% выпускников проживают совместно уже порядка 6 лет, 14% -от 6 до 12 лет, то есть 77% созданных нашими выпускниками семей сохранились несмотря на все трудности, которые им пришлось и приходится переживать. В этом есть заслуга и нашего педагогического коллектива: во-первых, это говорит о том, что дети, проживая в детском доме, все же были достаточно качественно подготовлены к выходу в самостоятельную жизнь, у них были сформированы умения и навыки ведения домашнего хозяйства; во-вторых, всем выпускникам оказывается посильная помощь в решении бытовых, правовых и других проблем.

59% выпускников, имеющих семьи, воспитывают собственных детей, возраст которых колеблется от 1-2 месяцев до 5-6 лет. Стоит отметить, что среди наших выпускников нет родителей, не занимающихся воспитанием своих детей, бросивших их или передавших на воспитание родственникам. А это очень важно для укрепления семьи и ее благополучности.

В последнее время специалисты стали говорить о таком понятии, как социальная эксклюзия - ситуации, при которой ребенок или подросток отчуждается обществом и исключается из полноценного социального воздействия. Ситуация усугубляется переживаниями и восприятием ее воспитанниками как трудной жизненной ситуации, с которой они самостоятельно справиться не могут. Следует отметить, что социальная эксклюзия не может быть преодолена воспитанником интернатного учреждения самостоятельно, без помощи со стороны лиц, заинтересованных в его успешной социализации. Только грамотные совместные действия референтных лиц и воспитанников могут привести к изменению их положения, компенсировать отсутствие навыков социальной компетенции, необходимых в самостоятельной жизни, обеспечат адаптацию к труду.

Проблема подготовки выпускников детского дома к самостоятельной жизни требует большего внимания со стороны государства и общества.

Серова Наталья Анатольевна19.08.2012 43950 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar