РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Роль оценки в повышении качества образования.

Роль оценки в повышении качества образования.

Каждого, кто проживает со своими учениками первые годы их школьной жизни, кто вкладывает душу и силы в этот во многом решающий дальнейшую судьбу человека этап, всегда волнует вопрос: что случается с его учениками за пределами начальной школы? Что остается на всю жизнь? Каждого родителя, отдающего ребенка в школу, волнует вопрос: комфортно ли будет ребенку с этим учителем, как ребенок будет учиться, будет ли с радостью бежит на уроки. В 1 классе мы не ставим оценки, даже за проверочные работы, но ведь ребенок трудится, родители ждут, как учитель оценит труд их дитя.

За каждый отличный ответ я даю фишки, похваливаю ребят, глажу по голове, одобряю ответ улыбкой, кого просто обниму, прижму к себе. В тетради рисую треугольники красные и синие, если не могу оценить, ничего не рисую. Красивые обложки вставляю за пятерки. По итогам I четверти подведен итог: у кого больше фишек, звездочек, вручен приз: 1000 пазлов - Пудяневой Маше. Решили, что по итогам II четверти Дед Мороз принесёт подарок лучшему чтецу, пока на I месте Валя - 88 слов.

Именно в 1 классе от учителя за висит, как ребенок будет относится к оценке, как получить положительную оценку, похвалу учителя. Дети должны понять, что «5» - нужно заработать, дети взрослеют очень быстро, и если сначала фишка давалась за чтение слогов, текста, то сейчас нужно еще либо пересказать текст, либо идет выборочное чтение, либо ответы на вопросы. Самое главное, чтобы учитель комментировал, за что дает фишку, и чтобы дети подключались к оценке работы одноклассников.

В момент оценки любой учитель находится под действием многих влияний:

  • Объективные качества оцениваемой работы;
  • Взгляд учителя на значение тех знаний, которые выражены в оцениваемой работе;
  • Общее отношение учителя к оценке (чрезмерно строг, либерален в оценке);
  • Сложившееся у учителя представление об успехах данного ученика (больше «3» все равно не знает);
  • Общее отношение к данному ребенку (симпатия, антипатия);
  • Настроение учителя;
  • Физическое состояние его (утомление, головная боль);
  • Соображение личного интереса, престижа (больше «5» - хороший учитель), это субъективное отношение учителя имеет отрицательные последствия.

Если мы постоянно оцениваем знания ученика ниже, чем он того заслуживает, школьник больно переживает несправедливость. Сначала он плачет, потом озлобляется, а потом от него можно услышать «А зачем стараться, все равно «5» не поставит». «Я не хочу учиться». Этим мы отталкиваем ребенка от школы.

Если оценка завышена, ребенок начинает небрежничать, перестает старательно работать.

Нужно избегать формализма. Требовательность должна сочетаться с доброжелательным отношением к ученику, с уважением к нему. Необходимо создать у школьника стремление овладеть знаниями, побуждение к учению. Надо так организовать обучение, чтобы постоянно углублялись знания, развивалась пишущая мысль учеников, стремление к постоянному движению вперед, чтобы дети испытывали удовлетворение от интересной умственной работы, были рады выполнять сложные задания. Тогда будет отсутствовать погоня за отметками. Главным становится внутреннее побуждение к учению, а отметки отходят на второй план.

Если в 1 классе мы формируем отношение к оценке, то в 4 классе дети уже возмущаются, если им поставили «5» ни за что, оценивают себя и товарищей строго.

Дети обычно переживают сильно, когда переходят в 5 класс, уходят от своей первой учительницы, а впереди каждого учителя свои требования. Учителя начальных классов всегда убеждают детей, что в начальной школе столько нового узнают, а в старших классах еще интереснее учиться, столько хорошего впереди и всегда они могут придти, если им нужна помощь и совет.

Цель у всех учителей одна - дать глубокие знания всем детям. Если ребенку не дается учеба, не убить в нем человеческие качества, не озлобить его, а помочь.

Ваганова Н.А.22.09.2012 14470 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar