РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Страшная это опасность – безделье, безделье за партой

Страшная это опасность – безделье, безделье за партой
Муниципальное образовательное учреждение СОШ 1
Торопец Тверской обл
Учитель математики. Заслуженный учитель РФ
Бурлакова Валентина Николаевна

«Страшная это опасность – безделье, безделье за партой, безделье шесть часов подряд ежедневно, безделье месяцы и годы» В.А.Ушинский

Еще Ушинский писал, что ребенок от природы не имеет душевной лености, он любит деятельность, хочет все делать сам. Нет детей ни к чему не способных. Способности можно развивать, не развить или пригасить. Можно целенаправленно способствовать развитию всех детей и индивидуально каждого. Неоспорим тот факт, что обучение математике – это искусство, направленное не на весь класс, а на каждого ученика в отдельности. Но не все дети одинаково трудолюбивы. Один умен, да ленив - махнет рукой на предстоящий путь к знаниям, да повернет назад. Другой, наоборот, испытывает радость от приобщения к творчеству. Ну а третий? Ему в жизни здорово не повезло с родителями, с товарищами. Вот и сидит этот третий тихонько на уроке и очень хочет, чтобы его не беспокоили никакими премудростями. Да и по своим природным способностям и уровню восприятия, специфике мыслительной деятельности учащиеся заметно отличаются друг от друга. В данной ситуации учитель чаще всего выбирает формы и методы обучения, направленные на достижение результатов средним учеником. При таком отношении слабые – ищут обходные пути: механическое заучивание, списывание, а сильные ученики теряют интерес к учебе.

Поэтому задача учителя математики – раскрыть индивидуальные способности каждого ученика, чтобы на уроке активизировать, стимулировать и направлять процесс мышления всех детей. Одним из эффективных способов разрешения этой задачи является дифференциация в обучении математики.

Ориентация на личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения математике учитывала потребности всех учеников.

Различают два вида дифференциации.

Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, дети могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. Его достижение свидетельствует о выполнении учеником минимально необходимых требований к усвоению содержания. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом.

В основе уровневого дифференцированного обучения лежит планирование результатов обучения: выделение уровня обязательной подготовки и формирование на этой основе повышенных уровней овладения материалом. Сообразуясь с ними и учитывая свои способности, интересы, потребности, ученик получает возможность выбирать объем и глубину усвоения учебного материала, варьировать свою учебную нагрузку. Достижение обязательных результатов обучения становится тем объективным критерием, на основе которого может видоизменяться ближайшая цель каждого ученика и перестраиваться содержание его работы: либо его усилия направляются на овладение материалом на более высоких уровнях, либо продолжается работать по формированию важнейших опорных знаний и умений.

Благодаря такому подходу дифференцированная работа получает прочный фундамент, приобретает реальный, осязаемый и для учителя и для ученика смысл. Заметно увеличиваются возможности для работы с сильными учениками, поскольку учитель уже не должен спрашивать данный на уроке материал в полном объеме со всех школьников. Кроме того, отпадает необходимость постоянно разгружать программу и снижать общий уровень требований, оглядываясь на слабых школьников.

Перечислю ряд важных условий, выполнение которых необходимо для успешного и эффективного осуществления уровневой дифференциации.

  • Выделенные уровни усвоения материала и обязательные результаты обучения должны быть открыты для учащихся.

Если цели известны и посильны ученику. А их достижение поощряется, то для подростка нет ничего естественнее, как стремиться к их выполнению. Поэтому открытость уровней подготовки способствует формированию положительных мотивов учения, сознательного отношения к учебе, повышению самооценке учащегося.

Каждый ученик должен в полном объеме услышать предлагаемый материал со всеми доказательствами и обоснованиями, ознакомиться с образцами рассуждений, на каких-то этапах участвовать в решении более сложных задач. Иначе говоря, давая всем одинаковый объем материала, мы устанавливаем различные уровни требований к его усвоению.

  • В обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении ученика по уровням.
  • Добровольность в выборе уровня усвоения и отчетности.

Каждый ученик имеет право добровольно и сознательно решать для себя, на каком уровне ему усваивать материал.

  • Содержание контроля и оценка должны отражать принятый уровневый подход.

Контроль должен предусматривать проверку достижения всеми учащимися обязательных результатов обучения, а также дополнятся проверкой усвоения материала на более высоких уровнях.

Уровневая дифференциация может осуществляется в разной форме (ее выбор во многом зависит от методов и прием работы учителя, особенностей класса, возраста учащихся и т.д.). В качестве одной из основных предлагается формирование мобильных групп, деление на которые происходит на основе критерия достижения уровня обязательной подготовки.

Группы могут формироваться для работы и на обычных уроках, и на дополнительных занятиях. Отметим, что в процессе самостоятельной деятельности учащихся не стоит ограничиваться лишь дифференцированным подходом, следует варьировать индивидуальную и фронтальную формы работы в зависимости от этапа изучения темы, от потребности учащихся в помощи учителя.

Деление учащихся на группы в зависимости от достижения ими уровня обязательной подготовки носит объективный характер и при правильной организации не дает ученикам поводов для обид. Важно, что дети могут оценить собственные силы и выбрать для себя уровень целей, соответствующих их потребностям и возможностям в данный момент. А со временем - перейти на более высокий уровень.

Профильная дифференциация (или дифференциация по содержанию) предполагает обучение разных групп школьников по программам, отличающимся глубиной изложения материала, объемом сведений и даже номенклатурой рассматриваемых вопросов. Однако высокий уровень учебных требований естественным образом ограничивает число учащихся, охваченных этой формой обучения.

Математике принадлежит ведущая роль в формировании алгоритмического мышления, умений не только действовать по известным алгоритмам, но и конструировать новые, т.е. тех умений, которые необходимы для свободной ориентации в «компьютеризованном» мире. По данным некоторых психологических исследований, логическое мышление ребенка формируется не ранее чем к 14-14 годам, поэтому неверно было бы прекратить «подпитку» интеллекта математикой у значительной части учащихся на выходе из основной школы. Правильное решение вопроса заключается в резкой дифференциации обучения математике в старшем звене, во внедрении курсов разного объема и уровня сложности.

В зависимости от той роли, которую математика может играть в образовании человека, выделяют два типа таких курсов.

  • Курс общекультурной ориентации, который рассчитан на учащихся, рассматривающих математику только как элемент общего образования и не предполагающих использовать ее непосредственно в будущей профессиональной деятельности.
  • Курсы повышенного типа, обеспечивающие дальнейшее изучение математики и ее применение в качестве элемента профессиональной подготовки.

Развитие интереса к математике позволяет учащимся выбрать ее как предмет для последующего углубленного изучения. Разумеется, этот выбор может оказаться ошибочным, неадекватным истинным склонностям и способностям, поэтому организация углубленного изучения математики должна быть максимально гибкой и обеспечивать возможность исправления ошибки.

Эти обстоятельства определяют роль VIII-IX классов в системе углубленного изучения математики как ориентационного этапа, основной целью которого является диагностика, и обусловливают необходимость вариативности содержания обучения.

Самоопределиться в выборе профиля должны помочь вводимые в IX классах элективные курсы по разным предметам. Но организация профильного обучения внутри одной школы в небольших провинциальных городках, на мой взгляд, не всегда дает желаемые результаты. В школе это чаще всего один 10 класс, запрос ребят разный, но даже если организуется профильное изучение отдельных предметов, то очень часто туда попадают ребята слабые, которые не справляются с изучением предмета на более высоком уровне. Часто очень учитываются желания ребят изучать предмет данный на профильном уровне, но не учитываются возможности и умственные способности данного ученика. И очень часто это становится проблемой. Можно создать в районе одну школу, в которой ученики – старшеклассники будут обучаться по разным профилям. Но и у этого варианта есть существенные минусы: учащимся придется менять школу, проблема может быть и с транспортом. В этом случае, на мой взгляд, профильная дифференциация уместна в крупных школах, больших городах, а в небольших городах и в сельских школах скорее уместна уровневая дифференциация.

Будущее нашего общества за стилем преподавания, в основе которого – выявление потребностей школьников и их удовлетворение, диалог с воспитуемыми, гуманная дифференциация и индивидуализация обучения.

Идти к ученику, идти от ученика и вновь возвращаться к ученику прежнему и одновременно другому – основа Человеческого образования.

Выпускник средней школы только тогда будет ей благодарен за собственное обучение и воспитание, когда в дальнейшей жизни он будет испытывать состояние комфорта в общении с другими людьми, в своей семье, когда культурная основа его образования достаточна для того, чтобы не оказаться отрезанным от всякой цивилизованной среды, им избираемой.

Литература:

1. Л.О. Делищева, Л.В. Кузнецова «Зачеты в системе дифференцированного обучения математики»

Бурлакова Валентина Николаевна29.09.2012 24460 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar