РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Такие разные викторины!

Такие разные викторины!

ТАКИЕ РАЗНЫЕ ВИКТОРИНЫ!

Из опыта проведения нестандартных уроков по литературе в 5-м классе.

Важнейшая задача нестандартного урока – разбудить ум и чувства ученика, приобщить его к поисковой работе. Одним из средств решения этой задачи является завершение изученных тем нетрадиционными уроками, например, урок-игра. Хочу поделиться системой нестандартных литературных викторин, которые я использую на таких уроках.

Викторина - это игра, необходимая пятикласснику для перехода от игры к традиционному опросу. Проведение литературных викторин дает возможность расшевелить весь класс - ведь вопросы чередуются по сложности и рассчитаны как на сильных, так и на слабых учеников. Система оценивания очень проста: по количеству правильных ответов суммируются баллы. Это стимулирует желание «тихих и неумелых» участвовать в викторинах, тем более, что ответы не требуют особых речевых умений.

Самое важное для пятиклассника внимательное, а не беглое чтение, так как ответы требуют знания текста. Готовясь к викторинам, ребята привыкают читать внимательно, замечая детали, описания, характеристики, портреты. Какие же разные бывают викторины!

1. Викторина по одному произведению (проверяется знание текста).

По рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»:

Чей это портрет?

  • Глаза черные, светлые, румяный, бородка маленькая, подстрижена: лицо веселое, все смеется. Одет еще лучше, бешмет шелковый, синий, галунчиком обшит. Кинжал на поясе серебряный… (Абдул-Мурат)

О ком идет речь?

  • И умная, и хорошая, и именье есть (невеста Жилина)

Чьи это слова?

  • Ничего они не заплатят, только беды наделают. И грех русских кормить. (Старик)

Кто из героев рассказа…

  • подписал письмо так, чтоб не дошло (Жилин)

Кто из окружающих так относился к Жилину?

  • Как увидит, нахмурится и прочь отвернется, либо обругает (Красный татарин)

2. Викторина-обобщение после изучения определенной темы

( проводится для закрепления материала)

По сказкам А.С. Пушкина:

Из каких сказок эти строки?

  • Не гонялся бы ты за дешевизной («Сказка о попе его работнике Балде»);
  • Ветер по морю гуляет («Сказка о царе Салтане»)
  • Сказка- ложь, да в ней намек ! («Сказка о золотом петушке»)

Кто из сказочных героев А.С. Пушкина

  • …зарыдал и пошел на прекрасную невесту посмотреть еще хоть раз (королевич Елисей)
  • Рыбачил тридцать лет и три года (Старик)
  • Смолоду был грозен он. И соседям то и дело наносил обиды смело (царь Додон)

Чей это портрет?

  • Высока, стройна, бела, и умом и всем взяла (Царица-мачеха)
  • Белолица, черноброва, нраву кроткого такого (Царевна)

Кто там жил?

  • Видит город он большой, стены с частыми зубцами…(князь Гвидон)
  • Перед ним изба со светелкой, с кирпичной беленою стеною…(старуха)
  • В светлой горнице кругом лавки крытые ковром…(семь богатырей)

В каких сказках так описывается море?

3. Викторина-контроль за вниманием (проверка домашнего задания)

По тексту «Сказки о царе Салтане»

  • Какую песню пела белочка (Во саду ли, в огороде)
  • Кто получил письмо такого содержания? Родила царица в ночь не то сына, не то дочь (царь Салтан)
  • В какое время дня бочка с царицей и князем выплыла на берег (Вечером: сын подумал: добрый ужин был бы нам ,однако, нужен)

4. Викторина-итог исследовательской работы (вопросы, требующие обращения к учебнику, словарю, энциклопедии, объявляются на предыдущем уроке)

По сказкам Пушкина

  • Сколько сказок написал поэт с 1830 по 1834 годы? (5 сказок в стихах)
  • Какая из сказок была опубликована только после смерти Пушкина? (В 1840 году « Сказка о попе и его работнике Балде)
  • Какая единственная сказка имеет чисто литературный источник (В основу «Сказки о золотом петушке» положена шутливая новелла американского писателя В. Ирвинга «Легенда об арабском звездочете)
  • В «Сказке о царе Салтане» строки: А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой… Кто такая сватья Бабариха? (Сватья-мать одного из супругов; Бабариха-мать царя Салтана и бабушка князя Гвидона, поэтому Пушкин называет ее сватья баба , т.е. сватья и бабушка. Найдите подтверждение этому в тексте: «Царевич, обернувшись шмелем жалит Бабариху и «жалеет он очей старой бабушки своей…)
  • В словах «Чего тебе надобно, старче, можете ли вы определить падеж слова «старче»? (В древнерусском языке при обращении употреблялась звательная форма. Старик-звательная форма)
  • «Не хочу быть черною крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой» Что это значит? (Столбовыми дворянами называли потомственных дворян из старинных родов, чье дворянство передавалось через несколько поколений. Желание старухи нелепо: она ведь хочет стать не просто дворянкой, а обязательно потомственной)

5. Викторина-блиц (её примечательная черта - краткость ответа)

Закончить пословицы из сказки «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»

  • Жили - не ленились, целый день… трудились
  • Пашню пахали да хлеб …засевали
  • Кто одолеет, тот и … похвалится
  • Не хвались, прежде за дело… примись
  • Бей, руби, себя не …береги

Подобрать эпитеты к данным словам из сказки « Царевна-лягушка», чтобы из первых букв получилось имя жены Ивана-царевича:

  • Горы…высокие
  • Щеки…алые
  • Земля…сыра
  • Гости…испуганные
  • Кожа…лягушечья
  • Хлеб…испеченный
  • Море…синее
  • Наряд…атласный
  • Мука…пшеничная
  • Сторона…родная
  • Родина…единственная
  • Узоры…мудреные
  • Скатерти…узорчатые
  • Сынки…дорогие
  • Каравай…рыхлый
  • Венец…алмазный
  • Солнце…ясное (Василиса Премудрая)

После таких уроков остается чувство удовлетворения и у учителя, и у детей. Главное, что в процессе таких уроков происходит прочное закрепление материала. Детям нравятся такие уроки, они хотят получать хорошие оценки, хотят чувствовать себя на высоте. И это важно. На сегодняшний день тревожит, что ученики мало читают, следовательно, привить вкус к чтению можно благодаря элементу занимательности.

В заключение хочется отметить, что викторины, призванные играть роль разминки, побуждать учеников к поиску, к работе должны быть разнообразными, вопросы неожиданными и неповторяющимися. Включать их в урок лучше систематически, хотя бы на несколько минут.

Шовгенова Нуриет Гумеровна26.10.2012 38802 Из опыта работы
Всего комментариев: 2
avatar
0
1

очень хорошие сценарии уроков -викторин. с ответами и разъяснениями. думаю, что для учителя национальной школы-это отличный методический подарок
avatar
0
2

Очень хорошие викторины.
avatar