РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование методики формирования критического мышления в процессе усвоения новых знаний на уроках русского языка.

Использование методики формирования критического мышления в процессе усвоения новых знаний на уроках русского языка.

Использование методики формирования критического мышления в процессе усвоения новых знаний на уроках русского языка.

Специфика современной ситуации заключается в том, что становление человека должно проходить в условиях внешней свободы. В постиндустриальный ХХI век нужны люди самодостаточные, не пассивно наблюдающие, а активно действующие. Следовательно, задача образования - помочь каждому обучающемуся реализовать своё личностное начало, выработать способность планировать собственную деятельность, осуществлять выбор, самостоятельно добывать знания и принимать решения.

Образовательный процесс следует организовать и проводить так, чтобы каждый обучающийся всегда испытывал необходимость в преодолении посильных трудностей, чтобы у него возникала постоянная потребность в овладении новыми знаниями, умениями и навыками. Это возможно благодаря инновационным подходам в процессе усвоения новых знаний по русскому языку на основе активно-деятельностного способа. По мнению Г.К.Селевко, при развивающем обучении «он идёт на смену объяснительно-иллюстративному».

Поэтому для организации такого обучения, наряду с другими, я использую активные методы, в том числе методы критического мышления. Они направлены на организацию активной познавательной деятельности обучающихся. В данном возрасте она предполагает самостоятельный поиск разрешения проблемы при помощи учителя. Овладение учебным материалом есть следствие такой деятельности. Сравнивая, наблюдая за языковым материалом, ученики выражают своё собственное суждение, формулируют стоящую перед ними проблему и находят пути её разрешения.

На уроках русского языка на этапе усвоения новых знаний я использую следующие приемы методики формирования критического мышления:

  • составление пятистиший;
  • составление кластера;
  • сбор ассоциаций;
  • составление диаграмм сравнения

Приём «Составление пятистиший».

Цель: развитие творческого мышления, речи, обогащение словарного запаса

Описание приёма:

1. Учитель предлагает:

  • записать ключевое понятие (имя существительное);
  • записать 2 имени прилагательных, характеризующих это существительное и раскрывающих тему;
  • записать 3 слова, которые будут выражать действия данного понятия;
  • записать 4 слова, включая предлоги, в которых выражается ваше отношение к этому понятию;
  • записать синоним к данному слову.

2. Обсуждение пятистиший в группе, чтение спикером лучших работ.

Пример:

Тема: Части речи (обобщение).

Задание: раскрыть лексическое значение слова «человек»

Примерный результат работы:

Человек
Разумный, сострадательный.
Помогает, любит, учится.
Он очень дружный, умный.
Личность.


Приём «Составление кластера»

Цель: установить максимальное количество признаков изучаемого понятия

Описание приёма:

Кластер (пучок) – схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом равнозначных признаков. Целесообразно выполнять данную работу на листе ватмана для более эффективного использования пространства кабинета.

  • Учитель выделяет ключевое понятие
  • Работа в группах по составлению кластера, отражающего представления обучающихся об изучаемой теме
  • Изучение нового материала
  • Работа в группах по исправлению или дополнению кластера в соответствии с новыми знаниями
  • Обсуждение и анализ результатов

Пример:

Тема: «Имя прилагательное как часть речи»

Задание: выделите основные отличительные признаки имени прилагательного, как части речи.

Примерный результат работы:

Изменяется по числам, часть речи родам и падежам
В предложении Обозначает признак является определением предмета
Отвечает на вопросы какой? чей?

Приём «Сбор ассоциаций»

Цель: подготовка обучающихся к выполнению последующей работы

Описание приёма:

Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы, предлагает ученикам за определённое время написать как можно больше слов или выражений, связанных с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники писали все, приходящие на ум ассоциации.

1 этап – ученики работают индивидуально

2 этап – обсуждение в группах. Группы выделяют совпадающие представления, наиболее удачные и оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант.

3 этап – каждая группа поочерёдно называет одно из выписанных выражений. Учитель их фиксирует на доске. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими. В результате на доске формируется кластер, отражающий знания по одной конкретной теме, что позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.

Пример:

Тема: Сочинение по репродукции с картины В.М. Васнецова «Богатыри»

Задание: подобрать ассоциации к слову богатыри.

Примерный результат работы:


Всадник Илья Муромец Древняя Русь

Меч
Кольчуга
Палица
Картина
Сила
Мужество Поединок


Приём «Диаграммы сравнения»

Цель: развитие умения сравнивать и обобщать

Описание приёма:

Учитель группам даёт задание: по опорной схеме сравнить два понятия и отразить их в диаграммах. Отличительные признаки записываются в каждой из диаграмм, а сходные – на месте их пересечения.


Тема: Родительный и дательный падежи имён существительных.

Задание: сравнить родительный и дательный падежи.

Примерный результат работы:

Р.п.  Д.п.
кого? чего? где? кому? чему? откуда? куда?
предлоги предлоги
1скл.-и,-ы 3скл. 1скл -е
2скл.-а,-я -и 2скл –у,-ю

 

Приём «Куб познания»

Цель: стимуляция творческой мыслительной активности обучающихся, пробуждение интереса к изучаемой теме.

Описание приёма:

Учителем определяются названия граней куба в зависимости от цели и задач урока. Каждая грань предполагает ряд упражнений и заданий, которые характеризуют предмет или понятие по ряду каких-либо признаков, свойств, функций или систематизируют имеющиеся знания у детей.

Использование методов критического мышления в процессе усвоения новых знаний на уроках русского языка позволяет создать такую обучающую среду, когда ученик проявляет свои индивидуальные особенности. При этом ребёнку необходимо, постоянно проявляя активность, действуя в условиях выбора, преодолевая возникшие затруднения, формировать в себе произвольность, являющуюся составной частью любого личностного качества. Такой подход к обучению заставляет действовать учителя по-новому. Взаимодействуя с каждым или группой учеников, учитель приобретает иные позитивные представления о каждом из них, что влияет на его стиль взаимоотношений. В результате наблюдается переход от авторитарной педагогики к гуманной демократической. Ученик получает возможность взглянуть на самого себя «изнутри» и «извне», сравнить себя с другими учениками, оценить себя, научиться принимать себя и других в целом, а не как совокупность хороших и плохих черт характера. Он учится управлять своими мыслями, разумно пользоваться речью, у него развивается способность быстрого принятия решений.

Таким образом, использование методов критического мышления в процессе усвоения новых знаний на уроках русского языка создаёт оптимальные условия для максимального развития индивидуальности каждого ребёнка и приводит к возможности сделать обучение развивающим, что соответствует современным требованиям образования и общества в целом.

Применение этих методов критического мышления способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, пробуждает интерес к изучаемой теме. У школьников развиваются коммуникативные способности, культура общения, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения. И, самое главное, обеспечивает включение каждого в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.

Филенко Е.П.09.12.2012 32900 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar