РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование метода проектов на уроках экономики и основ регионального развития (из опыта работы)

Использование метода проектов на уроках экономики и основ регионального развития (из опыта работы)
Тишина А.А. – учитель экономики и орр ПСОШ № 46
 

Использование метода проектов на уроках экономики и основ регионального развития (из опыта работы) 

Цель проектной деятельности на уроках экономики и орр – развитие творческих и исследовательских способностей, умения создавать целостную картину действительности, применять полученные знания в новых ситуациях, выработка навыков работы в коллективе в направлении сотрудничества, приближение учащихся к профессиональной жизни; углубление, обобщение, систематизация и закрепление знаний по дисциплине.

Задачи:

  1. формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда, развитие у обучаемых навыков самоанализа, самоконтроля, самоорганизации учёбы;
  2. организация индивидуальной и групповой творческой работы; комплексная проверка уровня знаний и умений.
В Концепции модернизации содержания общего образования говорится, что основным результатом деятельности образовательного учреждения, должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах. Компетентностный подход - один из способов достижения нового качества образования. Обучение при компетентностном подходе - это процесс приобретения опыта решения значимых практико-ориентированных проблем. Задача сегодняшнего дня - создание условий, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал. Такую возможность для ученика и учителя даёт технология личностно-ориентированного обучения. Одной из продуктивных технологий, позволяющих развивать творческий подход к обучению, является метод проектов. 

В последнее время метод проектов становится не просто популярным, но и "модным”, в результате чего едва ли не каждое самостоятельное действие ученика называют проектом - идет ли речь о каком-либо внеклассном мероприятии, работе, просто о работе учащихся в группе. На самом деле данный метод представляет собой конкретную педагогическую технологию — четкую последовательность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих способов деятельности ученика и учителя. Метод проектов, являясь одним из основных методов обучения, как нельзя лучше способствует развитию основных компетенций: информационных, коммуникационных, учебно-познавательных. В результате многолетней работы над проектами, были сформулированы преимущества, как персональных проектов, так и групповых. Проектная деятельность личности, необходимой обществу будущего и уже сегодняшнего дня, вырабатывается в процессе выполнения учебных творческих проектов. В процессе проектной деятельности учащиеся изучают не только средства, но и способы конкретной деятельности. 

Специфика моего предмета позволяет применять самые разнообразные виды и формы проектирования. Это в первую очередь зависит от возраста обучающихся и изучаемой темы. В своей педагогической практике я чаще всего использую такие виды проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие. Учащиеся, начиная учиться, имеют очень небольшой опыт. Они открыты для новой информации и меняют убеждения в соответствии с новой полученной информацией. В процессе обучения при использовании метода проектов следует обращать внимание на возраст учащихся. Под учебным творческим проектом понимается самостоятельно разработанное и изготовленное учениками изделие (услугу) от идеи до ее реализации в ситуации совместной деятельности с учителем. 

Учитывая особенности дифференцированного подхода к обучению учащихся и особенности метода проектирования, я выработала систему поэтапной подготовки проекта, формы деятельности учителя и учащихся на различных этапах. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования. В заключении отмечу, что особенность метода проектов очевидна – в ходе проектной деятельности у учащегося возникает личная заинтересованность в получении новых знаний и умении самостоятельно анализировать ошибки, снимается страх "плохой оценки”, создаётся положительная мотивация к учебной деятельности, что очень важно в практико-ориентированном обучении.

Характеристика проектной деятельности школьниковКатегории анализа Проектная деятельность школьников
МотивацияПознавательно-социальная
ЦельРазвитие личности через усвоение знаний, умений, навыков
СодержаниеИсследовательский, технологический и заключительный этапы
РезультатРеальное изделие или услуга
СредстваУчебные знания, умения, навыки
Объекты управленияВсе этапы проектной деятельности

Тишина А.А.09.01.2013 23500 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar