РАЗРАБОТКИ

Другие модули


«Формирование УУД средствами предметной линии литературы в 5 классе в рамках реализации ФГОС»

«Формирование УУД средствами предметной линии литературы  в 5 классе в рамках реализации ФГОС» Сизова Елена Викторовна, 
учитель русского языка и литературы 
МКОУ «Черлакская СОШ№2»,
Омской области, р.п.Черлак, 
ул. Красноармейская,52 

Одной из основных задач современного образования является переориентация на подготовку человека, способного самостоятельно принимать решения и точно, эффективно, разумно действовать в современном меняющемся мире. Сегодня важно не только научить предметным знаниям, но и научить школьника использовать эти предметные знания в различных жизненных ситуациях. Важно вооружить ученика универсальными способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться.

В настоящее время необходимо изменить подход в обучении, применяя различные приемы, методы, технологии в обучении. В связи с этим при организации учебного процесса нужно нацелить обучающегося на формирование УУД:

  • саморазвитие;
  • самосовершенствование;
  • поиск необходимой информации;
  • самостоятельное усвоение новых знаний, обеспечивающих социальную компетентность.
Целью школы становятся не только знания, но и умение их добывать и ими пользоваться.
Внесение элементов новизны в учебный процесс при изучении и анализе художественного произведения на уроках литературы способствует достижению целей, ориентированных на высокий предметный результат, на формирование универсальных учебных действий.

В основу урока литературы положена учебно-познавательная деятельность обучающихся, которая направлена на стимулирование личностного восприятия литературы, когда каждый ученик, постигая объективное содержание произведений искусства слова, видит в них не только средство дать оценку или обогатить свой словарный запас, но и находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний с автором, героем.

В ходе анализа художественного произведения, анализа действий литературного героя и оценки его поступкам предлагается обучающимся схема «Линия времени»:

5) Я подумал, я понял  (вывод, высказывание точки зрения обучающегося, его личное восприятие)
4) Автор сказал (какую оценку герою, его поступкам дает автор)
3) Герой сделал
2) Герой подумал (познание произведения через мысли героя, обучающийся узнает, что представляет собой герой)
1) Герой пришел (раскрытие сюжета, что происходит в рассказе). 

Хорошим примером для заполнение данной таблице является произведение Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

  1. Герой пришел. Знакомство с Жилиным. Сборы его к матери.
  2. Герой подумал. Его мысли: увижу старую мать и «если невеста хороша – и жениться можно». (Обучающийся делает вывод, что Жилин беспокоится о матери: «И в самом деле, плоха уж старуха стала; может и не придется увидать».
  3. Герой сделал. Трудные испытания довелось Жилину перенести, но он их преодолел, т.к. на воле была старая мать.
  4. Автор сказал (какую оценку герою, его поступкам дает автор).
  5. Я подумал, я понял (вывод, высказывание точки зрения обучающегося, его личное восприятие).
Работа со схемой «Линия времени» позволяет формировать умение самостоятельно учиться, добывать знания, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свёрнутом виде - это то, чему обучающийся должен научиться в школе, давать собственную оценку происходящим событиям, времени и герою.

Первое и необходимое условие активизации процесса обучения – опора на первоначальное восприятие литературного произведения на уроке. Изучать, учитывать, анализировать первоначальное восприятие можно различными способами, используя анкетирование (вопросы анкеты предлагаются за несколько дней до начала изучения произведения), иллюстрирование произведения, составление вопросов к произведению. Каждому обучающемуся выдается текст из произведения, предлагается его прочитать, маркируя текст: «v»-это известно; «+»-это интересно, неожиданно; «?»-хотелось бы узнать подробнее, для того чтобы проявить интерес к чтению.
Одним из эффективных способов достижения главной цели характеристики литературного героя является применение на уроках карты «Зеркало героя», на примере рассказа И.С.Тургенева «Муму»:

Качества литературного героя События, связанные с действием героя (поэтапно) События, связанные с действием героя (поэтапно) События, связанные с действием героя (поэтапно) События, связанные с действием героя (поэтапно) События, связанные с действием героя (поэтапно)

  1. Жизнь в деревне 
  2. Переселение Герасима в город. 
  3. Жизнь при барыне в городе. 
  4. Спасение щенка. 
  5. Недовольство барыни собакой Муму

Отношение к долгу «исправный тягловый мужик» «усердно исполнял свои обязанности» Во дворе всегда было чисто, «во всем порядок» Вытащил щенка из реки, принес домой и стал ухаживать за ним «…он сделает, коли обещал»
Отношение к окружающим Уважение за трудолюбие, огромную силу Отчужденно, «его побаивались», «стали уважать», «он считал их за своих» «он считал их за своих»

Отношение к добру «славный он был мужик» - Был добрым, не пил, не дрался. Раз спас щенка и выходил его – значит, очень добрый - противоречие -сначала спас Муму, а затем сам и утопил

Отношение ко злу - - Поймал воров, «стукнул их друг о дружку лбами», не любил пьяных. Мирный нрав Герасима. -
Отношение к милосердию - - Дарил мелкие подарки Татьяне. «Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей» «Она доверчиво и без страха поглядывала на него и слегка махала хвостиком. Он отвернулся и разжал руки…»

Отношение к любви - - Полюбил Татьяну «любил её без памяти» предал любовь собаки
Понимание целей жизни «Пахать землю» Скучал и недоумевал, как жить «Привык к городскому житью» Муму Не видел смысла жизни без Муму, возвращение в деревню

Бережное отношение к природе Любил землю Ухаживал за лошадьми + Работает за четверых» на свей родной земле
Действия современного сверстника литературного героя Нет таких современных героев, кто обладал бы такой привязанностью и любовью к земле В рассказе «Кусака» Л.Андреева, приютили собаку, закончился дачный сезон, бросили Кусаку.
Мое личное отношение Уважение к его силе. Жалко его, оторвали от родной земли. Уважение за труд, за его поступки по отношению к ворам, пьяным. Уважение за спасение щенка. Осуждаю.

При чтении дома обучающийся определяет действия героя, сравнивает с предполагаемыми действиями современного человека-сверстника литературному герою и высказывает свое личное отношение к действиям, к поступкам герою. При анализе в классе обучающийся включается в беседу, проводит аналогию между героем и собой, школьники определяют отрицательный этот герой или положительный, тем самым получается полная сравнительная характеристика, в ходе решения которой ученики анализируют ситуацию, высказывают свои предположения, выслушивают других и находят верный ответ. Именно обучающиеся ищут совпадения/несовпадения мнений, позиций. Ученик учится отстаивать собственное мнение, вести грамотную дискуссию, приобретать коммуникативные, регулятивные навыки. А учитель достигает своей цели - произведение прочитано и проанализировано. В процессе такой работы формируется личность ребенка через постижение своего образа мысли, образа жизни, образа мира, образа своего поведения, образа своего «я».

Тем самым формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД. Результатом такого этапа обучения является самоопределение школьников, основанное на желании осваивать материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностного значения цели действия- научиться. Сущность использования данного приема заключается в возможности реализации УУД и личностного результата у обучающихся и готовности ученика как социального исследователя, организатора, участника коммуникаций, субъекта принятия способа решений.

На этапе закрепления изученного обучающимся предлагается заполнение таблицы «Знаю, умею».

( - ) Я знаю (+)
( - ) Я умею (+)

  1. Какие жанры есть у фольклора. 6. Определять по тексту жанры фольклора.
  2. Что такое сказка. 7. Находить особенности сказок.
  3. Виды сказок. 8. Определять вид сказок., находить отличия бытовых сказок от волшебных и от сказок о животных.
  4. Художников-иллюстраторов народных сказок. 9. По иллюстрации орнаментами определить художника.
  5. Приемы сказителей. 10. Пересказывать сказку.
С помощью данной таблицы учитель предлагает обучающимся дать оценку своим знаниям, и выявляет, какие вопросы по теме усвоены ещё недостаточно и над чем ещё предстоит работать.

Применяя форму работы на уроке схему «Линия времени», карту «Зеркало героя», позволяют активизировать творческую деятельность учащихся, целью которой является выработка активной жизненной позиции и формирование творческой личности, направленной на освоение предметных , метапредметных и личностных результатов при изучении литературы, а также на формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню, открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие развитие качеств гражданина.

Сизова Елена Викторовна06.03.2013 51720 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar