РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения одного модуля Программы Кембриджского университета «Критическое мышление» в серию ур.

Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения одного модуля Программы Кембриджского университета «Критическое мышление» в серию ур.
Из опыта работы 
Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения одного модуля Программы Кембриджского университета «Критическое мышление» в серию последовательных уроков 

Учитель химии и биологии
Алгинского района
Маржанбулакской средней школы
Хамзина Гульжан Минуллаевна.


Тот, кто учится не размышляя, впадает в заблуждение. 
Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении. 
Конфуций 

Критическое мышление - дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученный в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженности к организационным общественным действиям и развитию критического мышления у других. (Руководство для учителя стр.165).

Современный мир движется быстрыми темпами развития информационных технологии, где не только ребенку, но и взрослому человеку порой бывает сложно ориентироваться в жизни.

Я придерживаюсь, следующего мнения о том, что творческие способности учащихся можно развить, создав для этого специальные условия. Если учащиеся с самого начала готовятся к тому, что он должен создавать, придумывать, находить оригинальные решения известным проблемам, то личность этого ученика будет формироваться не так, как формируется личность ребенка зависящего от учителя в школе и в семье от своих родных.

Уроки, проводимые по технологии развития критического мышления, имеют чёткий технологический алгоритм, а также набор приёмов и методов ведения урока. Согласно этой технологии образовательный процесс состоит из трёх стадий: вызов, осмысление и рефлексия. Все серии последовательных уроков я разработала с использованием критического мышления приемы и методы, которые присутствуют на каждых его этапах.

На первом уроке «Строение и функции нервной системы» на стадии вызова я предложила составить рассказ из предложенных слов такие как; мышцы, чайник, мозг, команда, боль, сигнал, рефлекс здесь я хотела увидеть, как справиться каждая команда и как пройдет обсуждение в группе и тем самым подойти к теме урока. Первая группа справилась намного лучше, с заданием при этом в группе они работали сообща и рассказ был более содержательный. Во второй группе рассказ составили два ученика со средней успеваемостью и распределив обязанности озвучить текст предложили слабому ученику, рассказ оказался неполный и некоторые слова выпали из текста и связь межу словами оборвалась. Дополнить ответ отозвалась учащиеся из первой группы. При приеме «Ассоциация» учащихся прекрасно справились с заданием. Но правильность их ассоциации я решила проверить в конце урока для того чтобы учащиеся сами смогли увидеть свои ошибки и их исправить. На каждом этапе я старалась поощрять и подбадривать учащихся.

Стадия вызова это тот этап, в котором нужно побудить интерес к уроку и при этом стараться поддерживать его в течение всего урока.

На стадии осмысления, первого урока я использовала прием «ИНСЕРТ» и сразу же возникли трудности, дети читали текст но при этом не один из учащихся, не задумался над его осмыслением и в дальнейшем над всей работай в целом связанной с текстом. Что сказалось при работе с заполнением маркировочной таблицы. Учащиеся лишь ответили на две графы таблицы и не смогли обсудить выполненный ими материал в паре. Прием «Ромашка Блума» смог помочь мне в понимание как учащиеся освоили тему, и кто, в какой степени вопроса оказался слабее. Мной были составлены вопросы следующего порядка. Например: Простые вопросы — Из чего состоит система? Что делают нервные клетки? 

Уточняющие вопросы. 

  • Какая главная работа нервной системы?
Интерпретационные вопросы. 

  • Как синапсы связаны с нервной системой?
Творческие вопросы. 

  • Как вы думаете, что случилось бы с человеком, у которого отсутствует рефлекс?
Практические вопросы. 

  • Скажите где и как вы можете наблюдать работу нервной системы?
Оценочные вопросы. 

  • Каково ваше мнение о работе рефлекса?

По наблюдениям ответов учащихся могу сказать, что на все вопросы отвечали в основном сильные учащиеся. Лишь в конце урока слабый ученик Костя на творческий вопрос: Что будет если у человека, будет нарушена двигательные нервные волокна? ответил однозначно, а далее раскрыть вопрос затруднился. Где- то приходилось задавать учащимся наводящие вопросы, чтобы направить на правильный ответ. На оценочный вопрос ответила, сильная ученица Лена при этом смогла аргументировать свой ответ своими предположениями.

Дальше по плану, была проведена лабораторная работа, здесь учащиеся Гена и Костя изъявили желание провести лабораторную работу, самостоятельно изучив алгоритм действий и с помощью того как они поняли тему урока. Ученики сами провели и объяснили ход лабораторной работы. После этого лидеры групп составили, критерии и в группе проверив работы учащихся, оценили по составленным критериям.

Прием «Жокей и лошади» помог мне закрепить учебный материал. На данном этапе ученики работали с карточками, где на одной из них были записаны вопросы, а на другой карточке ответы им нужно было найти ответы на вопросы. На удивление, все учащиеся активно работая друг с другом, прочитав вопросы, они быстро нашли на них ответы и таким образом справились с заданиями.
После для снятия усталости я провела психологическую минутку «Экипаж». После чего преступила к стадии рефлексии, раздала каждому ученику бланк для того чтобы они работали индивидуально и не слышали мнения друг друга так как хотела увидеть личное мнение каждого ученика по поводу проведенного урока.

Домашнее задание в серии четырех были в следующем виде: приема «Базар головоломок», синквейн, придумать рекламу, написать эссе.

Второй урок: «Отделы нервной системы. Строение спинного мозга» в стадии вызова был проведен «Немой диктант», где учащиеся работали индивидуально, но обсуждение участвовали все члены групп, так как задание было на повторение домашней работы. Конечно, ответы более правильно предоставляли средние и сильные ученики класса. Слабые же учащиеся только отвечали однозначно. Прием «Микрофон» очень понравился моим ученикам, каждый хотел подержать микрофон и представить себя на какой - то телепередаче тем более, что урок снимали на видео.

После психологической минутки я перешла в основную часть урока, где учащимся предложила сыграть в игру «Охота за сокровищами», а когда они узнали, как мы будем искать сокровища, эмоциям детей не было предела. На этом уроке я разделила учеников по степени успеваемости: Лена и Сауле, работали с учебником и дополнительной литературой, Гена и Зарина с ноутбуком в интернете, Костя, Фамиль, Дима с сотовыми телефонами.

Сначала было возмущение сильных учеников, они хотели работать с сотовыми телефонами и ноутбуками. Но после объяснения, что им предстоит сделать, сильные ученики сразу принялись за работу. Мне понравилась работа группы Гены и Зарины.
Они определили, роли между собой Гена находил материал, а Зарина записывала, в ходе просмотра материала и они советовались между собой. Группа мальчиков сначала не могли выйти на нужный им сайт, но когда вышли Фамиль сразу отдал команду Косте записывать найденный материал, а Диме искать материал в других сайтах. В данной группе лидером оказался Фамиль. В группе Сауле и Лены девочки работали дружно, но лидерство было в руках Лены. При выступлении и ознакомлении найденного материала Группа Сауле и Лены активно защищали свои ресурсы, в группе мальчиков Дима высказался по поводу сотовых телефонов. В группе Зарины и Гены Зарина прочитала найденный материал. И в итоге пришли к выводу, что, несмотря на некоторые плюсы и минусы в имеющихся ресурсах все они полезны и необходимы и в каждом из них можно найти материал, который необходим для обучения. После данного приема учащиеся работали над презентацией постера на тему: «Значение спинного мозга для здоровья человека». Работа над презентацией стало любимым занятием моих учеников а в основном слабых, которые пытались показать свою работу хотя бы в виде рисунков. Презентовали постеры, в группе №2 высказывались все, и даже Фамиль. В группе №1 у ребят прогресс, заговорили Гена и Костя оба ученика защищали свой постер с большим интересом. Зарина только изредка, что- то добавляла, отдав инициативу в руки мальчиков. Я заметила удовлетворение на лице Кости, он был доволен собой и своими ответами. Ребята сами разработали критерии, оценивания постера. Сегодня я считаю, что удачно подобрала дифференцированный тест для закрепления материала. После настала пора рефлексии, где учащиеся поставили себе оценки. На этом уроке учащиеся класса оценили слабого ученика Костю на «4» отметив в рефлексии, что данный ученик принимал участие во всех этапах урока, был активен, проявлял самостоятельность и правильно отвечал на вопросы, хорошо работал в группе.

Третий урок проходил в постоянной постановке проблемных вопросов и мозгового штурма так же данные приемы помогли вызвать интерес к теме урока. При этом учащиеся заметно стали лучше рассуждать и пытались, как то аргументировать свои мысли.
Третий урок «Строение ствола головного мозга . Мозжечок» проведя приветствие начала также с приема критического мышления «Ассоциация» я попросила назвать учащихся ассоциации с головным мозгом. Здесь учащиеся записывали на листе ватмана свои ассоциации в конце урока учащиеся сами, подойдя к ватману, проверяли верность своих, ассоциации. Правильность их ассоциации после проверки работ, вызвала бурные эмоции, что помогло учащимся повысить самооценку каждого ученика. Игра «Шпаргалки» заставил слабых учащихся обратиться к тексту учебника для того чтобы записать свое предложение в шпаргалку. После учащиеся с группой выступали со своими шпаргалками , таким образом обучая друг друга. После приема «Обратная мозговая атака» учащиеся принялись за работу с презентациями, я предоставила учащимся различные рисунки и попросила поработать над следующими вопросами: Почему сейчас обезьяна не превращается в человека, и какие рекомендации вы предложите для развития интеллекта человека? В данном приеме учащиеся использовали разные картинки для раскрытия вопроса. Слабый ученик Дима очень хорошо воспринял работу и принял участие в презентации и оценивании постера.

На четвертом уроке «Большие полушария мозга» приемы «Дуэль» и «Телеграмма» прекрасно помогли при проговаривание изученного материала, взаимообучения и развития диалога в паре. Когда я использовала прием «Пометки на полях» Фамиль предложил не терять время на заполнение таблицы для того чтобы выиграть время на совместное обсуждение в группе. Хочу подчеркнуть, что это предложение слабого ученика и соответственно он не справлялся при работе с текстом и поэтому выбрал этот метод работы, считая его наиболее легким. Я приняла во внимание его предложение, отменила заполнение таблицы, оставив только работу с текстом. Чтобы привлечь и заинтересовать его к чтению текста я приняла его предложение. В ходе этой работы я увидела, что Фамиль, проявил себя на данном этапе урока наиболее лучше по сравнению с другими уроками. Работая в паре, они хорошо отвечали на все поставленные вопросы.

Я заметила в ходе серии уроков, что идеи и предложении предложенные самими учениками оказывались наиболее эффективнее и давали больше результативности по причине заинтересованности самих учащихся.

На стадии рефлексии происходит возвращение к сформулированным на стадии вызова вопросам и предположениям, происходит сопоставление нового материала с тем, что знали об этом раньше. В процессе рефлексии ученики взаимооценивают и самооценивают результаты обучения и познания.

Оценивание критического мышления будет развиваться в том случае если ученик:

  • во первых умеет выделять главное, умеет находить важные части информации, высказывать свои мысли и предположения, презентовать. 
  • Во вторых умеет использовать свои собственные знания, чтобы сделать выводы относительной найденной, полученной, изученной, информации и проверить. Ученик способный аргументировать свою точку зрения в письменной или устной форме четко объясняющий и обосновывающий свое мнение по теме. Стремление учащегося к процессу познания также ведет к развитию и оцениванию критического мышления.

С помощью рефлексии я смогла увидеть учащихся с разных сторон и понять, у кого завышена самооценка и наоборот, кто понял изученный материал урока и как справились с заданиями на уроке, какие были трудности и как их в дальнейшем перебороть.
В применение на своих уроках технологии критического мышления я могу перечислить лишь положительные стороны по той причине, что именно приемы и методы критического мышления помогли скрасить мои уроки, развить мышление учащихся, при этом возник интерес при работе с текстом, появилась способность работать в группе и работать с различными источниками информации. Основная особенность технологии критического мышления в том, что учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом, выделять основное и осмыслить свою работу, добывать знания с помощью диалогического обучения, что в параллели помогает развить речь и обогатить учащегося общением и размышлением.

Проведя серию уроков я пришла к такому выводу, что учащиеся экспериментального класса только на стадии формирования развития критического мышления, и при этом данное мышление развиваются у всех учащихся по разному. Так же могу сделать вывод о том, что мыслительная деятельность и постановка речи в моем экспериментальном классе находиться не на высоком уровне, а лишь на начальной стадии развития. Несмотря на возникшие проблемы при работе именно критическое мышление стало основным и даже отправной точкой к началу обучения тому, как учиться.

Если учитывать то, что на начало эксперимента качество знаний класса состовляло-28,57% то после проведенных уроков качество знаний повысилось на половину, то есть стало- 57,14%, если же говорить о среднем балле на начало было- 3,14 то на конец составило- 3,57. Динамика улучшения среднего балла на 0,48 а в качества знаний улучшилась на – 28,57%

Для меня основной задачей на будущее стало научить учащихся находить знания самостоятельно и критически мыслить. Так же научить задавать вопросы, выслушивать чужие мнения, иметь свое, уметь анализировать и классифицировать свою работу и при этом постоянно обеспечивать индивидуальную поддержку учащемуся морально и духовно для повышения самооценки и самопознания ведущего к саморегуляции.

Полученные в процессе обучения знания, умения и навыки, достигнутое умственное развитие должны помочь учащимся в их адаптации к быстро меняющимся условиям современной жизни. В век модернизации и нано технологии просто необходимо критически мыслить не только ученикам, но и учителям для критического оценивания собственных работ и идей. Только критический мыслящий учитель может воспитать конкурентоспособную, здравомыслящую личность. И хотелось бы подытожить свой рефлексивный отчет словами великого Абая: Человек критического ума, склонный к анализу, умеющий отделить нужное от ненужного,
как правило, обладает сильным духом. А тот, кто не размышляет над услышанным и увиденным, не только не приобретает нового, но и теряет старые познания. Дух его слабеет.

Использованная литература
  1. Руководство для учителя
Хамзина Гульжан Минуллаевна17.03.2013 262624 Из опыта работы
Всего комментариев: 4
avatar
0
1

написано в доступной форме и ясно
avatar
0
2

Спасибо за ваш комментарий smile
avatar
0
3

очень просто и понятно. надеюсь поможешь
avatar
0
4

конечно обращайся.
avatar