РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Подведение итогов урока. Рефлексия.

Подведение итогов урока. Рефлексия.
«Подведение итогов урока. Рефлексия»

 

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

 

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния
  2. рефлексия деятельности
  3. рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

При проведении рефлексии следует учитывать возраст учащихся и их категорию.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения: букет настроения, цветок настроения либо дерево настроения; эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

На среднем и старшем этапах обучения можно использовать следующую опору.

Рефлексия деятельности - этот вид рефлексивной деятельности приемлем на разных этапах урока. На этапе защита проектных работ я использую оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. В начале урока на этапе warm-up я обычно использую прием «Корзина идей, понятий, имен» или прием «Кластер». На любом этапе урока можно использовать «Диаграмму Венна», прием «Кубик». В старшем звене эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость».

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); достаточно известный прием синквейна.

Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.


Механизм ЗУХ - В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию. Прием «Маркировочная таблица» позволяет проконтролировать работу каждого ученика на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме. Обращаться к этой таблице можно несколько раз за урок. На начальном этапе урока заполняется первая колонка, в ходе урока – вторая колонка и на этапе Рефлексии – третья.

Также можно использовать прием «Написания эссе».

Как я упомянула ранее в зависимости от особенностей восприятия и переработки информации уч-ся условно можно разделить на четыре категории: визуалы, аудиалы, кинестетики и дискреты. Визуалы воспринимают большую часть информации с помощью зрения, аудиалы – через слуховой канал, кинестетики – через другие ощущения и с помощью движений, а дискреты (не встречаются в начальной школе) – через логическое осмысление. И мы учителя должны представлять информацию детям, используя все каналы восприятия. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений.

Хочу подсказать вам, как определить модальность восприятия уч-ся. Посмотрите, кто как записывает домашнее задание. Визуалы послушно открывают дневники и переписывают с доски то, что задано на дом. Аудиалы, прежде чем записать дом задание, попросят учителя озвучить запись на доске, а потом еще переспросят у соседа по парте, что задано. Со слуха запишут эту информацию себе в дневник. Кинестетики чаще всего отмечают номера нужных упражнений прямо в учебнике.

Когда мы прослушивали и пели песню: аудиалы слушали, хлопали в ладоши, смотрели на меня; визуалы – следили по учебнику и отбивали в такт карандашом, кинестетики – стучали карандашом, но не смотрели в учебник.

Все это мы должны учитывать и при проведении рефлексии. В моей группе преобладают визуалы, поэтому я выбрала такой способ проведения рефлексии, при котором преобладала наглядность, хотя этот вариант подходит детям с любой модальностью восприятия. Но эту же рефлексию можно было провести еще двумя способами:

  • Аудиалы: устно, фронтально: Do you like the lesson today?
  • Кинестетики: раздать карточки «рожицы» и дети изображают настроение, дорисовав ротик смайлику.

Из всего сказанного можно сделать вывод: рефлексия - это не пустая трата времени, а важный и необходимый этап урока. Она способствует развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельность, предприимчивость и конкурентоспособность, что облегчит вхождение личности в мировое сообщество и позволит успешно функционировать в нём.

Казаченко Виктория Валентиновна29.10.2012 363980 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar