РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Доклад "Рефлексивная деятельность младших школьников"

Доклад "Рефлексивная деятельность младших школьников"
Доклад «Рефлексивная деятельность младших школьников».

Левитская Анна Михайловна,
учитель начальных классов
МОУ НОШ №24,п . Чунский ,
Иркутской области

Считаю, что при организации деятельности детей необходимо помнить о ситуации успеха, чтобы каждый был удовлетворён собой.
В настоящее время перед школой стоит задача формирования самостоятельного, инициативного человека с активной личностной позицией, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. Это, в свою очередь, предполагает становление ученика в роли субъекта учебной деятельности, что невозможно без развития у него объективной и содержательной самооценки, которая является частью фундамента для дальнейшего самопознания и самообразования.

В связи с этим одной из задач начальной школы является формирование у ребёнка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене.
Учителя используют различные приёмы в оценивании знаний детей. Это всевозможные эмблемные сувениры, медали «Умничка», «Молодец», «Хорошая работа», «Так держать!», «Спасибо»; рисунки, звания, типа «Король письма» и т.п.
В то же время учителя понимают необходимость формирования самооценки школьников, так как адекватное восприятие оценки взрослого возможно при условии развития самооценки и самоконтроля у детей.

Ребёнок должен научиться оценивать свои действия, их результаты, своё продвижение вперёд.
К сожалению, учащиеся привыкают к тому, что их оценивают другие. Надо только выполнить задание, а правильно ли оно выполнено, скажет учитель. У ребёнка не создаётся мотивация для самостоятельного совершенствования своих действий. Полная передача оценочного компонента взрослому порождает неверие ученика в свои силы, держит его в состоянии постоянной тревожности, вызывает недоверие к объективности педагога. Ребёнок начинает в первую очередь «зарабатывать» хорошие отметки.

При взаимодействии с учащимися в образовательном процессе учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов рефлексии, отражающих 4 сферы человеческой сущности:
  1. физическую (успел – не успел, легко – тяжело).
  2. сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно).
  3. интеллектуальную (что понял, что осознал, что не понял, какие затруднения испытал).
  4. духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Что же представляет собой рефлексивная деятельность учащегося?

В педагогической литературе рефлексия определяется, как умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализом, оценкой предпосылок, условий и результатов собственной деятельности.

Факторы, влияющие на формирование самооценки младшего школьника:

1. Мнение родителей, стиль домашнего воспитания.
Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности, всеобщего поклонения.
Дети с заниженной самооценкой не имеют с родителями доверительных отношений, не чувствуют их эмоционального участия. Они либо пользуются большой свободой, либо испытывают чрезмерное ущемление собственной свободы со стороны родителей, подвергаясь их жестокому контролю, негативной критике.
В семьях, где дети имеют адекватную высокую или устойчивую самооценку, внимание к личности ребёнка сочетается с достаточной требовательностью, родители не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребёнок того заслуживает.
Родители задают исходный уровень притязаний ребёнка – то, на что он претендует в учебной деятельности. Уровень притязаний ребёнка в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребёнка культивируются те качества, которые больше заботят родителей: поддержание престижа, послушание, высокая успеваемость. Уровень притязаний ребёнка, родителей по отношению к ребёнку и его потенциальные возможности зачастую не совпадают, порождая переживания, снижение уровня мотивации, что может нанести ущерб личности школьника.
Таким образом, для формирования объективной и содержательной самооценки младшего школьника учителю необходимо осуществлять целенаправленную работу с родителями.

2. Наличие (отсутствие) навыков учебной деятельности, оценка учителя.
Формирование учебной самостоятельности младшего школьника невозможно без сформированности у него навыков учебной деятельности, важным и непременным условием которой является контроль и оценка. Причём, самооценка должна предшествовать учительской оценке, поскольку является непременным условием формирования учебной самостоятельности школьника, развития его личности. Важно научить школьников с помощью учителя вырабатывать однозначные, предельно чёткие критерии оценки, разрабатывать оценочную шкалу.

3. Оценка товарищей.
Научить ребят объективно оценивать свои знания невозможно, не научив их объективно оценивать знания своих одноклассников. Необходимо ставить ученика в позицию учителя, предъявлять ему чёткие критерии для оценки учебной деятельности товарища и учить оценивать и анализировать деятельность одноклассников с точки зрения заданных критериев. Владение навыками самооценивания и взаимооценивания будет способствовать более быстрой адаптации ребёнка в среднем звене.

4. Собственный жизненный опыт.
Самооценка складывается под воздействием определённого жизненного опыта, является результатом переживания человеком своих успехов и неудач. Поэтому важно научить ребёнка анализировать причины, которые способствовали их успеху или неудаче в конкретной ситуации, делать выводы и строить свою дальнейшую деятельность с учётом полученных выводов.

Анализ данных факторов позволяет определить комплекс основных психолого-педагогических условий, способствующих формированию самооценки:

  • культура общения педагога и учащегося, учеников друг с другом, родителей с ребёнком;
  • формирование учебной самостоятельности ребёнка;
  • создание ситуации успеха в процессе организации учебной деятельности;
  • использование разнообразных форм и методов обучения при организации учебной деятельности;
  • обучение младших школьников приёмам самоконтроля;
  • обучение приёмам самооценивания и взаимооценивания, способам корректировки полученного результата;
  • осуществление целенаправленной работы с родителями.

Для реализации этих условий я использую следующие формы работы:

  • работа в парах;
  • работа в творческих группах;
  • индивидуальная работа учителя с учеником;
  • самостоятельная работа учащихся;
  • индивидуальная работа родителя с учителем.

Для обучения младших школьников приёмам самооценивания и взаимооценивания целесообразно использовать разнообразные формы оценивания:

  1. Папки индивидуальных достижений, в которых накапливается наградной материал, творческие работы, оценочные листы по основным предметам.
  2. Дневники достижений, в которых ребята самостоятельно оценивают свои знания по 5-бальной системе по заранее предложенным критериям, выработанным учителем совместно с учащимися, оценки выставляются по основным темам. Учитель систематически проверяет эти дневники, выставляет рядом с оценкой ученика свою отметку, даёт рекомендации родителям. Родители могут задавать вопросы учителю.

Целесообразно применять рефлексию уже в начале урока, когда ученики после демонстрации своих умений в применении изученного способа, алгоритма, правила оценивают уровень их освоения, соотнося свои действия с образцом, предъявленным учителем или составленным совместно. Интересные приёмы интеллектуальной, сенсорной так и духовной рефлексии могут быть использованы на любом этапе урока. Заметим, что дети с большим удовольствием включаются в их выполнение:

Например:

  • Найти своё место на лестнице успеха сегодняшнего дня.
  • выбрать соответствующее определённому уровню понимания, умения или знания изображение (фигуру, цвет и т.п.).
  • выразить своё удовлетворение от выполненной работы или настроение на уроке цветом, каким-либо символом.
  • высказать благодарность одноклассникам, группе ребят за какое-либо действие или поступок, дать совет.

Задачу формирования навыков самооценки можно решить с помощью тестов по русскому языку.
Обычно в учебниках нет инструментария, позволяющего ученику проверить правильность выполненного задания, сверить свой результат с эталоном. Так учебная деятельность лишается корректирующей и мотивирующей основы. Наличие ответов в рубрике «Проверь себя» поможет ученику объективно оценить свои действия, увидеть допущенные ошибки. Приём сличения своего результата с эталоном становится инструментом анализа ошибки, её причины, выявление уже возникших и потенциальных затруднений, сбоев в операционном составе действий и т.д. Таким образом, тестовые задания являются для ученика не только тренировочной практической работой, требующей имеющихся знаний, но и объектом познания.

Тестирование организует непрерывный контроль знаний, который выполняет роль обратной связи в системе «учитель-ученик», помогает освоить терминологию, обеспечивает объективность оценки, быстроту контроля, широкий охват материала.
Важно, чтобы вопросы и задания в тестах развивали мыслительные операции, учили детей обобщать изученные явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждали к применению определённых способов действий.

Одни задания организуют наблюдения за языковыми явлениями, другие необходимы для усвоения грамматического определения или орфографического правила, третьи помогут установить последовательность умственных действий при решении орфографических задач, т.е. откроют общий способ деятельности.
Разнообразие формулировок в тестовых заданиях разовьёт остроту ума и гибкость мышления, потребует от учеников предельной внимательности и собранности.

Упражнения с синонимами и антонимами обогатят словарный запас школьников, помогут им стать интересными собеседниками.
В тестах по предметам целесообразно использовать задания открытого и закрытого типа.
Тестовые задания.

ОТКРЫТОГО ТИПА ЗАКРЫТОГО ТИПА
- дополнения
- свободное изложение - альтернативные ответы
- множественный выбор
- восстановление последовательности
- восстановление соответствия

Для выполнения заданий открытого типа ученику необходимо самому записать одно или несколько слов. Эти задания не имеют вариантов правильных ответов. Например: чтобы правильно обозначить на письме парные звонкие и глухие согласные на конце слова или перед парными согласными, нужно…

Задания, требующие альтернативных ответов, предусматривают два варианта ответов: да – нет. Например:

Прав ли Вова Колесников, утверждая, что в слове сказка два звука [с]?

А) да б) нет
Ответ: а

При выполнении задания с множественным выбором, ученик выбирает один или несколько ответов из предложенных вариантов:

Укажи признаки однокоренных слов:

А) близкие по значению.
Б) Отвечают на один и тот же вопрос.
В) Имеют одни и те же части слова.
Г) имеют общий корень.
Ответ: а), г).

В заданиях на восстановление соответствия необходимо найти или приравнять части, понятия, восстановить соответствия между элементами двух списков. Например:

Укажи, с каким значением образуют слова суффиксы:

  1. –тель а) увеличительное
  2. –онок (ёнок) б) уменьшительно-ласкательное
  3. –ищ- в) детёныш животного
  4. –ик г) по роду занятий
  5. –ушк- (-юшк-)
Ответ: 1г, 2 в, 3а, 4б, 5б.

2. Соедини проверяемые и проверочные слова.

  1. плот а) с плодами
  2. плод б) на плоту
  3. лук в) с луком
  4. луг г) на лугу
  5. молод д) молодой
  6. молот е) с молотом
Ответ: 1б, 2а, 3в, 4г, 5д, 6е.

Задания на восстановление последовательности обладают значительными преимуществами – краткостью, простотой проверки. Они пригодны для повторения и закрепления алгоритмов. Например:

Восстанови последовательность действий. Чтобы выделить корень, нужно…

А) сравнить однокоренные слова;
Б) выделить общую часть – корень.
В) подобрать однокоренные слова.
Ответ: в, а, б.

В результате систематической работы по формированию предпосылок полноценной рефлексивности к окончанию начальной школы у учащихся могут быть сформированы следующие компоненты:

  1. способность критично и содержательно оценивать ход своей предметной работы и полученный результат, контролировать свои учебные действия и поступки.
  2. обнаруживать затруднения при выполнении каких-либо действий, уметь
  3. устанавливать причины своих затруднений и находить способы их решения.
  4. определять степень сложности заданий.
  5. находить образцы для проверки своей работы.
  6. сопоставлять свою работу с образцом.
  7. оценивать свою работу по критериям, выработанным в классе.
  8. сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека (учителя, одноклассника, родителей).
Левитская Анна Михайловна24.01.2011 77381 Я иду на урок...
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Взглянула на рефлексию учащихся еще с одной позиции. Спасибо.
avatar