РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование саморазвивающейся личности на уроках биологии и химии

Формирование саморазвивающейся личности на уроках биологии и химии «Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке»
М.Скаткин

Перспективное развитие современного образования требует радикальных изменений, позволяющих учащимся адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, творчески реализовать себя в личной и семейной жизни, в будущей профессиональной деятельности.

Основной тенденцией изменения приоритетных целей технического и профессионального образования является постановка на первый план задач формирования саморазвивающейся личности как важнейшее условие подготовки компетентного специалиста. Ориентация на личность учащихся определяет и современную концепцию образования. Развивающая среда урока - вот условие формирования саморазвивающейся личности.

Каждый студент уникален и неповторим. Хотим мы того или нет, но каждый из них постигает окружающий мир, учится и воспитывается, исходя из своих собственных, индивидуальных интересов и возможностей. Какой же должна быть развивающая среда в классе, чтобы она позволяла каждому учащемуся действовать на основе его интересов и возможностей и тем самым способствовала раскрытию и развитию его индивидуальности?

Быстрый рост объема информации, которой необходимо овладеть, требует создания и использования новых эффективных средств обучения. Сегодня – это интерактивная модель обучения, учащийся становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом. Соответственно цель своей педагогической деятельности вижу в том, чтобы создать условия для развития каждого учащегося, чтобы каждый студент достиг более высокого уровня обученности, сформировать творческую саморазвивающуюся личность, воспитать будущих граждан Казахстана, специалистов своего дела.

В своей педагогической деятельности использую элементы технологий: личностно-ориентированное развивающее обучение И.С.Якиманской, саморазвивающее обучение Г.К.Селевко, известные технологии модульного обучения, разноуровневого обучения, развития критического мышления, информационно-коммуникативные, элементы Веб-квест технологии. Изучая и используя различные технологии, пришла к выводу, что только систематическая самостоятельная деятельность учащихся на основе развивающих, разноуровневых заданий формирует у них активную деятельностную позицию.

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом занятости в процессе познания всех учащихся без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой, особый, индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. В зависимости от целей и задач занятия использую индивидуальную, парную и групповую виды работ, используется проектная деятельность, ролевые игры, осуществляется работа с различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля. Нельзя учащимся сообщать в готовом виде то, к чему они могут прийти сами путем собственных внутренних усилий. 

Развитие способности принимать и осуществлять самостоятельные решения, самому оценивать свои действия и вносить в них необходимые коррективы, ведет по пути саморазвития. Обстановка сотрудничества учителя и ученика в классе учит уважению к интересам и потребностям других людей, умению сообща и конструктивно решать возникающие проблемы, отвечать за свои слова и поступки.

В ситуации свободного выбора наиболее ярко и полно раскрываются личностные особенности учащегося. Наблюдая за выбором детей (что выбирает и почему), выставляя различные условия выбора, педагог может многое узнать о побудительных мотивах, образе мыслей и чувств каждого ученика. Вот, например, один постоянно избегает совместных форм работы в группе, потому что неуверенно чувствует себя в новом коллективе или потому что не любит согласовывать свои действия с другими детьми, хочет все сделать сам. Другой студент, решая задачу, часто пользуется карандашом - он рисует схемы и чертежи, которые необходимы ему для успешного решения химической или генетической задачи. А кто-то предпочитает решать задачи на словесно-логическом уровне, выбирая для этого в учебнике подходящие правила, листая различные справочники и словари, использует алгоритмы, периодическую таблицу Д.И.Менделеева.

Совершенствование образовательной системы, поиск путей повышения качества образования требуют нового подхода к проблеме преподавания дисциплин естественнонаучного профиля, в частности химии и биологии. Эти науки включают в себя не только систему знаний, в современных условиях они должны стать основой формирования научного мировоззрения, заложить метод познания окружающего мира, научить учащихся самостоятельно добывать знания. Эта образовательная сфера базируется на принципах фундаментальности, непрерывности, взаимосвязи с другими науками, с новейшими достижениями и открытиями, а также с производством. Повышению уровня химико - биологического образования способствует применение современных информационных технологий. Компьютеризация позволяет автоматизировать процессы обучения и контроля знаний, хранить и предоставлять учебную информацию в нужный момент.

Молодое поколение и компьютер это связь современной реальности: этим нужно пользоваться, это необходимо учитывать при построении учебного процесса. Учить грамотному, вежливому и содержательному сетевому общению, предметно и наглядно убеждать в фантастической красоте окружающей среды, физических моделей, математических преобразований, химических превращений, биологических закономерностей, поощрять любые попытки самостоятельных аналитических исследований компьютерных образовательных ресурсов. Владение информационными и коммуникативными технологиями позволяет уверенно чувствовать себя любому человеку, как в стенах образовательного учреждения, так и за его пределами – в информационном обществе. Это дает возможность и создает условия для формирования творческой личности, дальнейшего непрерывного самообразования и самосовершенствования. Это та область, которая увлекает и способствует развитию и ученика и учителя.

В рамках декады дисциплин естественно-математического цикла в декабре 2012 года совместно с преподавателями Хабибулиной Ж.Е. и Гавриловой Е.П. проведен открытый интегрированный урок-путешествие предметов химии, биологии и математики по теме «Предельные одноатомные спирты» с элементами технологии Веб-квест. 

Веб-квест – это пример организации интерактивной образовательной среды. При работе над веб-квестом развивается ряд компетенций:

  • использование информационных технологий для решения профессиональных задач (в т. ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных);
  • самообучение и самоорганизация;
  • работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
  • умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
  • навык публичных выступлений (обязательно проведение предзащит и защит проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями).
Этап открытого урока: выполнение заданий на основе ресурсов сети Интернет. Каждая группа выполняет собственное исследование, осуществляет поиск и сбор материала, двигаясь по информационной карте. На карте отображены станции, которые необходимо пройти, для того чтобы перейти на следующий уровень.

1 станция «ВХОД в ИГРУ» загадка про спирт.
2 станция «ИСТОРИЧЕСКАЯ», предлагается изучить историю открытия спиртов и получения, выдающиеся события и даты, имена ученых, интересные факты и курьезные случаи из истории изучения спиртов, используя всемирные сети Интернета.
На 3 станции «ХИМИЧЕСКОЙ» - нужно собрать информацию о физических свойствах спиртов и их химической активности, сведения о химических процессах и явлениях, характеризующих свойства спиртов.
На «МАТЕМАТИЧЕСКОЙ» - вы сможете рассчитать процентное содержание примесей в спиртах через решение задач по математике при помощи математической логики.
На «БИОЛОГИЧЕСКОЙ» - добыть сведения о строении клеточной мембраны, их биологической роли и влиянии алкоголя на здоровье человека.
На станции «ТЕХНИЧЕСКАЯ» - изучить области применения спиртов в медицине, технике и народном хозяйстве.
По окончании работы с квестом студенты демонстрируют результаты исследований в виде презентаций в программе PowerPoint.
Урок, в рамках которого созданы условия, удовлетворяющие потребности учащегося в безопасности и эмоциональном комфорте, где ему приятно и удобно работать, где ценят и отмечают его достижения и успехи, где можно проявить инициативу и самостоятельность, дает возможность для подготовки профессиональной конкурентноспособной, творческой, саморазвивающейся, самосовершенствующейся личности.

Байгенжина Салтанат Даулет-Киреевна02.04.2013 12790 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar