РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Стратегии взаимодействия всех участников образовательно-воспитательного процесса с учетом профессиональных интересов учителя

Стратегии взаимодействия всех участников образовательно-воспитательного процесса с учетом профессиональных интересов учителя

Стратегии взаимодействия всех участников образовательно-воспитательного процесса с учетом профессиональных интересов учителя на уроке английского языка.

В соответствии с новыми предложениями и требованиями, озвученными в таких документах государственной значимости, как Закон РФ "Об образовании", федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 гг. и нормативных школьных актах, а также с внедрением инновационных педагогических методик и технологий, современная школа должна создать условия, обеспечивающие полноценное развитие индивидуальных способностей каждого обучающегося, свободу, раскрепощенность, психологический комфорт, высокий творческий настрой, мотивацию учения и других видов деятельности. Все это ведет к необходимости построения новой модели взаимодействия всех участников образовательно-воспитательного процесса.

С внедрением личностно-ориентированного подхода в обучении основное внимание сосредотачивается на ученике. Все остальные участники образовательного процесса всячески способствуют становлению личности обучающегося, поддерживают его и развивают. 

Данная диаграмма отражает следующие виды взаимодействия:

  1. администрация – ученик;
  2. администрация – учитель;
  3. администрация – родители;
  4. учитель – ученик;
  5. учитель – родители;
  6. родители – ученик.
Отношения между администрацией и учителями – это психологическая поддержка, взаимопонимание, постоянный анализ полученных результатов, отслеживание индивидуальных личностных изменений каждого ребенка. Руководители должны не только находить средства на переподготовку педагогов, приобретение новых пособий и учебников, но и создать мотивацию для учебы. Администрация должна предоставлять прозрачные отчеты о финансовых начислениях всему педагогическому коллективу школы, дабы не рождать недовольство и недопонимание среди учителей.

Что касается взаимодействий между администрацией и учениками, следует отметить, что поддерживается политика авторитета директора и завучей в глазах учащихся, отношения строятся на доверии и в сотрудничестве. Ученики должны иметь право через своего выбранного представителя (президент школы) выдвигать актуальные требования и предложения, не противоречащие уставу школы, непосредственно директору, которые тот в свою очередь должен поставить на рассмотрение.

Рассматривая параллель современных учителей и учеников, стоит отметить, что это партнерские отношения, в которых каждый участник отвечает за качество образовательного процесса. Основа этих отношений – взаимное уважение, приветливость и вежливость, внимательность друг к другу. Учитель и ученик должны уметь слушать и слышать друг друга, сотрудничать и всячески помогать друг другу, тогда процесс обучения станет наиболее эффективным.

Взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей. Педагогический коллектив школы считает необходимым совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей и, как следствие, родителей и учеников. Именно потому приоритетной задачей является усиление взаимодействия с семьей. Хотелось бы подробнее остановиться именно на этой стратегии взаимодействия, поскольку только родителям под силу облегчить и сделать труд учителя наиболее эффективным.

В практике сложились наиболее рациональные формы взаимодействия родителей с учителями и администрацией: общие и классные собрания, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся. Родители должны привлекаться к участию в организации учебно-воспитательного процесса: руководство кружками, выступлениям перед родителями и детьми, подготовке и участии в проведении внеклассной и внешкольной работы, хозяйственной помощи.

Индивидуальная работа с родителями и другими взрослыми членами семьи учащегося сложна и разнообразна. Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться. Многое в отношении школы и семьи зависит от первой встречи. В первом разговоре с родителями не следует говорить о трудностях работы с детьми. Нужно постараться, чтобы у родителей появилась уверенность, что учить и воспитывать их сына или дочь будут квалифицированные педагоги и для этого подготовлены все необходимые условия.

Большие возможности представляет работа с коллективом родителей: широкая педагогическая информация, обмен опытом, создание в необходимых случаях общественного мнения, привлечение родителей к участию в жизни класса. Эта работа ведется в двух направлениях: повышение педагогической культуры родителей и более совершенное в связи с этим выполнение ими обязанностей по воспитанию своих детей, объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы со всеми детьми.

Основная форма работы с коллективом родителей - родительское собрание. Родительские собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. На собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, содержанием, формами и методами воспитания и обучения детей в семье и школе. Родительские собрания помогают определить цели, возможности родителей в вопросах воспитания, позволяют помочь разобраться в проблемах, найти с помощью совместного поиска пути изменения, совершенствования, преобразования окружающей действительности.

Еще одной формой работы с родителями стало оформление стендов, уголков для родителей, буклетов. Такие уголки создаются в помощь учителю по осуществлению педагогического всеобуча родителей, по повышению их педагогической воспитательной культуры. Хорошо, когда содержание материалов в уголках совпадает с той темой, с которой в данный момент знакомят родителей. Это позволяет расширить, углубить знания, еще раз вернуться к сказанному, повторить, подчеркнуть необходимое. На стенде может быть раскрыта и самостоятельная тема.

Педагог может отдельно работать с родительским комитетом класса - проводить конференции родителей. Для нашей школы традицией является проведение таких конференций, как "Здоровьесберегающие технологии в школе и дома", "Воспитательные аспекты деятельности родителей". Основной задачей родительских конференций является обмен опытом семейного воспитания, распространение и внедрение лучшего опыта семьи. Члены родительского комитета вместе с учителем готовят доклады, с которыми выступают на конференциях. Такие конференции могут сплотить учителей и родителей, учителя могут получить со стороны родителей большую информацию и наоборот.

Также можно организовать педагогические сообщества, проведение совместно с родителями классных часов, школьных мероприятий (КВН, новогодние вечера, Дни Матери, Масленица). На сообществах можно рассматривать следующие темы: как организовать чтение детей в семье, разучивать с ними стихи, слушать музыку, разбирать трудные проблемные ситуации, как преодолеть их и т.д. Организуя такую работу, педагоги привлекают больше родителей в учебно-воспитательный процесс.

Подключение родителей к анализу воспитанности школьников является не только способом более глубокого познания ими детей, но и стимулом самообразования самих родителей. У них появляется потребность обогатить свои знания, овладеть неизвестными им методами семейного воспитания. Наиболее эффективными формами работы, выступают проведение школьных собраний, оформление стендов, уголков для родителей, дежурство родителей, конференции родителей и педагогические кружки. В связи с этим возникает необходимость повышения педагогической грамотности родителей, что может быть реализовано посредством взаимодействия родителей и педагогического коллектива.

Необходимость внедрения современных нововведений однозначно необходима, поскольку они позволяют ученикам, учителям, родителям и администрации взглянуть на образовательно-воспитательный процесс с совершенно нового угла зрения. Они позволяют понять, что, только сотрудничая и прилагая общие усилия, цель непрерывности и преемственности образования может быть достигнута.

Лебедева Марина Юрьевна29.03.2013 21150 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar