РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Эффективные формы и методы работы с одарёнными детьми

Эффективные формы и методы работы с одарёнными детьми Содержание. 

I. Введение. 

Что такое личностно – ориентированное обучение? 
  1. Что такое личностно–ориентированное обучение? 
  2. Проблема личностно–ориентированного обучения. 
  3. Структура урока. 
  4. Условия, необходимые для проведения личностно–ориентированного урока. 
II. Основная часть 
  1. Воспитание одарённых детей на основе личностно – ориентированного обучения. 
  2. Актуализация знаний 
  3. Совместное открытие новых знаний. 
  4. Организация сотрудничества между детьми. 
  5. Закрепление. 
III. Заключение

Итоги работы по программе «Школа 2100» с использованием личностно – ориентированного урока. 

IV. Список литературы. 

V. Приложения

I. Введение.
 
1. Что такое личностно – ориентированное обучение?

Что такое современная школа? Это школа, имеющая дело с реальностями сегодняшнего дня, с детьми именно такими, какими они являются сегодня, с их целями и ценностями, с их интересами. Что такое начальная школа? Её можно сравнить с тем разгоняющим бобслеистом, который задаёт темп и скорость движения спортивному снаряду на старте, от усилий которого в дальнейшем зависит успех всего экипажа. Так и начальная школа может задать учащемуся траекторию успешного движения по жизни, а может, напротив, затормозить развитие личности. В этом смысле подходы, которые заложены в теории и практике личностно-ориентированного образования в современной начальной школе становятся особенно актуальными. Они помогают не просто «учитывать» индивидуальные особенности ученика, а «включать» его личностный опыт в процесс познания окружающей действительности, развивать в нём как присущие ему качества, так и приобретать новые в процессе обучения. Эти подходы делают сам процесс обучения комфортным и мотивирующим личность на саморазвитие. В личностно-ориентированной педагогике акцент делается на развитии личностного отношения к миру, деятельности, себе.

Тема личностно – ориентированного обучения заинтересовало меня потому, что, работая в школе более 20 лет, убедилась, что школа должна выпустить в жизнь думающего, самостоятельного, ответственного человека, чтобы он мог постоять за себя, высказать свое собственное мнение, отстоять свою позицию, уметь применить свои знания, умения, навыки в практической деятельности.
Я убедилась в том, что именно учитель начальных классов должен заложить фундамент, на котором в дальнейшем будет подниматься здание умений и навыков и расти человек, продвигаясь вперед. Решать эту задачу мне помогают знания возрастных особенностей учащихся, взаимоотношения детей, родителями школьников, новые технологии, опыт передовых учителей, поиск новых способов обучения, учет и контроль полученных ранее знаний. Я поставила перед собой задачу – уделять главное внимание личности маленького человека, считаться с ним, помогать ему не только в усвоении учебного материала, но и в его воспитании в целом, помочь ему раскрыть себя не только как ученика, но и как человека.

Тема «Личностно-ориентированный подход к обучению младших школьников на уроках» основана на отрицании авторитарных, императивных методов, принуждающих к учению, как не гуманных и не дающих результатов в современной школе.
Руководствуясь мнением М.Пришвина, «человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом листике есть нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего дерева», каждый ребёнок может быть познан как личность только с учётом его действительной жизни, его радости, огорчений, потребностей и надежд. И только тогда ребёнок захочет учиться, будет спешить в школу и от всего сердца радоваться встрече со своим учителем.

Личностно-ориентированное обучение – способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых, и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Цель обучения – создать условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития их индивидуальных способностей.

Организация личностно-ориентированного урока.
Личностно-ориентированный урок – это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъективному опыту школьников, как к опыту их собственной жизнедеятельности.
Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание («окультурить») 
Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъективного опыта, существующего чаще всего в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт на научно-значимые образцы.

Готовясь к уроку, учитель должен продумать не только, какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъективном опыте учащихся. Важна при этом и форма обсуждения детских «Версий». Она не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций («правильно-неправильно»). Задача учителя- выявить и обобщить «версии» учеников, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам того или иного предмета.

Основные особенности личностно-ориентированного урока.

Цель: создать условия для проявления познавательной активности учеников. Средства достижения учителем этой цели:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ…
  • использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
  • Оценка деятельности ученика не только по конечному результату («правильно-неправильно»), но и по процессу его достижения; 
  • поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.
За время своей педагогической деятельности я заметила, что одна из составных трудностей обучения состоит в том, что дети приходят в школу с различной подготовкой, но с большим желанием учиться. И очень скоро у значительной части школьников это желание пропадает, учёба превращается в тяжёлую повинность. Думаю, причина очевидна : им предложены такие условия обучения и предъявлены такие требования, которые превышают уровень их развития. Этого можно избежать, если с первых школьных лет каждый ребёнок окажется в однородной среде, в которой он чувствует себя комфортно, а учёба сопровождается успехом.
В одном и том же классе встречаются дети, которые очень сильно отличаются друг от друга; одни легко схватывают учебный материал, другие усваивают его с трудом; одни очень активны в процессе обучения, другие проявляют пассивность. Я считаю, что достигнуть высоких результатов при обучении можно только при условии учёта индивидуально - психологического развития школьников.

Широкие возможности для решения этой проблемы открывает переход на личностно-ориентированное обучение.

2. Проблематика личностно-ориентированного обучения, по словам Е. В. Бондаревской, в отечественной педагогике появилась давно. Однако отдельные её аспекты разрабатывались в русле иных подходов к организации образовании. В основу легли гуманистические цели К. Роджера, которые отвечают интересам человека.
Работы П. Я. Гальперина, В.Ф. Шаталова, В.В.Давыдова, Д. Б.Эльконина, Л.В.Занкова и других перекликаются с зарубежными идеями личностного развития.

Методологический уровень анализа проблемы личностно –ориентированного обучения развернут в работах И.С. Якиманской, Е.В. Бондаревской, Т. И. Шамовой и др.

Объединяет этих исследователей гуманистический подход к детям, ценностное отношение к ребёнку и детству, как к «уникальному периоду жизни человека».

Проектируя ЛО образовательный процесс, И.С. Якиманская особое внимание уделяет развитию индивидуальных способностей ученика, признанию его основной ценностью всего образовательного процесса. И. С. Якиманская ( с1990 г. возглавляет отдел «Проектирование личностно- ориентированного образования» Института педагогических инноваций РАО) пишет: «ЛО обучение –это такое бучение, где во главу угла ставится личность ребёнка, его самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а потом согласовывается с содержанием образования» (« Личностно - ориентированное обучение в современной школе» М, 1995-96 с.)

Основной вывод психолого-педагогических исследований последних лет заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется в процессе его собственной деятельности, направленной на самостоятельное "открытие” новых знаний. Построение процесса обучения ориентировано на развитие воображения и мышления, принципиально изменяет позицию ученика, существенное место занимает роль исследователя, творца, организатора своей деятельности.

3. Структура урока.

Я работаю со своим классом по программе "Школа 2100” с 2006 года. Через все мои уроки проходит тема "Я”, на уроках применяю педагогику сотрудничества учителя и ученика в пользу активности, самостоятельности, поиска и развития каждого ребенка. Организация учебно-воспитательной деятельности в классе строится с учетом вариативности и обеспеченности программно-методическим обоснованием классов. Обучение проводится на высоком уровне трудности, изучение программного материала ведется быстрым темпом.

Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения меняются его функции, форма организации. На уроке необходимо выделить опыт каждого ученика, выявить индивидуальные возможности и, опираясь на это, вести отбор, который отвечает научному содержанию знаний, подлежащих усвоению. Именно эту задачу стараюсь решать на своих уроках, развивая тем самым личность каждого ребенка.

При личностно-ориентированном обучении на первый план ставлю деятельностный метод.

Уроки имеют такую структуру:

  • постановка учебной задачи (проблемная ситуация);
  • открытие детьми нового знания (решение проблемы, учебные действия);
  • первичное закрепление (комментирование);
  • самостоятельная работа (самоконтроль и самооценка, создание ситуации успеха);
  • закрепление и повторение;
  • творческое домашнее задание.

В своей работе ориентируюсь на ученика. На протяжении многих лет главным в моей работе является вера в ребенка, стремление помочь ему в достижении цели. Уважение ученика, ориентировка на его возможности дают положительные результаты для индивидуального развития ребенка. Ведущие технологией в моей работе является личностно-ориентированная, не исключается диалог новых технологий (игровая, групповая, гуманно-личностная, компьютерная технология опережающего обучения, коллективного смотра знаний). На уроках дети моего класса учатся самостоятельно добывать знания, учатся применять полученные теоретически знания на практике, учатся действовать в нестандартной ситуации. Ученик делает выводы, обобщает, доказывает в процессе обучения. Это требует от учащихся усилий, размышлений, творчества, поиска.
Каждый учебный предмет выполняет свою роль.

Способствует адаптации учеников в образовательной деятельности - работа в группах, парах. Учащиеся класса на уроке объединяются в группы, и каждая группа получает задание на определенное ограниченное время. По истечении времени группа отчитывается о своей работе в той или иной, форме. Среди этих форм могут быть отчет группы учителю, заранее назначенному ученику-контролёру, другой группе; каждый участник группы может отчитываться своему контролёру. Но наиболее эффективным вариантом является «публичная защита»: один представитель группы, назначенный учителем, выходит к доске, рассказывает классу о задаче и о том, как группа её решала. Он отвечает на вопросы. Обсуждаются другие возможные подходы или упущенные решения. Классу же принадлежит ведущая роль в оценке деятельности группы. Оценка со стороны сверстников особенно важна, так как общение с ними является ведущей деятельностью в детском возрасте. Разновидностью групповой формы выполнения заданий являются задания контролирующего характера, когда ребята работают в парах, помогая друг другу в решении учебных задач и проверяя правильность их выполнения.

У группы должна быть ориентация только на мыслительную работу. «Мы группа, значит, мы способны действовать», — говорят дети, соединив вместе руки перед началом работы.

Какие роли должны быть в группе? Здесь есть много вариантов, например:

  1. организатор — отвечает за работу группы в целом;
  2. спикер — выступает перед классом с готовым решением группы;
  3. секретарь — записывает высказанные идеи и решения;
  4. критик — высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;
  5. контролер — проверяет, все ли поняли принятое решение.

Тема: «Умножение на двузначное число»

Учитель использует побуждающий диалог Ученики формулируют тему
- Сейчас вы разобьетесь по группам и будите решать пример 56Х21=?
Подхожу к каждой группе
-Какие есть гипотезы? С чего нужно начать? (побуждение к выдвижению гипотез) Воспользуйтесь распределительным свойством (подсказка к решающей гипотезе)
-Вы предложили два разных способа умножения. Как можно проверить, какой из них верный? (побуждение к практической проверке)
-Может, воспользуемся, каким то прибором? (подсказка к плану проверки)
-Делайте!
-Что у вас получилось?
-Значит. Как надо умножать на двузначное число?
-Сравнивают свой вывод с правилом в учебнике. Разбиваются по группам, начинают работу.

Закончив работу. Группы вывешивают на доску и озвучивают две гипотезы:
-56Х21=50Х20+6Х1=1006(ошибочная гипотеза)
-56Х21=56Х20=56Х1=1176(решающая гипотеза)
Молчат

-Можно проверить на калькуляторе! (план проверки)
Работают с калькулятором.
-При умножении получается1176.
Формулируют правило (открытие нового знания)
Обращаются к учебнику.

Уделяю много внимания проблеме творчества (креативности) - способности удивляться и познавать, умению находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленности на открытие нового и способности к глубокому осознанию своего опыта. На учебных занятиях широко применяю проблемный подход, так как творчество протекает в проблемных ситуациях. Так из урока в урок, изо дня в день, веду каждого ребёнка по дороге самосовершенствования. Этому же служит внеклассная работа, она расширяет и углубляет среду адаптации личности ребёнка.

Ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребёнок мог бы максимально самореализоваться. Через подготовку к участию в школьных, районных турах предметных олимпиад, предметных недель определяю способности каждого конкретного ребёнка, предлагая ему систему творческих заданий. Созданы условия для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей. Важно организовать урочную и неурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Урочная и неурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. 
Идея ЛО обучения принята сегодня массовой начальной школой. Это значит, что учитель отказывается от авторитарного, инструктивно-репродуктивного характера обучения в пользу демократического, поисково-творческого.

В чём же разница между традиционным обучением и ЛО обучением?

Традиционный урок Личностно– ориентированный урок
Цель Вооружить учащихся твёрдыми знаниями, умениями, навыками. Формирование личности является следствии этого процесса и понимается как развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти. Дети работают во время опроса, а потом «отдыхают», дома зубрят или ничего не делают.
Развитие учащихся ,создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении. Ученики работают весь урок. На уроке постоянный диалог: «учитель-ученик.»

Деятельность учителя Показывает, объясняет, диктует, доказывает, упражняет, проверяет, оценивает. Центральная фигура –учитель. 
Организатор учебной деятельности .Учитель подводит к проблеме ,иногда сознательно ошибается ,советуется. Центральное место -ученик!
Например: Центр урока - интрига: фраза, содержащая в себе основную проблему урока, но не раскрывающая её; вопросы, ответы на которые учащиеся должны найти сами. Например,

-Представьте себе, что вы попали в африканское племя…

Можно использовать приём перепутанной логической цепочки.
Например: на уроке по теме « Порядок действий в выражениях без скобок» дети, решая выражение
9-3+2, сталкиваются с тем, что получились разные ответы.
9-3+2=4
9-3+2=8
Дети удивлены, что в одинаковых примерах разные ответы.

Деятельность учащихся Ученик –объект обучения, на которого направлено воздействие учителя. Работает чаще всего один учитель, дети могут заниматься посторонними делами. ЗУН они получают за счёт памяти внимания, а также нажима учителя, зубрёжки, скандала в семье.

Ученик является субъектом деятельности. Деятельность идёт не от учителя , я от самого ученика .Используются методы проблемно-поискового, проектного обучения развивающего характера.

Например: на уроке «Окружающего мира» в 1 классе по теме: «Предметы и их признаки», дети сравнивают предметы, исследуют их. Даётся им 2 яблока: зелёного и жёлтого цветов, дети делают вывод, что яблоки отличаются по цвету, форме и вкусу.
Затем исследуют поплавок и камень, убеждаются, что поплавок лёгкий, не тонет в воде, а камень тяжёлый и тонет.

Отношения «учитель -ученик»- субъектно-субъектные.
ЛО обучение ориентировано на то, что личность –это единство психических свойств, составляющих её индивидуальность.
Такой тип обучения обеспечивает право каждого ученика на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическому статусу (возможностям, способностям, склонностям.)

Хочу продемонстрировать как я использую особенности ЛО обучения в своей практике.

С позиций ЛО обучения важно определить познавательный компонент развития личности ученика. Знания нужны не сами по себе, не как « мертвый» груз памяти , а как живой инструмент для решения любых и, прежде всего, нестандартных учебных задач. Например, в соответствии с темой урока, ученику необходимо рассказать о свойствах воды. Он вспоминает статью учебника и подробно отвечает на вопрос. Учитель ставит оценку «5», считая, что обучение достигло своей цели. Но вот тот же самый ребёнок получает другое задание: заполнить таблицу «Свойства воды» Результат плачевен: ребёнок не справляется с заданием. Имея знания, этот ученик не владеет ими. Умение применять полученные знания невозможно сформировать, если школьник не знает , зачем ему необходимо данное конкретное знание. Здесь мы подходим к очень важному моменту ЛО обучения - развитию мотивации учебной деятельности.

Сравним 2 приёма обучения.

Учитель пишет на доске тему «Правописание шипящих» и объясняет правило :
«После шипящих в словах пишется буква и». Учащиеся повторяют правило, а затем им предлагается записать слова на это правило. В данном случае всё зависит от памяти.
Кто лучше запомнит правило, тот справится.

А вот другой ход урока.
Пишу на доске слова, в которых пропущена и . «Почему мы сомневаемся в написании этих слов?»
«Потому что мы не знаем правило написания шипящих».
Теперь настало время познакомиться с правилом. Предлагаю написать в тетради сочетания ши и шы, второй слог перечеркнуть красным карандашом. Теперь можно писать слова, каждое слово анализировать и подчеркнуть правильное написание.
Казалось бы, чуть-чуть изменён характер обучения, но эти изменения весьма важные -они формируют у школьников мотив их деятельности.

ЛО обучение отличается от инструктивно-авторитарного и по способу получения детьми знаний. К чему привык сегодняшний младший школьник? Учитель призывает его внимательно слушать, внимательно смотреть и всё запомнить. В этом случае обучение ориентировано на такие психические процессы, как восприятие и память. А при ЛО обучении главным при добывании знаний становятся воображение и мышление. Ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а занимает роль исследователя. Он активно участвует в каждом шаге обучения- принимает учебную задачу, анализирует способы её решения, выдвигает гипотезы, ошибается. Свобода выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.
Например, во 2 классе при изучении темы « Животные и среда их обитания»(Окруж. мир) даю задание: рассмотреть рисунки, высказать своё мнение.

- В каких природных условиях живут эти птицы?

- У каких птиц могут быть такие лапы?

Очевидно, что такое задание побуждает сравнивать особенности строения ног с местом обитания птицы. И в результате коллективного обсуждения ученики сами открывают для себя законы существования окружающего мира. При этом важно, что у учителя исчезает необходимость говорить слова: «Неверно,» «Неправильно, «Не думаешь». Они заменяются личностно-ориентированными и уважительными «Это твоё мнение», «Ты так думаешь».

Таким образом, особенностью восприятия в условиях ЛО обучения является субъектная позиция ученика ,когда им осуществляется активная деятельность по выделению неосвоенной области(проблемы)-сравнение, сопоставление, выявление закономерности, поиск различных способов решения поставленной проблемы, а также практическое освоение выбранного, оптимального для ученика способа,- и в конце, как результат деятельности, ребёнок не только усваивает информацию, но и переживает чувство сопричастности к коллективному поиску ,чувство удовлетворения от его результатов.

Эта система направлена на то ,чтобы дети приобретали умение слушать и слышать, осмысленно относились к своей работе, активно использовали полученные знания.

Она качественно меняет отношения учителя к ребёнку, поднимая последнего на уровень сотворчества.

Меняется личность учителя.

Думаю, что учитель начальных классов должен обладать рядом умений:

  • Умение выдержать паузу после формулирования вопроса- не мешать детям думать.
  • Не вести ребёнка за руку в решении проблемы- дать поле свободы («Что вы думаете?» «Что скажете?» «О чём молчите?»)
  • Умение организовать меру помощи, чтобы каждый имел успех.
  • Дети имеют право задать вопрос ,чувствовать себя уверенно и спокойно, высказываться по своей инициативе.
  • Умение считаться с желанием детей продолжить тот или иной нравящийся им вид работы, даже если это не предусмотрено планом урока.
  • Умение творчески использовать ошибки детей, так как эти ошибки ставят вопросы и проблемы перед классом.
  • Владение активными методами и формами работы ( игровая, театрализованная, тренинги). Так как они эффективны для развития творческого потенциала детей.
  • Владение нестандартными методами укрепления нервно-психического здоровья детей( релаксация, массаж и т. д.)
  • Умение снять напряжение, раздражительность. Умение сосредоточить внимание ,увлечь работой.
  • Умение видеть сильные стороны каждого ученика, дать понять детям , что учитель видит их достоинства независимо от учебных успехов.
  • Умение быть равноправным партнёром, избегая роли лектора
  • Учить детей анализировать поведение ,логику поступков не только литературных героев , но и своих товарищей.
  • Умение поощрять детей к свободному проявлению чувств.
  • Стремление поддерживать симпатии детей друг к другу, формировать умения видеть и ценить индивидуальность друг друга.

Практически каждый мой урок при ЛО обучении начинается с мобилизирующего этапа. Он длится 3-4 минуты, в течение которых решается несколько задач:
  • в нетрадиционной форме повторяется ранее освоенный учебный материал, необходимый для изучения новой темы;
  • учащимися формулируются тема и цели урока.
Например: - Улыбнитесь те, кто пришёл на занятие с хорошим настроением.
- Поднимите руки те, кому нравится общаться с одноклассниками.
- Хлопните в ладоши, если вы не любите конфликтовать и спорить.
  • Счёт по 2 до 20 (с мячом);
  • Задачи в стихах.
Самостоятельное формулирование учащимися темы и целей урока способствует раскрытию их речевых и умственных способностей и, что особенно важно, обеспечивает их «включённость» в учебную ситуацию, создаёт готовность к усвоению знаний. Формулируемая детьми цель становится их намерением. Полученная таким образом установка и самоустановка на активную творческую деятельность, а также положительный эмоциональный заряд и мотив на получение новых знаний сохраняется на последующих этапах урока. 
Конечно, сформулировать цели урока достаточно сложно для учащихся начальной школы, поэтому можно использовать карточки- помощницы:

Организуя уроки в русле субъективизации, очень хорошо привлекать учащихся к планированию этапов урока. Причём можно предлагать учащимся как готовый план , так и деформированный, когда дети должны сами установить логический порядок.
Хочу остановиться на вопросе организации самостоятельной работы.

К организации самостоятельной работы в настоящее время существует принципиально новый подход .Каждый ученик должен работать на уроке с интересом, а это возможно только тогда, когда он выполняет посильное задание. Одна из причин нежелания учиться заключается в том , что ученику со слабыми способностями предлагается задание, к которому он ещё не готов, с которым он не может справиться.

С другой стороны, ученик с хорошими способностями, быстро справившись с заданием, скучает. Поэтому хорошо, если у ребёнка есть возможность выбора задания по своим силам. Исходя из индивидуальных особенностей детей следует осуществлять поуровневое обучение. Задания должны быть подобраны так, чтобы при единой познавательной цели и общем содержании они отличались разной степенью трудности. К достижению единой цели учащиеся идут разными путями.

Например: Дать практическое задание не выполнимое на данном этапе.
Например: 1 класс, Образовательная система "Школа 2100".

Тема урока: "Большая буква в географических названиях".

Карточка № 5
Уровень 1
1- вариант

Спишите, исправив ошибки.

Мы жывём в караганде. Астана – столица казахстана. Он стоит на берегу иртыша.
-----------------------------------------------------------
Карточка № 6
Уровень 1
2- вариант

Спишите, исправив ошибки.

Мы жывём в астане. Астана – столица казахстана.
Астана стоит на реке иртыш.
Карточка № 7

Уровень 2

1- вариант.

А) Вставьте большую букву в названия рек и городов.
…олга, …ртыш, …непр.

Б) Составьте с одним из полученных слов предложение и подчеркните главные члены.

--------------------------------------------------------------

Карточка № 8

Уровень 2

2- вариант.

А) Вставьте большую букву в названия рек и городов.

…бь, …ула, …лматы, ...аратал, ...авлодар, ...кибастуз.

Б) Составьте с одним из полученных слов предложение и подчеркните главные члены.

--------------------------------------------------------------

Карточка № 9

Уровень 3

Напишите три предложения о своём родном селе,
включив названия улицы.

----------------------------------------------------------------

4. Условия, необходимые для проведения ЛО урока

Итак, ЛО обучение-это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъективному опыту школьников, как к опыту их собственной жизнедеятельности.

Основной замысел ЛО урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание.

Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъективного опыта, существующего чаще всего в виде разрозненных представлений

Готовясь к уроку, учитель должен продумать не только, какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся.

Предлагаю, памятку для учителя «Условия, необходимые для проведения личностно-ориентированного урока».Считаю, что она поможет учителю в работе.

  1. Наличие учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса
  2. Использование проблемных творческих заданий
  3. Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид, форму материала (словесную, графическую, условно-символическую)
  4. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока
  5. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения задания.
  6. Оценка (поощрение ) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как он рассуждал , какой способ использовал , почему и в чём ошибся.
  7. Отметка , выставляемая ученику в конце урока , должна аргументироваться по ряду параметров : правильности, самостоятельности, оригинальности.
  8. При задании на дом называется не только тема и объём заданий, но и подробно разъясняется , как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
II. Основная часть.

1. Воспитание одарённых детей на основе ЛО обучения.

На своих уроках систематически использую частично поисковые, творческие задания, выполнение которых связано с догадкой, опирающейся на опыт ребёнка, на ранее усвоенные знания.

2. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом. Действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или новый способ решения проблемы.. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой, познавательной деятельности. Она обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблем.

Признаком создания у учащихся проблемной ситуации на уроке является эмоциональная реакция: удивление, затруднение. В проблемной ситуации можно выделить следующие этапы:
  • Постановка проблемы, то есть возникновение проблемной ситуации.
  • Поиск решения, где проходит выдвижение и проверка гипотез.
Например:
Приведу фрагмент урока математики в 3 классе по теме «Умножение на двузначное число» создание проблемной ситуации и диалогического выхода из нее.
Учитель Ученики
-Найдите площадь прямоугольника со сторонами 56и21 см
-Вы смогли выполнить задание?
-В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? (побуждение к осознанию противоречия)
-Какова сегодня тема урока? (Побуждение к формированию проблемы) Испытывают затруднение (возникновение проблемной ситуации)
-Нет, не смогли.
-Здесь надо умножить двузначное число. А мы таких примеров не решали( осознание противоречия)
-Умножение на двузначное число (учебная проблема как тема урока)

Поставив учебную проблему, переходим к организации поиска решения. Суть поиска решения проблемы проста: учитель помогает ученикам «открыть» новое знание. На уроке существует две основные возможности обеспечить такое « открытие»: побуждающий к гипотезам диалог и подведение к знанию. Рассмотрим на примере уроков.
Пример побуждающего диалога при одновременном выдвижении гипотез
Учитель использует побуждающий диалог Ученики формулируют тему
- Сейчас вы разобьетесь по группам и будите решать пример 56Х21=?
Подхожу к каждой группе
-Какие есть гипотезы? С чего нужно начать? (побуждение к выдвижению гипотез) Воспользуйтесь распределительным свойством (подсказка к решающей гипотезе)
-Вы предложили два разных способа умножения. Как можно проверить, какой из них верный? (побуждение к практической проверке)
-Может, воспользуемся, каким то прибором? (подсказка к плану проверки)
-Делайте!
-Что у вас получилось?
-Значит. Как надо умножать на двузначное число?
-Сравнивают свой вывод с правилом в учебнике. Разбиваются по группам, начинают работу.

Закончив работу. Группы вывешивают на доску и озвучивают две гипотезы:
-56Х21=50Х20+6Х1=1006(ошибочная гипотеза)
-56Х21=56Х20=56Х1=1176(решающая гипотеза)
Молчат

-Можно проверить на калькуляторе! (план проверки)
Работают с калькулятором.
-При умножении получается1176.
Формулируют правило (открытие нового знания)
Обращаются к учебнику.

Из проблемной ситуации может вывести учитель.
Но только нужно ли говорить за детей? Кто учится?
Могут вывести ученики.
Вопрос задаёт, как правило, сильный ученик. Остальные, не понимая в чём дело, молчат.
Если учитель не хочет говорить за учеников, а сами они говорить ещё не могут, необходимо развернуть побуждающий диалог. Он представляет собой стимулирующие вопросы и побудительные предложения, помогающие школьникам сначала осознать противоречие проблемной ситуации, а затем сформулировать учебную проблему.
-Какие вы видите факты?
-Сравните их.
-Какой возникает вопрос?
Такая организация работы отнимает немало времени, однако она рациональна:
Цели:
-все дети должны думать и писать;
-учитель имеет возможность проанализировать попытки, ход открытия новых знаний каждым учеником, т.е. выявить индивидуальные особенности мыслительной деятельности;
-каждый ученик убеждается в том, что если будет внимательным, подумает, применит имеющиеся знания, то обязательно справится с заданием.;
-подсказки учителя направляют мысль ученика, помогают овладеть мыслительными операциями;
-воспитываются ценные качества личности - способность к напряжённому умственному труду, самостоятельность, пытливость, трудолюбие.

При такой организации проблемного урока задание даётся всем одинаковое, конечный результат - вывод новых знаний на одном из уровней проблемности - показатель уровня самостоятельности и развития мыслительной деятельности учащихся.
В случае, когда отдельные ученики не справляются с заданием ни на одном уровне проблемности, я имею возможность определить характер затруднений, их причины (отсутствие опоры на прежние знания, непоследовательность мыслительных операций и т. д.) и своевременно помогаю в зависимости от характера этих затруднений. Вместе с тем имею возможность формировать у детей соответствующие операции, развивать мышление.
Мною установлено, что учащиеся, которые открывали новые знания на высоких и средних уровнях проблемности, т. е. с большей долей самостоятельности почти не допускают ошибок. Те учащиеся, которые открывали новые знания на низком уровне проблемности, с помощью учителя допускают меньше ошибок, чем те которые не открывали новых знаний вообще.
Групповая форма организации проблемного обучения с непременной индивидуальной работой учащихся обеспечивает дифференцированный подход к учащимся с различной успеваемостью, различным уровнем умственного развития.

Предмет «Окружающий мир», 1 класс, тема «Хозяйство человека»-«Школа -2100»

Актуализация знаний, постановка проблемы.
Демонстрируются: булочка, гвоздик, платье, носки.
- Люди каких профессий нужны для изготовления этих вещей?
(Дети обращаются к иллюстрациям на доске).
-Как вы думаете, есть ли что-то общее у этих профессий?
(Да, все они связаны с производством ,который нужен для человека.)
-А различия? Давайте их найдём. (Ответы детей)
Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? (Дети высказывают свои предположения, учитель повторяет наиболее правильную и общую формулировку)

Совместное открытие новых знаний.

1) Учебник, с.22. Читается диалог ребят.
-Кто из ребят прав? Есть ли среди профессий главная?
(Обсуждение мнений ребят.)

2)  Работа с плакатом «Хозяйство человека» из комплекта
наглядных материалов («Окруж. мир» ,1 кл.)
-Покажите, где люди делают вещи, производят продукты питания. Что и куда везут машины?

3) Дети делятся на 2 группы: 1-я группа – жители города, 2-я группа-жители села.
-Подумайте, чем вы будете заниматься.
-Возникли какие-нибудь трудности (Для выращивания зерна сельскому жителю нужны машины)
-А где их взять?
-Городским жителям трудно найти материал , чтобы изготовить на заводах и фабриках различные предметы, товары.
-Что же делать? Как быть?
(Городской житель будет обращаться к сельскому и наоборот.)
-А как это будет происходить? (Надо договориться по телефону, привозить на каком - нибудь транспорте)
-Ребята, мы опять убедились в том , что друг без друга, без обоюдного труда люди жить не могут, всё в природе и в жизни взаимосвязано. Всё это, вместе взятое, мы называем хозяйством человека.
(Учитель обращает внимание на схему)
Дальше идёт работа со схемой.
Хозяйство
П Сельское хозяйство Транспорт Сфера услуг
Шахты, нефтяные
скважины Растениеводство ::поля ,сады, огороды
Животноводство: пастбища Автомобили, железная дорога, самолёты, корабли Столовые, поликлиники ,школы, детские сады, парикмахерские, магазины

Учащиеся пытаются распределить уже известные им профессии в соответствии с разделами таблицы.
-Вещи ,предметы, необходимые для жизни производят на заводах и фабриках люди города, т.е. промышленности .Людям помогают машины.
-А где же люди берут машины? ( Предположения детей). Материалы поступают с полей, из лесов. Людям труда , чтобы хорошо работать, быть здоровыми, что-то нужно?
(Предположения детей)
-Людям надо хорошо питаться ,надо чтобы врачи следили за их здоровьем. Как вы думаете? Какой раздел хозяйства это обеспечивает?
(Сельское хозяйство, сфера обслуживания)
-Что необходимо,чтобы помогали людям ,чтобы транспорт двигался?
(Топливо)
-А где его взять?
(Добывают полезные ископаемые: уголь, нефть , газ)
-Значит, материал нам даёт ещё и природа.
Вывод: какая же профессия самая главная?
(Отвечают сначала дети, потом читают вывод на с.22 учебника.)
Решение проблемных вопросов происходит при изучении нового материала.
При этом организовывается диалоговая форма общения. Ученики начинают свои высказывания со слов «Я думаю», «Я считаю», «Я согласен с..» или «Я не согласен ,потому что…»
И в результате коллективного обсуждения ученики сами открывают для себя законы окружающего мира.
Решение проблемных вопросов происходит и на уроках математики. Математика, Л.Г .Петерсон , «Школа-2100») Автором учебника предусмотрено открытие новых знаний самими учениками.
ЛО обучение включает в себя и организацию сотрудничества между детьми.
На этапе отработки вычислительных навыков по математике выполняется работа в парах, дети контролируют друг друга.
Например, необходимо упражняться в сложении и вычитании двузначных чисел в пределах 100
Для этого на специальных карточках оформляются 5-6 примеров с ответами

Таких карточек к каждому разделу составляются шесть (можно четыре). Для удобства карточки нумеруются. Буква в карточке обозначает раздел, а цифра- порядковый номер карточки. Например, карточка А3 будет того же типа , что и А1, а карточка Б2 будет содержать задания на деление или умножение двузначных чисел.
С карточками ученики работают в паре.

Например, у одного ученика карточка А1 , у другого – А2. Первый ученик диктует второму первое задание своей карточки, не говоря ответ. Второй ученик отвечает на вопрос .Первый ученик по своей карточке проверяет ответ Если ответ правильный, диктует второе задание, если неправильный- предлагает ещё раз проверить. Если отвечающий опять ошибается , то первый ученик называет правильный ответ и переходит к следующему примеру.
Когда первый ученик продиктует все свои задания, ученики меняются ролями.
Когда все задания выполнены, ученики меняются напарниками.
Данную методику можно использовать не только в устном счёте, но и при усвоении таблицы умножения, а на уроках русского языка при правописании словарных слов в виде взаимодиктанта. Важно, чтобы у одного ученика был правильный ответ, сверяясь с которым он сможет безошибочно проверить.

Чтобы каждый ученик имел возможность говорить на уроке, его надо объединить в пару с другим учеником. Вместе они начинают активно работать и развивать свои умственные творческие способности.
Я считаю, что очень важно , чтобы на уроке было создано положительное эмоциональное настроение.
Свои уроки с детьми всегда начинаем с настроя на хорошую работу в стихотворной форме «Мы пришли сюда учиться, не лениться , а трудиться.
Слушаем внимательно, работаем старательно»
Обязательно желаю успешной работы на уроке, а в конце урока благодарю за хорошую работу.
В течение урока всегда стараюсь сама и приучаю учеников внимательно выслушивать отвечающего независимо от уровня его успеваемости. Нужно, чтобы каждый ребёнок чувствовал важность его мнения и участия в работе. Не боялся ошибиться, получить неправильный ответ. Всегда нужно стараться поощрять стремление находить свой способ работы, свой способ решения задачи.
В конце урока провожу рефлексию, т. е. обсуждение того, что получилось и что не получилось. Дети высказываются используя слова из схемы:
удивился
Я … задумался
повторил
узнал

Важно создание на уроке создания ситуации успеха для учеников.

Фрагмент урока русского языка по теме «Звуки и буквы»
На доске запись букв: а б к
Детям предлагается просмотреть записанные буквы и назвать лишнюю букву. Ребята дают несколько вариантов ответов:
  1. Лишней может быть буква «к», т.к. она пишется с отрывом.
  2. Лишняя буква «а», потому что она гласная.
  3. Лишняя буква»б», т.к. один элемент при написании выходит из строки.
  4. Может быть лишней буква «к», т.к. отсутствует элемент овала.
Задания «Выбери лишнее» очень нравятся детям. Такие задания можно использовать и на других уроках. Детям даётся возможность разносторонне рассмотреть ситуацию и найти несколько правильных решений. Ученики называя, аргументируют свой выбор. Несколько вариантов, а значит несколько правильных ответов. И каждый рад своему успеху. Этот приём способствует и формированию собственной позиции, самостоятельности в процессе учения.
На этапе закрепления использую разноуровневые самостоятельные работы.

Предлагаю 3 уровня знаний. При выполнении 1-го уровня ученик закрепляет базовые знания. 2-й уровень-уровень повышенной трудности. Он предполагает не только выполнение заданий на отработку учебного материала, но и развитие речи, логического мышления. 3-й уровень - творческий. Он предполагает исправление грамматических ошибок, развитие логического мышления, творческих способностей.

Например.

1. Безударная гласная.

1-й уровень. Спиши, подбери проверочные слова: посп –вает, пос-ление, выт-рпеть, ч-сать,х-трец, зат-пить.

2 –й уровень. Спиши, в скобках напиши проверочные слова для орфограммы «Б. гл»

Ёж-к сидел на г-ре (под) г-рой. Он см-трел на осв-щённую лунным светом д-лину. Комарики не уставали -грать на св-их скрипоч-ках. 

3-й уровень. Спиши, исправь ошибки

По тинуло холадом. Последние клочья тумана мокрой марлей ползли по склону.

2. Орфограммы корня

1-й уровень Спиши слова в таком порядке: с безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными, удвоенными согласными.

Гри-, счас –ливый,чу-ство, к-ток, хо-ей, б-гун, жу-ать, р-бина, в-зить, д-бро, ва-а, лес-ница.

2-й уровень Напиши 5 слов на каждую орфограмму.

3-й уровень. Спиши, исправь ошибки.

Даётся текст с ошибками на данные орфограммы)

3. Разделительный ь.

1-й. Запиши слова в 2 столбика.

Пальчик, ружьё, муравьи, вьюн, коньки, польза.

2 й уровень. Спиши , вставь в предложении слова с ь.

Разные бывают …домики. Самое …гнездо у орла. Орел делает его из …. Самый красивый домик у пеночки. Она его….на ветках берёзы. Найдёт пеноч-ка цветную бумагу и украсит своё…

3-й уровень .Составь предложения, используя слова каждой строчки.

Воскресенье, Демьян, Ульяна , братья, обезьяны.

Крылья ,вьюга, бьёт, сучья

Друзья, Илья ,Дарья, пьют, варенье, печенье

Семья, обезьяны, жильё, деревья

4. Второстепенные члены предложения

1-й уровень. Спиши , разбери по членам предложения:

Кисти белых цветов выделялись на тёмной зелени

2-й уровень. Подумай, какие определения использовал Н,Сладков:

Идёт Осенний (сильный, нудный) дождь. Лес стоит (шумный, тихий). Вдруг лесную тишину нарушает (яркое, ослепительное) бормотание тетерева.

3-й уровень. Подумай, какие определения использовал М,Пришвин:

Солнце погрузило под землю …ножки своего трона. …,…, солнышко нижним краешком своим коснулось земли, Запел свою …песенку …,… дрозд. День кончился не порывом ветра, а ....,…. дыханием.

5. Правописание окончаний прилагательных.

1-й уровень Допиши окончания.

Ранн… весной, по зимн…дороге, утренн… заря, весёл… песней.

2-й уровень. Подбери антонимы к прилагательным.

За дешёв… покупкой

За ближн… деревней

Над прот… задачей

Над новой книгой

Свеж… рыбой

6. Решение уравнений

1-й уровень.

948-х=375 800-х=236

2-й уровень. Составь уравнение, в котором уменьшаемое равно самому большому двузначному числу, а значение разности- произведению 6 и8

3-й уровень. Составь уравнение с неизвестным уменьшаемым(вычитаемым, неизвестным вторым множителем, с неизвестным первым слагаемым)

7. Письменные внетабличные случаи деления.

1-й уровень. Найди значения выражений

892:4 580:5 954:3 678:6 798:7

408:8 567:7 330:6 595:7 531:9

2-й уровень. Раздели выражения на группы и найди их значения.

3-й уровень. Раздели выражения на группы, найди их значения и дополни каждую группу , найди их значения и дополни каждую группу своими выражениями.

Рассмотрим деятельность учителя и учеников на разных этапах урока на примере урока русского языка.

Урок русского языка в 1- м классе. «Школа-2100»

Тема «Большая буква в названиях стран»

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся

1. Организационный момент Приветствует детей.

- Я очень рада видеть вас всех на уроке. Давайте настроимся на работу, улыбнёмся друг – другу, чтобы н у нас было хорошее настроение. Я рада, что мы готовы к уроку,к общению друг с другом. Создаёт доброжелательную
рабочую атмосферу в классе. Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочего стола.

2. Мотивация.

Определение темы урока.
Целеполагание. Предлагает найти лишнюю букву в предложенном ряду букв и определить тему урока. Создаёт условие для формирования целей урока,
Обеспечивает мотивацию учения. Находят лишнюю букву определяют тему урока, формулируют по данному началу цели урока. 

3 .Активизация знаний. 

Предлагают загадки о литературных героях (Незнайка ,Карлсон, Золушка, Дюймовочка, Федора, Пятачок) Организует повторение
Знаний о правописании большой буквы
В именах и кличках животных.
Объясняет значение слова «библиотека»
Проводит игру «Ответь на вопрос героя»
Коллективно разгадывают загадки, осуществляют выбор большой буквы при написании имён людей и кличек животных, вспоминают правило.
Отвечают на вопросы
героев книг, приводят объяснения.

4. Первичное усвоение материала

Демонстрирует географическую карту
Европы и предлагает прочитать названия стран , в которых живут герои книг:
Организует формулирование правила о Россия, Англия, Франция , Дания, Швеция.
правописании названий стран. Рассматривают географическую карту, прочитывают
названия стран, формулируют правило.

5. Осознание и осмысление учебного материала. 

Организует самостоятельную работу:
каждому ученику предлагает п рочитать предложение на карточке и выбрать нужные буквы в именах и фамилиях людей, кличках животных и названиях стран. Организует самопроверку и самооценку. Самостоятельно работают по карточкам, сверяют с образцом на доске, оценивают себя при помощи цветовых сигналов.

6. Первичное закрепление учебного материала 

Организует игру «Полубуковки», предлагает расшифровать названия стран, рассказать правило о правописании названий стран, самостоятельно записать
название одной из стран .Организует самопроверку и самооценку. Коллективно расшифровывают названия стран, вспоминают правило правописания названий стран.
Самостоятельно записывают название страны, сверяют с записью на доске, оценивают себя при помощи цветовых сигналов.

7. Информация о домашнем задании, инструкция по его выполнению 

Предлагает раскрасить литературного героя, вставить первую букву в его Имени и в названии стран, соединить имя героя с названием страны, в которой живёт
Слушают инструкцию по выполнению домашнего задания.

8. Подведение итогов. Рефлексия. 

Организует обсуждение результатов проделанной работы, анализ своей работы по вопросам. Оценивают достижения поставленных целей, рассказывают правило .Проводят самооценку.
( План-конспект урока смотреть в Приложении)

Конечно, ЛО обучение связано с удовлетворением потребностей ребёнка в различных видах деятельности , интересных ему. Для младших школьников такой деятельностью является игра. На уроках окружающего мира можно проводить различные игры-диалоги. По теме «Семья» разыгрываются телефонные диалоги» «Мама и дочка», «Вызываем к больному врача»

Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей.. потребностей личности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребёнке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, -значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу. Поэтому необходимо развитие ребёнка осуществлять не только на уроках, но и во внеурочное время.

IV. Заключение.

Итоги работы по программе «Школа 2100» с использованием ЛО обучения.

Современная система образования должна быть нацелена на формирование у школьников потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе.

Это диктует необходимость изменения содержания и технологий образования, ориентации на личностно-ориентированную педагогику.

Такая система образования не может быть построена на пустом месте, Она берёт начало в глубине традиционной системы образования, трудов философов, психологов, педагогов.

Ознакомившись с особенностями личностно-ориентированных технологий и сравнив традиционный урок с личностно-ориентированным, я думаю, что модель личностно-ориентированной школы –одна из наиболее перспективных в силу следующих причин:
  • в центре образовательного процесса находится ребёнок как субъект познания, что отвечает мировой тенденции гуманизации образования;
  • личностно- ориентированное обучение является здоровьесберегающей технологией, так как при этом оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, а значит минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред их здоровью;
  • в последнее время наметилась тенденция ,когда родители выбирают не просто какие –либо дополнительные предметы ,услуги, но ищут прежде всего, благоприятную для своего ребёнка образовательную среду, где бы он не затерялся в общей массе, где была бы видна его индивидуальность:
  • необходимость перехода к данной модули школы осознаётся обществом
В заключение хочу привести высказывание М.Пришвина:

« Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом листике есть нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего дерева. Каждый ребёнок может быть познан как личность только с учётом его действительной жизни, его радости, огорчений, потребностей и надежд. И только тогда ребёнок захочет учиться, будет спешить в школу и от всего сердца радоваться встреч со своим учителем»

Я ознакомилась со многими публикациями в журнале «Начальная школа» по теме моего проекта и систематизировала свой накопленный опыт. Я думаю, что это мне поможет более эффективно использовать приобретённые знания по реализации личностно-ориентированного обучения в дальнейшей работе.

В качестве одного из конкретных итогов такой работы можно назвать достижение высоких результатов учащимися моего класса в полиолимпиаде среди младших школьников Даминов Анвар занял 1 место в Республике, Сайфутдинов Ленар – 3 место в Республике. Каждый год участвуем в Международном конкурсе по русскому языку «Русский медвежонок» и по математике – «Кенгуру»
Большое внимание уделяется и исследовательской деятельности.Так в 2008/2009 учебном году Даминов Анвар и Сайфутдинов Ленар за участие в районном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я- исследователь» получили сертификат, а в 2009/2010 учебном году Вахитов Ильшат и Сайфутдинов Ленар были награждены дипломом 3 степени Отделом Образования Стерлитамакского района, и дипломом 3 степени в Российском Конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников, который проходил в городе Мелеузе.

Младший школьный возраст - начало школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становится для него ведущей. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление, он получает знания, умения, навыки - создает необходимую базу для своего последующего обучения. 
Огромное значение имеет то, как прошло детство ребенка, кто вел его за руку в мир знаний, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. Результаты успеваемости и качества знаний моих учеников отражены в диаграмме.

Моя тема по самообразованию была заслушена на заседании ШМО учителей начальных классов, которое проводилось на базе школы села Отрадовка и на районном семинаре учителей начальных классов на базе школы села Верхние Услы.

Список использованной литературы 
1) Кондратьева Е П. Проекты (проблемы, поиск, опыт) /Е.П.Кондратьева.- Чебоксары, 2008 -51 с. 
2) Понамаренко И.Г. Повышение профессионального мастерства педагогов /И.Г.Пономаренко.- Волгоград ,2009.-206с. 
3) Товпинец И. Г. Приёмы организации личностно – ориентированного обучения в учебниках нового поколения / Товпинец И. Г.// Начальная школа.-2004.-№8.-с.59-61. 
4) Тарасова В. Н. Личностно – ориентированное обучение младших школьников /Тарасова В. Н. //Начальная школа .-2005.- №11.-с.39-42. 
5) Боева Н. Я. ,Волкова И.В. Личностно-ориентированное образование /БоеваН.Я., Волкова И.В.// Начальная школа.-2004.-№6.- с.40-42 
6) Кураченко З.В. Личностно - ориентированный подход в системе обучения математике / Кураченко З.В.//Начальная школа. -2004.- №4.-с.60-64 
7) Сеть творческих учителей 
http://www.it-n.ru 
8) Образовательная система «Школа 2100» 
http;//www.schoot2100.ru/ 

»
Сайфутдинова Гулюза Ильичовна02.05.2013 62370 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar