РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Приёмы запоминания английской лексики.

Приёмы запоминания английской лексики. Учитель английского языка 
МБОУ «СОШ № 28» г. Северодвинска 
Афанасьева Ольга Сергеевна. 

Обучение иностранному языку связывается в первую очередь с обучением правильного понимания и употребления целых классов слов, т.е. лексики.

Лексика – это совокупность слов и сходных с ними по функциям объединений, образующих определённую систему.
Освоение лексики – это самый трудоёмкий процесс в изучении иностранного языка. На решение этой проблемы уходит 70-80% времени и усилий при освоении минимума (3000) слов.

На стадии изучения слов решаются задачи постановки правильного произношения, правильного и быстрого чтения, вырабатывается навык восприятия иностранного языка на слух. Изучение слов происходит параллельно с выработкой умения и навыков построения предложений и восприятия речи на слух. Когда человек слушает речь на родном или иностранном языке, то он из отдельных слов приходит к значению и смыслу, заключенному в словах и предложениях. Когда человек выражает свои мысли на родном или иностранном языке, то происходит обратный процесс.

Наш мозг обладает очень важным свойством. Он не только получает информацию об окружающем мире, но и хранит, накапливает её. Всё, что узнаёт человек, может быть надолго сохранено в "кладовых” его мозга. Формы проявления памяти чрезвычайно многообразны.

Память – сложная психическая деятельность. В её составе можно выделить отдельные процессы. Основные из них – запоминание, сохранение, воспроизведение и узнавание [2,с. 114].

Существуют три стадии процесса запоминания: приобретение информации, хранение и восстановление.

Для сохранения информации на длительный срок мозг человека использует коды. Существуют три основных пути кодирования информации для долгосрочного хранения: лингвистический, образный и двигательный. [Кулиш 2002: 9].

Успешность запоминания слов зависит и от типа памяти. Самой благоприятной для изучения языка и в то же время самой распространённой является смешанная память, сочетающая способность усваивать образы, полученные путём слухового, зрительного и моторного восприятия [1 с. 31].

Немецкий психолог Герман Эббингхауз начал исследования в этой области в 1885 году. Он проводил эксперименты на себе, а результаты работы осветил в книге ‘Память: вклад в экспериментальную психологию’(1913 г.). База эксперимента – ‘чепуховые слоги’(nonsense syllables) – ничего не значащие трёхбуквенные слоги, из которых нельзя построить слово. Это были закрытые слоги типа zok, ket. Эббингхауз хотел сократить до минимума влияние своих первичных знаний на процесс запоминания. Он отобрал 2300 таких слогов и читал их вслух с определённой скоростью. Затем он закрывал список и старался воспроизвести по памяти. Он проверял свою память в различное время. Психолог доучил список слогов, причём на доучивание у него ушло намного меньше времени, чем на заучивание. Он назвал этот приём ‘метод сохранения информации’. Открытием Эббингхауза был тот факт, что в первый час получения информации память человека удерживает 40-45% информации; объём сохранённой в течение 48 часов информации снижается до 30%. Этот факт говорит о том, что иностранным языком нужно заниматься ежедневно минимум по 20- 30 минут.

Наиболее эффективными из всех мнемонических приемов психологи считают:

  • метод связывания образов;
  • метод расположения (дислокации) образов в воображаемые места и ситуации;
  • метод ‘нанизывания’ образов на ментальные стержни.
Рассмотрим метод связывания информации.

Представьте себе, что нужно запомнить список продуктов, которые вы должны купить, например, ко дню рождения дочери. Начинаем связывать образ дня рождения с празднично сервированным столом для детей, на котором стоит большой вкусный торт (мука, мед, яйца, сахар, молоко, крахмал), фрукты (апельсины, яблоки, бананы), сладкие напитки (кола, клубничный напиток, минеральная вода), конфеты и печенье. Этот прием хорош для запоминания ‘приземленных’, т.е. конкретных списков.
Одним из древнейших методов запоминания является метод расположения (дислокации) образов или предметов в воображаемые места и ситуации. Он принадлежит древнегреческому лирическому поэту Симонидису (556-468 г. до н.э.), которого во время большого банкета вызвали для получения какого-то сообщения. В его отсутствие крыша дома обрушилась, убив всех, кто был внутри. Мертвые были обезображены до неузнаваемости, но Симонидис опознал всех, вспомнив и ‘рассадив’ их по местам до момента катастрофы.

Для овладения этим приемом запоминания следует установить естественные места, где могут происходить события, привычные для вас. Например, можно выбрать 20 различных позиций в своей квартире т.д. Количество позиций зависит от числа предметов, которое нужно запомнить. Каждое запоминаемое слово превратите в образ, а затем расположите в естественном порядке в те места, которые вы выбрали.

Метод ‘нанизывания’ основан на том же принципе, что и предыдущий метод, только вместо выбранного вами места или позиции используется опорный стержень.

Существует множество стержневых опорных систем, но самой популярной является рифмование предметов с числительными от 1 до 20 Метод ‘нанизывания’ образов на ментальные стержни

  • One is a gun.
  • Two is a shoe.
  • Three is a tree.
  • Four is a door.
  • Five is knives.
  • Six is sticks.
  • Seven is an oven.
  • Eight is a plate.
  • Nine is wine.
  • Ten is a hen.
  • Eleven is ‘penny-one’, hotdog bun.
  • Twelve is ‘penny-two’, airplane glue.
  • Thirteen is ‘penny-three’, bumble bee.
  • Fourteen is ‘penny-four’, grocery store.
  • Fifteen is ‘penny-five’, big bee hive.
  • Sixteen is ‘penny-six’, magic tricks.
  • Seventeen is ‘penny-eight’, golden gate.
  • Eighteen is ‘penny-nine’, ball of twine.
  • Nineteen is ‘penny-ten’, ball point pen.
Каждое слово, которое нужно запомнить перед тем, как ‘нанизать’ на стержень, следует превратить в образ. Яркий пример подобной методики запоминания в стихотворении ‘Дом, который построил Джек’.

Процесс запоминания иностранных слов может происходить и при помощи звуковых ассоциаций. ‘Похожесть’ в звучании слов различных языков лежит в основе Ассоциативного метода запоминания иностранных слов (МФА). Автором МФА является профессор Р. Аткинсон. Для того чтобы запомнить иностранное слово, нужно подобрать к нему созвучное, т. е. звучащее похоже слово на родном или хорошо знакомом языке. Затем необходимо составить небольшой сюжет из слов-созвучий и перевода. Например, созвучным словом к английскому слову look ‘смотреть’ будет русское слово ‘лук’. Сюжет может быть таким: ‘Не могу смотреть, когда режу лук’. Сюжет необходимо составлять для того, чтобы примерное звучание слова и его перевод оказались как бы в одной связке, и не были бы оторванными друг от друга.

Этот метод незаменим в условиях нехватки времени, при подготовке к экзамену, т.е. в любой ситуации, когда за небольшой промежуток времени надо запомнить большое количество слов. Таким образом, можно запомнить 30-50 слов в день.
В отличие от ассоциаций, рождаемых нашей фантазией, метод автобиографических ассоциаций использует ассоциации с реально пережитыми событиями. Например, надо запомнить английское слово puddle – лужа. Созвучное слово падал. Вспоминаем, как в детстве у нас мяч во время игры падал в лужу.

Эффективным является и запоминание слов попарно с образным кодированием, например: blood – hyena; juice- lemon; smooth-egg; pocket-money [3, с. 11].

Хороший результат может дать и метод запоминания при помощи фонематической классификации. В английском языке имеются односложные и двусложные слова. Среди данных слов выделяются группы слов, отличающиеся между собой всего одним звуком. Стоит изменить всего один звук и смысл слова меняется.

Звук, изменение которого ведёт к образованию нового слова, называется фонемой. Фонемой может быть начальный согласный звук, корневой гласный звук, последний согласный звук [4 с. 4].

При классификации односложных и двусложных слов по созвучию (по фонематическому принципу) имеет место два случая:

  1. Корневой гласный с последующим согласным остаётся неизменным, а первый согласный меняется. Например: took- look - book; bed – red.
  2. Крайние согласные остаются неизменными, а корневая гласная меняется. Например: lit- let; big – bag; bad – bed; fox – fix; hug – mug; pat – rat; sat – sit; letter- litter.
Словообразование также поможет более успешно выучить лексику иностранного языка. Поиск знакомых корней, префиксов, суффиксов и их связывание в единую цепочку уводит от зубрёжки и расширяет словарный запас. Например: to add –добавлять; префикс ‘ad’ обозначает действие, которое добавляет, дополняет, прибавляет что-то к уже известному глаголу: ad/join – присоединять.

Многие авторы учебников по английскому языку предлагают схематическую организацию материала для запоминания иностранных слов.

Большой популярностью пользуется приём запоминания слов при помощи картинок, фотографий. Яркие образы легче запоминаются, следовательно, легче запоминаются и слова, с которыми они связаны. Эффективен и приём развешивания карточек со словами на предметы: мебели, техники в квартире. Можно составить любые списки слов и развесить их по дому. При ежедневном использовании результат очень хороший. Расширить словарный запас помогут антонимы с синонимами и акронимы. Все эти приемы запоминания дают лучший результат, чем обычно используемое людьми зазубривание, постоянное повторение.

Список используемых источников
  1. Конышева А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку. – М.: Четыре четверти, 2005. – 208 с. 
  2. Крутецкий В.А. Психология: учеб. Для учащихся пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1986. – 336 с. 
  3. Кулиш В.Г. Способы запоминания английских слов. – Д.: Сталкер, 2002. – 302, [2] c. 
  4. Литвинов П.П. Как быстро выучить много немецких слов. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 160 с.
Афанасьева Ольга Сергеевна27.08.2013 25270 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar
Рассылка портала

Рассылка для учителей