РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Игра как средство развития познавательной активности учащихся на уроках немецкого языка

Игра как средство развития познавательной активности учащихся на уроках немецкого языка

Одной из причин потери интереса у большинства учащихся к немецкому языку является отсутствие естественной потребности и реальной возможности его применения. Также многие родители не хотят, чтобы их дети в школе изучали немецкий язык. Они требуют, чтобы те занимались английским языком, который является международным. Прежде всего я объясняю родителям и детям зачем изучают немецкий язык вообще. Также стараюсь убедить учащихся, что изучение языка поможет им не только при поступлении в ВУЗы, но в будущем найти престижную работу в фирме или совместном предприятии, т.к. расширяются и укрепляются экономические и культурные связи с Германией. Новый рынок труда требует специалистов и просто работников, владеющих немецким языком. 

Игра является действенным инструментом преподавания, который активирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению языком. Игра всегда предлагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть. Это обстоятельство обостряет мыслительную деятельность учащихся. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, - там активность, там внимание и воображение.

Выделяют 6 основных целей использования игры на уроках иностранного языка:

  • Формирование определенных навыков.
  • Развитие определенных речевых умений.
  • Обучение умению общаться.
  • Развитие языковых способностей и психических функций.
  • Познание в сфере страноведения и языка. Для этой цели используются викторины, лото, путешествия, конкурсы.
  • Запоминание речевого материала.
Упражнения игрового характера могут быть разными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения их, материальной оснащенности, количеству участников и т.д. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать лексические, грамматические навыки и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т.д.

Место игр на уроке и отводимое им время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока.

Игра является средством создания ситуации общения. Учебно-речевая игровая ситуация побуждает учащихся говорить и действовать по правилам игры в учебно-методических целях. Именно игра повышает и поддерживает интерес к общению.

Могут быть выделены следующие виды учебно-речевых игр:

  • Фонетические.
  • Орфографические.
  • Лексические.
  • Грамматические.
  • Для обучения чтению.
  • Для обучения аудированию.
  • Для обучения монологической речи.
  • Для обучения диалогической речи.
Во всех классах я использую в своей работе ролевые игры. Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником.

Игра даёт возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики-лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнёром в речевом общении.

Мой опыт проведения игр на уроках немецкого языка.

Например, при изучении темы «В магазине» мы сооружаем отдел канцтоваров и все слушаем диалог между продавцом и покупателем.

Также в библиотеке, в ресторане, в незнакомом городе учащиеся берут на себя какие-либо роли и ведут беседы друг с другом.
Часто играем также в лото. Ребятам раздаются карты с рисунками, выбирается ведущий, у которого есть разрезанные карточки-картинки. Он называет слово по-немецки, и тот ученик, кто имеет это слово на своей карте, поднимает руку. Выигрывает тот, кто первым закроет все рисунки-слова на своей карте.

Игра «Лживый телефон».

Цель игры: развитие фонематического слуха, умения концентрироваться.
Ход игры: Дети садятся в ряд, первый шепчет следующему слово на немецком языке. Последний игрок должен повторить слово первого игрока. Тот, кто услышал слово неправильно, пересаживается на последнее место. Игра ведётся на две команды. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок передаст названное слово последнему игроку.

Игра «Да или нет».

Цель игры: активировать в речи детей знакомые лексические единицы, речевые образцы.
Ход игры: Ведущий называет слово или предложение, соответствующее действительности или нет, может также задать вопрос. Дети отвечают односложно при помощи карточек. Выигрывает тот, чьи ответы были только правильными.

Игра «Кто быстрее».

Цель: активизация лексики
Ход игры: Учащиеся делятся на 2 команды. На доске должны написать слова по теме «Unsere Wohnung». Выигрывает команда, которая написала больше слов за определённое время.

«Игра в мяч».

Ход игры: Ребята становятся в круг, бросают друг другу мяч, называя при этом слово. Но следующее слово должно начинаться на последнюю букву предшествующего слова. Например:
Stuhl – Lampe – Elefant - Tisch

Игра «Угадай-ка»

Ход игры: дети слушают загадки о животных, на листочках пишут ответ и рисуют это животное. Например:

Am Morgen darf ich wecken
Mit lautem «Kikiriki!»
Ich bin sehr stolz und kampfe gern,
Nur Eier leg ich nie…

*****
Sehe ich vor mir nur saftig Gras,
Dann dankt ich laut mit «Muh!»
Ich gebe leckre Milch von mir,
Drum bin ich eine…

Игра: «Какое слово лишнее?»

Цель игры: развитие умения классифицировать
Ход игры: На доске пишутся несколько слов, нужно назвать лишнее. Например: die Stadt, das Buch, laufen, das Kino. Лишним будет слово laufen, так как это единственный глагол в ряду существительных. Принцип объединения слов в один ряд может быть разный.

Игра «Озвучивание картинки».

Цель игры: активизация лексики по изученной теме, развитие навыков диалогической речи.
Ход игры: Играющие образуют пары. Каждой паре даются картинки, к которым прилагаются карточки с соответствующими репликами. С их помощью необходимо озвучить картинки. Выигрывает пара, которая первой подготовит диалог и правильно его воспроизведёт.

Урок немецкого языка - это не только игра. Доверительность и непринуждённость общения учителя с учащимися возникает благодаря игровой атмосфере. При помощи игры учитель располагает учащихся к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций. Игра способствует развитию познавательной активности учащихся изучению немецкого языка. Она несёт в себе нравственное начало, делает труд радостным и творческим.

Пономарева Жанна Борисовна22.10.2013 21590 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.