РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие творческих способностей на уроках литературы.

Развитие творческих способностей на уроках литературы. Литература как учебный предмет - замечательная, плодотворная почва для развития творческих способностей учащихся. Учителя – словесники часто сталкиваются с такими проблемами как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. 

В современной школе необходимо использование методов, которые формировали бы активную и самостоятельную позицию учащихся в учении и были направлены на творческое развитие познавательной активности. Учение только тогда станет для ребят привлекательным, когда они сами будут учиться проектировать, конструировать, исследовать, открывать. Создание мотивационной среды, развитие познавательной активности через творческие способности учащихся осуществляются в учебной и внеурочной деятельности, предполагает работу по использованию информационных технологий, способствует самореализации школьников и их социализации. 

Проектная деятельность – это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся, создает положительную мотивацию ребенка к учебе. В создании проекта может участвовать как один ученик, так и группа ребят. 1. Одним из самых распространенных видов проектной деятельности на уроках литературы в 5-6 классах является составление диафильмов на основе прочитанных произведений. В среднем и старшем звене для того чтобы учение было интересным, обучение должно содержать элементы исследовательского поиска. Здесь уместно написание учащимися рефератов, докладов, сообщений, составление презентаций. При этом учащиеся овладевают способами сохранения информации, получают основы библиографической грамотности, приобретают навыки конспектирования, учатся представлять результаты исследования. Проектные технологии используются при создании школьной газеты, издании сборников сочинений учащихся, тематических стенгазет. 

Следующий вид работы – это чтение с домысливанием. В 5-6 классах читая сказки, рассказы, учащиеся по - разному представляют описание героев произведения. На стадии знакомства с героями дети сами домысливают, какими способностями обладает герой, внешнюю характеристику героя, состояния души и т.д. 

Например: Сказка Г.Х. Андерсена «Снежная королева» 

Жил-был тролль, злющий презлющий……(дальше дети сами описывают внешность героя, так как в произведении нет описания)
Описание внешности Кая и Герды. (так как в произведении нет описаний внешности, а дается описание личностных качеств героев) 

После прочтения произведения учащимся предлагается творческая работа: Тематические рисунки, иллюстрации, составление ребусов, шарад, кроссвордов, тестов и тд. 

Следующий вид работы, который я применяю на уроках литературы в среднем и старшем звене. 

Технология критического мышления. 

1. Творческие вопросы:

А) Как вы думаете, почему герой поступил так , а не иначе?
Б) Были ли верны ваши представления от том, как будут развиваться дальнейшие события?
В) Что будет дальше?

2. Письменные работы:

1. Эссе по впечатлениям 
2. Отзыв на прочитанное произведение 
3. Сочинение – рассуждение об идее произведения 
4. Дописать финал 
5. Написать письмо герою произведения.
Соловьева Марина Гаврильевна09.11.2013 12050 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar