РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проектная деятельность в воспитательной работе

Проектная деятельность в воспитательной работе
Подготовила: 
учитель начальных классов 
МБОУСОШ №11 
Авжиян Анжелика Агоповна
2013 год

Проекты в младших классах – это трудно? Да! Но всё-таки это возможно. Статистикой подтверждается, что учащиеся удерживают в памяти:
  • 10 % от того, что они читают, 
  • 26 % от того, что они слышат, 
  • 30 % от того, что они видят, 
  • 50 % от того, что они видят и слышат, 
  • 70 % от того, что они обсуждают с другими, 
  • 80 % от того, что основано на личном опыте, 
  • 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, когда делают, 
  • 95 % от того, чему они обучают сами (Felder, 1988). 

Данные исследования впечатляют. Ведь именно в проектной деятельности ребенок приобретает ценнейший опыт – опыт «обучения» других людей. Погружаясь в тематику своего проекта, ребёнку предстоит освоить новые для себя позиции. Во-первых, он может выступать в качестве специалиста изучаемого вопроса, во-вторых – эксперта, а в-третьих - наставника.

В проектной деятельности активно задействуются все четыре механизма (по Б.Ананьеву) развития личности:
  • Общение 
  • Деятельность 
  • Познание 
  • Рефлексия 
Действительно, исследуя нюансы включения ребенка младших классов в проектную деятельность, отмечаем, что в силу ряда специфических особенностей (возрастное и индивидуальное развитие) возникает множество трудностей. Среди них наиболее ярко выделяются следующие:
  • у ребенка младшего школьного возраста недостаточно развита аналитичность мышления, отсюда и затруднения с анализом литературы, выборкой главного и абстрагированием от несущественного; 
  • младшие школьники испытывают коммуникативные затруднения, а тему следует раскрыть, всесторонне обосновать, ответить на поставленные вопросы; 
  • эмоциональная незрелость, что порождает неспособность конструктивно отнестись к критическим замечаниям. 
В связи с вышесказанным проектная деятельность может показаться многим (относительно данного возраста) несерьёзной, игровой. Но здесь возникает противоречие, т.к. именно этот возраст потенциален для закладки фундаментальных основ исследовательской деятельности и мотивационной ориентации ребёнка. Вопрос заключается лишь в правильном подборе методов и приёмов формирования исследовательской компетенции, адекватных возрастным особенностям младшего школьника

Я пришла к выводу, что в настоящее время необходимо формировать у учащихся социальные компетенции, социальную активность через проектную деятельность.

Возможно ли объединение классно-урочной и проектной формы занятий?

Такой вопрос выносит А.В. Хуторской — автор современного учебника по дидактике — как тему для обсуждения со студентами. И действительно для современных реформ в образовании этот вопрос является, пожалуй, центральным.

Во-первых, использование метода проектов в практике советской школы привело «к снижению уровня общеобразовательной подготовки детей, и данный метод был исключен из школы вместе с его преимуществами». «Постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в практике».

Во-вторых, реализация глобальных проектов, рассчитанных на организацию работы учащихся во внеурочное время, для ряда школ затруднительна. Поскольку работа учителя с учащимися во внеурочное время не оплачивается. В школах, из-за их переполненности, возникают проблемы с помещением, где можно вести консультации и т.д.

Таким образом, возникает проблема, которая заключается в том, чтобы найти способ поддержания должного равновесия между классно-урочной формой обучения и проектной.

А.В. Хуторской в этом контексте пишет: «Проектную форму обучения необходимо широко использовать в воспитательной работе, в дополнительном образовании, имеются попытки распространения метода проектов на базовый учебный процесс. Занятия в проектной форме уже не отрицают систематического освоения знаний, такая деятельность включается в содержание проекта. Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Школьники индивидуально или по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему. Их задача — получить новый продукт, решить научную, техническую или иную проблему».

Проектное обучение — полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять её и становиться некоторой панацеей. Специалисты из стран, имеющих обширный опыт проектного обучения, считают, что его следует использовать в воспитательной и внеурочной работе как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения, как средство ускорения роста и в личностном смысле, и в академическом.

Довольно часто возникает вопрос «Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?».

Во-первых, на мой взгляд, главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель:
  • цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, 
  • цель исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п. 
Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.

Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.

Перед собой я поставила задачу: воспитывать и развивать думающих, мыслящих людей, полезных обществу.
С 2011 – 20012учебного года, когда нынешние мои дети пришли в 1 класс, я стала включать учащихся в различные виды деятельности, развивая социальные компетенции. Воспитательную работу решила построить через метод проектов, самый распространённый вид исследовательского труда, который развивает социальный аспект личности за счёт включения её в различные виды деятельности, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения.

Проект – это, по сути дела, просто специальное задание, план, замысел, путь решения проблем, в результате которого должно получиться что-то новое: продукт, отношение, книга, фильм, модель, сценарий, презентация и т.д.

Поиск ответа на вопрос « Как учить и воспитывать?» – выводит нас на категорию методов обучения и воспитания. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной и воспитывающей деятельностью.
Метод – сердцевина учебного процесса, связывающее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Методы, используемые на уроках и внеклассных мероприятиях, условно делятся на 3 основные категории: пассивные, активные и интерактивные.

Пассивные методы (методы линейного воздействия)
Процесс воздействия учителя с учащимся превращается в одностороннее линейное воздействие. Учитель является главным организатором, он распределяет работу, предлагает заранее составленный план, лично контролирует все действия учащихся, единолично распределяет необходимую информацию.

Активные методы (методы кругового воздействия)
Характер взаимодействия учителя и учащихся меняется, хотя учитель и остаётся центральной частью занятия. Он остаётся главным и единственным источником информации и экспертом, но учащиеся уже не являются пассивными слушателями, они могут задавать вопросы, пояснять необходимые положения, предлагать собственные решения.

Интерактивные методы (методы кругового взаимодействия)
При использовании интерактивных методов роль учителя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.
Учащиеся работают с дополнительными источниками информации. Они также обращаются к социальному опыту – собственному и своих товарищей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Почему мы говорим «да» интерактивным методам?
  • Высокая мотивация! 
  • Прочность знаний! 
  • Творчество и фантазия! 
  • Коммуникабельность! 
  • Активная жизненная позиция! 
  • Командный дух! 
  • Ценность индивидуальности! 
  • Свобода самовыражения! 
  • Акцент на деятельность! 
  • Взаимоуважение! 
  • Демократичность! 
XXI век дает заказ на выпускников, обладающих вероятным мышлением, т.е. способных ориентироваться в незнакомой ситуации, умеющих извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний и, самое важное, применять эти знания на практике. Так же в век информатизации, когда один человек не в состоянии «переварить» весь поток информации, важно умение работать сплочено. XXI век – «век команд».

Одним из интерактивных методов является ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Проект как метод обучения. Основные виды проектов

Метод проектов был разработан американским педагогом У.Килпатриком в 20-е годы ХХ века как практическая реализация концепции инструментализма Дж. Дьюи. Основная цель метода проектов – предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации.
Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной и др. 

В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие РАЗНОВИДНОСТИ ПРОЕКТОВ:

1. По методу, доминирующему в проекте
  • исследовательские (имеют структуру приближенную к подлинным научным исследованиям. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначения методов исследования и проведение эксперимента.) 
  • творческие – имеют не столь строгую проработанную структуру. Форма представления результатов может быть различной: изделие, видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж. 
  • приключенческие, игровые – предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах – ролевая игра. Результаты не всегда возможно наметит в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью. 
  • информационные – это тип проекта, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Учащиеся изучают и используют различные источники информации. 
  • практико-ориентированные – это проекты, четко ориентированные на результат. Результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта. 
2. По характеру координирования проекта
  • с явной координацией – учитель участвует в проекте в своем собственном статусе, направляет работу, организует отдельные этапы проекта. Здесь важным является отказ от авторитарного руководства, работа в содружестве с учащимися, сохраняя консультационные функции, но не навязывая свое решение. 
  • со скрытой координацией – координатор выступает как полноправный участник проекта и не обнаруживает свой истинный статус учителя в период деятельности групп-участников. Свое влияние он осуществляет за счет лидерских и профессиональных качеств по критерию компетентности. 
3. По количеству участников
  • личностные (индивидуальные) 
  • парные 
  • групповые 
4. По продолжительности проведения
  • краткосрочные (разработан на нескольких уроках) 
  • средней продолжительности (от недели до месяца) 
  • долгосрочные (от одного до нескольких месяцев) 

ЦЕЛЬ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ – создание условий для освоения новых типов деятельности в социокультурной среде, развитие умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека.

ЗАДАЧИ исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. 

В младшем возрасте начальной школы (1-2-е классы) это:
  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль учителя); 
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с учителем); 
  • формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты). 
В более старшем возрасте начальной школы (3-4-е классы) – это:
  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; 
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; 
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; 
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. 
Результат деятельности для учащихся – конкретный продукт деятельности (информационной или осязаемой).
Результат деятельности для учителя – изменение уровня сформированности ключевых компетентностей, которые демонстрирует учащийся в ходе проектной деятельности.

Проектной деятельностью могут заниматься дети даже самого младшего школьного возраста. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Познавательная активность детей младшего школьного возраста очень высока: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Дети младшего школьного возраста еще не могут найти самостоятельно ответы на все интересующие их вопросы – им помогает учитель. Но наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения целесообразнее использовать и проблемное обучение: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

МИНУСЫ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ:
  • возрастает нагрузка на учителя. 
  • Малыши не умеют работать с литературой 
Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности младших школьников. То, что ребята старшего звена сделают с легкостью, у начальных классов вызовет затруднения, поэтому проект в начальных классах – это огромная работа руководителя, требующая нестандартных методов. Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом.
Однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывать, если этот возраст рассматривать как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается связь между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и большей части школьников не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. Еще одним из минусов является то, что в начальных классах учащиеся только-только приступают к поисково-исследовательской работе. Это связано с тем, что они еще не умеют работать с литературой, выделять главное и делать обобщения.

ПЛЮСЫ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ:
  • Навыки самообразования 
  • Развитие творческого мышления, умения добывать информацию, самостоятельно отбирать и накапливать материал, т.е. приобретаются навыки самообразования и самоконтроля. При подборе материалов, учащиеся используют различные источники информации, работают со справочниками, художественной литературой, учебниками. Активно используют ресурсы интернета. 
  • навыки групповой деятельности, т.е. в ходе работы над проектом ребятам приходится устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом), адекватно оценивать себя и других. 
  • интерес к познавательной деятельности 
Метод проектов позволяет соединять знания из разных областей и применять их на практике. Это одна из технологий воспитания мотивированных детей. А так же интересная работа не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями. Эта работа оказывает огромное влияние как на отдельного школьника в плане развития его самостоятельности, так и на коллектив в целом, поскольку достижение единой цели очень сплачивает детей. Кроме того, добывание информации самостоятельно позволяет усвоить её гораздо прочнее, чем получение в "разжеванном" виде. Но, самое главное, метод проектов учит детей организовывать деятельность и учит размышлять. А это важнейшие умения, которые будут способствовать будущей успешной взрослой жизни.
моделируется реальная технологическая цепочка: задача – результат
Моделируется реальная технологическая цепочка, состоящая из
5 «П»: ПРОБЛЕМА – ПРОЕКТИРОВАНИЕ – ПОИСК – ПРОДУКТ – ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

"Плюсов” больше! Это наиболее эффективная технология для формирования творческой самостоятельности учащихся.
Каждый проект – вполне реальное дело для ученика, который знает цели, может предвидеть затруднения, составить план своей несложной работы. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения, даёт силы и желания к работе над другими.

Этот метод я использую недавно, но эта работа заняла особое место и помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Эта работа охватывает огромное количество задач, а именно, формирование, развитие и приобретение индивидуальных навыков, навыков общения, междисциплинарных навыков и навыков работы в группе.

При создании проектов тесно сотрудничаю с работниками сельской библиотеки, родителями, работниками музея. В работе использую методики игры, театра, поисковой и исследовательской работы.

В своей работе придерживаюсь следующих требований:
  • Проект разрабатывается с согласия или по инициативе учащихся. 
  • Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе – разные. 
  • Проект является значимым для окружения моих учащихся – родителей, знакомых. 
  • Работа по проекту является исследовательской. 
  • Проект должен быть педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действий. 
Проекты подбираем такие, которые были бы интересны и полезны детям. 

Например: 

В первом классе мы воплотили проект, который взял начало на уроках обучения грамоте и плавно перешёл во внеурочное занятие – проект «Моя первая азбука». Идея проекта состояла в том, чтобы на каждую букву алфавита ребёнок сам подобрал рисунок (аппликацию, картинку) в соответствии со своей персональной темой Азбуки. Предварительно мы посетили сельскую библиотеку, где ребят познакомили с различными азбуками. В результате нашей работы возникли 13 абсолютно разных, неординарных Азбук, которые мы оформили в виде книг. 

Во втором классе мы осуществили социальный проект «Подари библиотеке книгу». Идея работы над этим проектом возникла всё в той же библиотеке, когда дети после очередного мероприятия выбирали книги для чтения. Мы обратили внимание на маленький выбор книг для нашего возраста и решили восполнить этот пробел. Собрав два класса вместе, мы разбили детей на группы. Каждая группа предложила свои пути решения этой проблемы, из которых, после решения детского жюри были выбраны такие: объявить по начальной школе акцию «Подари библиотеке книгу» и помочь работникам библиотеки в ремонте книг. Результатом этой работы стало приобретение 53 новых книг для детского чтения и 143 книги нам удалось собрать из личных библиотек. В ходе реализации этого проекта ребята открыли для себя новое ощущение: оказывается приятно не только получать подарки, но и самим дарить их.
В данный момент мы работаем над проектом «Фруктовый сад на нашем подоконнике» Мы решили проверить, можно ли из косточки вырастить дерево. Ребята посадили косточки яблока, персика, лимона, граната и мандарина и наблюдают за результатом.

В завершении я хочу сказать, что на начало учебного года я не составляю план по организации проектов во внеклассной работе. Темы появляются по мере возникновения интереса детей к той или иной проблеме. Я понимаю, что в моей работе над проектом не всегда выполняется условие, что надо делить детей на группы. Мы порой работаем всем классом. Но в данной работе и меня и детей устраивает результат: ребята читают книги, осваивают новые знания, учатся работать в коллективе, радуются и удивляются успехам одноклассников. И ещё один положительный момент этого направления: большая часть родителей поддерживает инициативу, и активно помогают детям, включаясь в работу. 

И, наконец, приведу пословицу, ясно выражающую сущность проектного метода обучения:
«РАССКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ,
ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ,
СДЕЛАЙ ВМЕСТЕ СО МНОЙ – И Я НАУЧУСЬ».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 2010
2. Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. – Рига, 2001.
3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2010.
4. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2010, № 9, с.177-180.
5. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2010.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
6. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 2010, № 6, с.34-47.
7. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 2010
8. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 2010
9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., Интор, 2011.
10. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2010.
11. Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. - 326с.
12. Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы / БГУ. Центр проблем развития образования. — Мн.: Пропилеи, 2001. — С. 121—140. [Перевод Л.А.Лашкевич; Источник: David Jaques. Supervising Projects / SEDA Further Induction Pack II. – 1992, April. – P. 6—35.]
13. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
14. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
15. Каганов Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л. 1926
16. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000.
17. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2010.
18. Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. — М.: МИПКРО, 2012.
19. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2012, № 8
Авжиян Анжелика Агоповна26.04.2013 109560 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar