РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Метод проекта на уроках музыки и МХК как современная педагогическая технология

Метод проекта на уроках музыки и МХК как современная педагогическая технология
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 
средняя общеобразовательная школа №3 
города Выксы, Нижегородской области 

подготовила
учитель музыки
МБОУ СОШ №3
Королева Светлана Васильевна

«Задача школы состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать её самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, т.е. научиться учиться». 
Джон Дьюи 

Урок- основная форма организации учебно-воспитательного процесса. Неважно, чем придется заниматься во взрослой жизни нынешним ученикам: лечить детей или ремонтировать машины, растить хлеб или строить дома - главное делать это творчески, с фантазией, выдумкой и любовью. 

На своих уроках я стараюсь ввести детей в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров. Уроки провожу с использованием ИКТ. 

Занятия превращаю в различные конструктивные модели получения знаний. Инновационная работа позволяет вовлечь детей в сотворчество, развивать все лучшее в классической музыке. Дети активно участвуют в музыкальных конкурсах, фестивалях, концертах, музыкально- интеллектуальных играх, проектной деятельности. 

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. 

Учебный проект с точки зрения учащегося 
  • это возможность делать что-то интересное самостоятельное, в группе или самому, максимально используя свои возможности; 
  • это деятельность, позволяющая проявлять себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; 
  • это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. 
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности. 

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность. 

Зная запросы учащихся в современном мире, я и применяю в своей работе данную методику.
Метод проекта используется мною в разных классах на протяжении нескольких лет.
Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков.

Основные этапы работы методом проектов:
  • погружение в проект 
  • организация деятельности 
  • осуществление деятельности 
  • презентация результатов 
Первый этап осуществления проекта – самый короткий, но очень важный для получения ожидаемых результатов от проектной технологии.
  • учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта, формулирует проблему проекта; 
  • из проблемы проекта выделяется ряд подпроблем, её уточняющих; 
  • определяются цель и задачи проекта- поиск способов решения проблемы проекта. 
На втором этапе организуется деятельность детей. 

Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи для каждой группы. Если это необходимо, определить роль каждого члена группы. Объединение в группы учитель можно поручить ученикам. 

Если по замыслу проекта учитель определяет одного или нескольких участников группы, свобода выбора учащихся несколько меньше. 

Работа контролируется учителем и все-таки, это самостоятельное дело детей.
  • по решению задач проекта происходит планирование работы; 
  • знакомство с информацией по теме проекта; 
  • сделать собственные замеры (исследования); 
  • анкетирование по данной тематике (проблеме). 
Третий этап - осуществление деятельности 

После того как спланирована работа, пора действовать. Здесь учитель становится наблюдателем. Ребята все делают сами.

Например:
  • проведение опроса 
  • обработка результатов 
  • публикация в журнале, на сайтах 
Когда ребятам не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель постоянно « держит руку на пульсе». 

Конечный этап презентации как одна из целей проектной деятельности. 

Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрация результатов.
В ходе подготовки к презентации дети готовят продукт проектной деятельности. 

Это могут быть рисунки, плакаты, слайд-шоу, видеосюжеты, газета, альманах, костюмы, музыкальные инструменты, макеты, сценарии и прочее. 

Для успешной работы на данном этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически и связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. Понадобятся приемы самоанализа и рефлексии. На этапе презентации роль учителя возрастает. Он обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными. 

В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнения, учитель оценивает усвоение учащимися определенного учебного материала. 

Проекты предполагают активизацию обучающихся: они должны сами добывать новые знания, общаться с другими людьми, искать фотографии и рисунки, и даже самостоятельно монтировать музыку и записывать ее. И, наконец, обучающиеся, имеющие разный уровень музыкальной компетенции, могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями.
Например, ученик, который обладает недостаточными познаниями предмета, может прекрасно владеть компьютером и.т.д.
Проект, который выполняют ученики, должен вызывать в них интерес, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить. 

Опыт работы проектной методики в течение нескольких лет позволяет провести предварительный анализ и дает ответ на вопрос: «Как данная технология влияет на обучение предмету».
  • Проектная методика дает возможность больше и глубже изучить тему. 
  • Значительно расширяет общий кругозор. 
  • Учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал. 
  • Дает возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей обучающихся. 
Данная технология позволяет реализовывать не только образовательные задачи, но и воспитательные. Обучающиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на культуру и историю своей страны. Все это призвано способствовать максимальному развитию индивидуальных способностей и талантов каждого, формированию активной гражданской позиции обучающихся. 

Заключение и выводы:
  • использование метода проектов в процессе обучения позволяет включить обучающихся в реальную исследовательскую деятельность и нацелить их на получение реального результата; 
  • самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности обучающихся, ее способностей, склонностей, интересов; 
  • обучающиеся открывают для себя ценность предметов искусства и языка их общения. 
  • Проект–реальная возможность для саморазвития и самореализации обучающихся. 
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. 

"Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других”. 
Б.Асафьев 

Список литературы.
1.Бычков В.И. Метод проектов в современной школе. - М., 2000;
2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. -М.:АРКТИ, 2013;
3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение,2011;
4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
Королева Светлана Васильевна09.11.2013 14280 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar