РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках в классе "Особый ребенок"

Учитель МСКОУ VIII вида
г. Красновишерска Пермского края:
учитель класса «Особый ребенок»
(7 год обучения)
Югова Ирина Анатольевна


Классы «Особый ребенок» для детей с умеренной (глубокой) умственной отсталостью открыты с целью максимально возможной социализации этой категории детей.

Приоритетными направлениями работы в классе «Особый ребенок» являются:
  • укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка; 
  • формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи; 
  • формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений; 
  • включение обучающихся в обслуживающий, хозяйственный, прикладной труд; 
  • расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме; 
  • формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасной жизнедеятельности; 
  • развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности. 
Процесс обучения и воспитания в классе «Особый ребенок» строится на следующих принципах:
  • социальной направленности; 
  • практической направленности: 
  • комплексного подхода; 
  • индивидуализации обучения; 
  • коррекционно-развивающей направленности; 
  • деятельностного подхода; 
  • доступности обучения; 
  • эмоциональной интенсивности обучения. 
Дифференциация – это учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для обучения. Требование учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения и воспитания в классе «Особый ребенок» очевидно. Ведь учащиеся по разным показателям отличаются друг от друга.

Индивидуальный подход в обучении направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка, так и его специфические особенности, характерные для детей с отклонениями в развитии. 

Цель данного подхода в обучении – это создание благоприятного психического развития каждого ученика в классе.
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода при работе в классе «Особый ребенок» я использую во всех видах и формах организации учебной деятельности. Будь то фронтальная, самостоятельная, домашняя работа, объяснение или закрепление нового материала. 

На уроках для повышения умственной работоспособности детей, и для предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. 

Важно вовремя заметить, когда ребенок начинает утомляться и успеть переключить его до того, как он начнет отвлекаться или замкнется. Если это происходит, то нарушается эмоциональная атмосфера урока, падает его результативность. 

Опыт работы с детьми класса «Особый ребенок» показывает, что учащиеся обычно активнее воспринимают и усваивают материал, имеющий яркую эмоциональную окрашенность и привлекательную наглядную представленность.
Для каждого ученика в начале учебного года разрабатывается индивидуальный маршрут обучения, который утверждается на школьном ПМП(к). Согласно индивидуальному маршруту обучения учебный материал подбирается для каждого ребенка индивидуально. 

Трудность обучения состоит в том, что учителям нелегко дифференцировать материал из учебников для классов школы VIII вида, т.к. для классов «Особый ребенок» учебников нет. 

В условиях классно-урочной системы индивидуальный подход в обучении и воспитании тесно связан с дифференцированным подходом. 

Разделение класса на несколько групп по способностям и степени обучаемости. 

I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сложных заданий им нужна активизирующая помощь взрослого. 

Учащиеся II группы в ходе обучения испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей.
 
К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). 

Группы меняются, в зависимости от предмета. На уроках использую индивидуальные, парные, групповые формы работы.
Все карточки для индивидуальной работы учащихся по предметам дифференцированы. 

Каждый ученик выполняет посильное задание индивидуально или в группе.
Обучение с учетом индивидуальных особенностей учащихся имеет место на каждом уроке. 

На уроках чтения:

Прочитайте таблицы
  • самостоятельно 
  • 1 строчку сверху 
  • 2 столбик слева 
  • 3 столбик справа 
  • 2 строчка сверху 
за да ра ша ва са га па
зе де ре ше ве се ге пе
зо до ро шо во со го по
зу ду ру шу ву су гу пу

При изучении биографии писателя.
Прочитайте об авторе.

1 группа 

Обычный текст.
Русский писатель. Родился в Москве. Константин Георгиевич переменил много профессий: он был вожатым, кондуктором, рабочим, рыбаком. Написал рассказы для детей и несколько сказок. Они учат любить родную природу, быть наблюдательными, быть добрыми, честными.

2 группа 

Текст, разделенный на предложения.
Одно предложение в одном абзаце.
Русский писатель.
Родился в Москве.
Паустовский переменил много профессий:
он был вожатым, кондуктором, рабочим, рыбаком.
Написал рассказы для детей и несколько сказок.
Они учат любить родную природу, быть наблюдательными, быть добрыми, честными.

3 группа. 

Все слова в тексте разделены на слоги. 

Рус-ский пи-са-тель. Ро-дил-ся в Моск-ве.
Па-ус-тов-ский пе-ре-ме-нил мно-го про-фес-сий: он был во-жа-тым, кон-дук-то-ром, ра-бо-чим, ры-баком.
На-пи-сал рас-ска-зы для де-тей и нес-коль-ко ска-зок.
Они учат лю-бить род-ную при-ро-ду, быть наб-лю-да-тель-ны-ми, быть доб-ры-ми, чест-ны-ми.

Чтение предложений. (С заданиями)
  • с изменением силы голоса (громко, тихо) 
  • с изменением темпа чтения (быстро, медленно) 
  • с изменением интонации (радостно, сердито, печально) 
Задание:
  • Найдите в тексте слова, которые обозначают имена собственные. 
  • Найдите и прочитайте предложение с восклицательным знаком. 
  • Найдите в тексте самое большое слово, найдите слово, в котором два, три, черыре слога. 
  • Найдите в тексте слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. 
Читают со слайда по буквам: Осеева
О е
с в
е а

На уроках чтения ученикам предлагаются различные виды пересказа: кто-то может пересказать «близко к тексту», кто-то может рассказать с опорой на картинки, но есть и такие дети, которым пересказ совсем не дается. 

В этом случае я использую иллюстрации-слайды. Помимо картинки они содержат некоторый текст с пропущенными словами. Ребенок, после прочтения текста и его анализа смотрит на иллюстрацию, вспоминает содержание, помощником ему выступает текст, подписанный снизу. 

Однако некоторые (важные) слова в тексте пропущены. Ученик должен сам вспомнить их и вставить в свой рассказ. 

На уроках счета дифференциация ясно выражается в разноуровневых заданиях. 

Урок начинаю с вопросов: 

Вопросы адресованы каждому ученику индивидуально. 
  • К какому уроку приготовились? 
  • Какой он по счету? 
  • Какое сегодня число? 
  • Какой месяц ? 
  • Какой по счету месяц в году? 
  • Какой он по счету в ряду весенних, осенних, зимних месяцев, это в зависимости от сезона? 
Покажите на правой руке, сегодняшнее число, на левой - месяц.
2 февраля, 3 марта, 4 апреля, 5 мая.
Задания – шифровки: предлагается числовой ряд

10, 7, 12, 9, 6, 11, 13, 4, 15, 2, 3, 8, 5, 14, 17, 19 

Задание:
3 группа - выписывают в тетрадь по порядку четные числа,
2 группа - выписывают в тетрадь по порядку нечетные числа
3 группа - выписывают в тетрадь по порядку четные и нечетные числа. 

Код разгадка:
11 15 10 3 7 12 6 13 4 2 8 14 5 19 9 17
ч т в а в ы п и о л н и н е ы и

Получатся тема урока или задание для класса.

Например, устный счет на уроке счета может быть ярким и увлекательным. Это и веселые стихи, для каждого ученика подбирается свое стихотворение. 

Это могут быть и слайды, и таблицы, и раздаточные картинки типа «Вычисли и раскрась». Также на уроках использую различные дидактические игры. 

Например, «Меткие стрелки». На одной половине листа даны примеры, а на другой ответы. Детям нужно решить примеры и провести к ответам стрелы.

На уроках счета предлагаются задания: 

Учащимся 1 группы предлагаю задания: 

Найди сумму чисел 80 и 7.
Увеличь 53 на 4.
К какому числу надо прибавить 20, чтобы получить 28?
Для учащихся 2 и 3 групп использую демонстрационные карточки.
Например, показываю две карточки с числами 13 и 7 и спрашиваю, какие, действия можно выполнить с данными числами? (Сложение и вычитание.)
Ученик должен выполнить эти действия. Карточки детям предлагаются разные.
При работе с отрезками предлагаю задания:

1 группа Задание: Построй отрезки, длина которых 6 см, 8 см, 13 см.

2 группа Задание: Начерти отрезки длиною 2 см, 5 см.

3 группа Задание: Начерти любой отрезок.

На уроках счета можно провести игру, игровое упражнение, разучить считалку, отгадать загадку, ребус. И это не мешает обучению детей, а, наоборот, помогает детям знакомиться с новым для них учебным материалом, закреплять изученный.
Уроки письма также можно обыграть, сделать интересными. Например, связать с каким–нибудь путешествием, приключением. Начало урока может быть неожиданным, сразу включающим ученика в активную умственную деятельность. Так, например, при изучении темы «Большая буква в именах, фамилиях, отчествах» урок можно начать с игры «Отгадай»: Петя хотел подписать свою тетрадь и написал фамилию слайд 18 «иванов», имя вывел «петя» и задумался. Отгадайте, почему задумался Петя?

Устное задание: -Кто из вас любит кашу? Какую? 

Составьте предложения по схеме:
1 группа: Я люблю кашу с ……и ……… .
2 группа: Я люблю кашу с … .
3 группа: Я люблю … кашу

На уроке письма предлагаю карточки:

1 группа 

Задание: Найди и исправь ошибки в карточке. Запиши текст правильно
У нас жывет кот васка.
У кота пушыстый хвост.
Он чясто смотрит на небо.
там тучя. 

2 группа 

Задание: Найди и исправь ошибки в карточке. Запиши текст правильно.
У нас жывет кот васка.
У кота пушыстый хвост.
Он чясто смотрит на небо.

3 группа 

Задание: Найди и исправь ошибки в карточке.
У нас жывет кот васька.
У кота пушыстый хвост.

1 группа 

Задание: Спиши слова. Поставь знак ударения. Составь с данными словами предложения.
Яблоко, груша, лимон. 

2 группа 

Задание: Спиши слова. Поставь знак ударения. Составь с данными словами словосочетания.
Яблоко, груша, лимон. 

3 группа 

Задание: Спиши слова. Поставь знак ударения.
Яблоко, груша, лимон.

При работе в классе «Особый ребенок» необходима постоянная востребованность приобретенных навыков.
В педагогической практике школы-интерната любая технология с коррекционной направленностью становится одной из ведущих, только надо знать, где её можно рациональнее применить. 

При работе в классе «Особый ребенок» необходимо:
  • Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к детям. 
  • Предотвращать наступление утомления. 
  • В процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей. 
  • Во время работы с детьми данной категории учитель должен проявлять особый педагогический такт. 
  • Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнку, развивать в нём веру в собственные силы и возможности. 
Всего комментариев: 2
avatar
1 • 11:43, 15.01.2014

очень интересная статья, сама работаю с "Особым ребёнком" уже 4 года, всё как в тумане. Хотелось бы с Вами пообщаться по проблемам "Особых деток"
avatar
2 89885384948 • 10:58, 14.04.2019

Все задания, которые описывает автор статьи, с трудом ( и то не все) выполнят  дети из обычного класса коррекционной школы. Дети из класса "Особый ребёнок" обычно никогда не научатся читать, могут выучить несколько букв, но сливать их - нет. Что уж говорить о том, что списать текст они не способны. В класс "Особый ребёнок" зачисляют детей с умеренной умственной отсталостью или ТМНР, РАС. У многих из них нет речи, понимание речи - частичное. Зачастую отсутствует ответная реакция на предлагаемое задание.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены