РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование культуры здорового образа жизни на основе реализации межпредметных связей

Формирование культуры здорового образа жизни на основе реализации межпредметных связей Елена Викторовна Андриянова,
учитель начальных классов
МБОУ гимназии №1 г. Липецка


ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ 

Одним из важнейших путей совершенствования учебно-воспитательного процесса является эффективная реализация межпредметных связей. Они выступают как средство комплексного подхода к обучению и воспитанию школьников. Реализация межпредметных связей вносит качественные изменения в содержание и структуру знаний учащихся, т.к. обеспечивает интеграцию знаний, повышение их научного уровня, формирование комплекса универсальных учебных действий. Межпредметные связи заключают в себе большие возможности для развития личности школьника, формирование его мировоззрения, творческой самостоятельности и активности. 

Современный уровень формирования культуры здоровья и безопасного уровня жизни обеспечивается при изучении базовых предметов начальной школы. 

На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. 

Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своём здоровье.
Не секрет, что поступая в 1 класс, первоклассники имеют целый ряд заболеваний. Просматривая медицинские карты ребят, беседуя с родителями учащихся, приходится говорить о трёх проблемах: осанка, зрение и простудные заболевания. К сожалению, улучшить здоровье учащихся учителя не могут, а вот приостановить развитие заболевания можно, что мы и делаем на уроках и во внеурочное время. 

Итак, первая проблема – осанка. 

На уроках окружающего мира говорим о том, что правильная осанка не даётся человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве, а после 18 лет исправлять её недостатки очень трудно. Если научить детей держать спину прямо с первых лет учёбы, то в дальнейшем будет меньше проблем со здоровьем. 

Осуществляя межпредметную связь окружающего мира с уроками технологии, мы сшили мешочки, наполнили их солью. Мешочки мы кладём на голову в начале урока русского языка, когда идёт запись даты, вида работы, чистописания. Спина сразу выпрямляется. Держим их на голове 6-7 минут. Во время урока мешочки с солью мы можем использовать несколько раз. Весят мешочки 300 г, размер 20 см x 15 см. 

Изучив на окружающем мире природное сообщество лес, на уроке технологии изготовили берёзовые тренажёры (40 тонких прутиков берёзки, связанных шпагатом). С березовыми тренажерами работаем в паре: стучим ими друг другу по спине, перекатываем. 

Обычный карандаш тоже сделан из дерева и используется нами для массажа рук при письме на уроках русского языка.
Изучив тему «Распространение семян», осенью набрали зрелых каштанов, используем их на уроках математики в качестве природного счётного материала и в качестве тренажера для развития мелкой моторики руки. Каштаны помогают не только усвоить темы: «Задачи», «Геометрические фигуры», «Написание цифр», но и снять напряжения с рук и плечевого пояса. Для этого каштаны мы перекатываем, сжимаем, подкидываем то одной, то другой рукой. 

Снимает напряжение с плечевого пояса, укрепляет мышцы спины и тренажер «Веселый мячик». Этот тренажер появился в результате интеграции урока физической культуры и технологии. Обычная пластиковая бутылка, шнурок и помпончик превратился в игрушку - тренажер. 

Вторая проблема – зрение. 

На уроке окружающего мира, изучая тему «Органы чувств», говорили о том, что более 80% информации люди получают благодаря зрению. Недаром, говоря о чём-то драгоценном, призывают беречь зрение, как «зеницу ока». Разучили гимнастику для глаз, используем дифракционные очки-тренажёры профессора Фёдорова из Москвы. Очками-тренажерами пользуемся уже несколько лет - результаты хорошие. 

Третья проблема – дыхание и простудные заболевания. 

Известно, что у школьников очень распространены заболевания верхних дыхательных путей: уха, горла, носа. Эти заболевания влекут ряд нежелательных последствий: в лёгкие поступает меньше кислорода, от этого страдают все клетки организма, особенно головной мозг. Это приводит к быстрой утомляемости, снижению памяти и, следовательно, к плохому усвоению знаний. Решаем эту проблему на своих уроках и на уроках физкультуры: тренируем грудное, брюшное, смешанное дыхание, для этого выполняем 1 вдох- 3 выдоха, 3 вдоха - 1 выдох; играем в игру «33 Егорки». 

Кроме этого, носим на груди аромамедальоны, зажигаем в классе аромалампы. В них капаем любые масла: пихты, можжевельника, лимона, чайного дерева и др. Дышим такими ароматами. 

Еще одним средством для профилактики простудных заболеваний является точечный массаж уха, горла, носа, который мы выучили на Уроке здоровья. 

Данный подход при изучении различных предметов способствует формированию способов использования знаний и умений, полученных по одному предмету для приобретения новых знаний и умений по другому предмету. 

Таким образом, межпредметными связями на различных уроках обеспечивается единство процесса общего развития учащихся, формируются творческие способности и развивается система универсальных учебных действий в деле заботы о своём здоровье.
Андриянова Елена Викторовна05.12.2013 10380 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar