РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Приемы оптимизации взаимодействия учителя с родителями (рекомендации школьного психолога)

Приемы оптимизации взаимодействия учителя с родителями (рекомендации школьного психолога) Вопрос о задачах и значении работы педагога с родителями, по-прежнему, является важным и чрезвычайно дискуссионным. Существует множество мнений, в том числе и полярно противоположных. На одном полюсе – работа с родителями - это одно из направлений работы педагога. Аргумент очень понятный и практически неоспоримый: большая часть проблем школьника – родом из семьи, её климата, стиля взаимоотношений и т.д., поэтому невозможно решать школьные проблемы без активной работы самих родителей. 

На другом полюсе – семья юридически и этически «закрыта» для школы. Учитель не имеет права вмешиваться в семейную ситуацию. Поэтому большинство школьных ситуаций должно решаться без вмешательства родителей, силами педагогов, психолога и самого школьника. 

На мой взгляд, взаимодействие с родителями, семьей как системой, педагогическое воздействие на эту систему можно и должно осуществлять настолько, насколько готовы и «дают добро» на это воздействие сами родители и каким образом работа с родителями обозначена в должностных обязанностях специалиста. 

Одной из задач педагога в работе с родителями, может быть, создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребёнка. При этом последовательно реализуется принцип невмешательства педагога в семейную ситуацию. 

Давайте рассмотрим, какие трудности возникают при работе с родителями? 

1. Проблема отбора содержания и форм ведения работы. 

Решение этой проблемы возможно в двух направлениях:

А) ознакомление родителей с актуальными проблемами детей, способствуя тем самым более глубокому пониманию взрослыми динамики детского развития, погружение родителей в значимые, насущные вопросы, решаемые их детьми в данный момент школьного обучения и психологического развития;

Б) предложение подходящих для этого момента развития форм детско-родительского общения.
Форма работы: короткие беседы на классных собраниях (лучше, если они приурочены к проводимым диагностическим исследованиям), специальные родительские дни, совместные встречи родителей и детей, консультации по запросу родителей, а также беседы и консультации родителей по запросу педагога.

Поводом для консультации может быть также необходимость получения дополнительной диагностической информации от родителей. Например, на этапе углублённой диагностики педагог может попросить родителей помочь ему выявить влияние семейной ситуации на психологическое благополучие ребёнка в школе. Наконец, целью консультирования может быть психологическая поддержка родителей в случае обнаружения серьёзных проблем у их ребёнка либо в связи с серьёзными эмоциональными переживаниями и событиями в его семье. В любом случае, итогом консультативной работы должен быть договор о совместных действиях родителей и педагога в решении задач сопровождения ребёнка в период его школьного обучения. 

2 проблема. Чаще всего родители занимают оборонительную или наступательную позицию. 

Если родители реализуют оборонительную позицию и стремятся оправдать собственное невмешательство в воспитание своего ребенка, они используют следующие аргументы: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы воспитывать своего ребенка», «Мы перепробовали все меры, ничего не получается». 

Наступательная позиция: «Школа должна воспитывать, а не мы!», «Школа виновата в том, что наш ребенок такой невоспитанный».
Иногда приходят родители с желанием получить помощь: «Ребенок нас не слушает, помогите нам!», «Мы растеряны, не знаем, что делать». В любом из этих случаев мы должны стремиться к конструктивному разговору с родителями. Как этого достичь?
На первой встрече с родителями можно использовать прием «Нейтрализация». 

«Нейтрализация» направлена на улучшение взаимодействия в ходе беседы с родителями, демонстрирующими наступательную позицию или позицию растерянности, беспомощности. 

На первой фазе общения с родителем мы реализуем действие «сопротивления» его эмоциональному воздействию. Для этого следует обрести нейтральное состояние «резервуара» — пустой формы, не наполняемой психологическим содержанием вашего собеседника. Не включайтесь эмоционально в ситуацию вашего разговора, будьте психологически отстраненными от нее, поддерживайте в себе спокойный нейтралитет. 

Как показывает опыт, педагогу необходимо будет «продержаться» примерно 10—15 минут, в течение которых родитель в форме монолога будет либо высказывать свои претензии к школе и лично вам, либо жаловаться на свою беспомощность в воспитании. В первом случае постарайтесь молча выслушивать и оставаться спокойным, уверенным в себе, не теряя вежливой доброжелательности. Во втором случае спокойно кивайте вашему собеседнику головой, вставляйте некоторые нейтральные фразы, такие, например, как «Успокойтесь», «Я вас слушаю», «Я вас понимаю». 

Почувствовав вашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнет «остывать», его эмоции станут иссякать и гаснуть. В конце концов. он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с вами. 

«Равенство» 

Наступает время для второй фазы вашей беседы. Теперь вашей задачей является организовать равноправное взаимодействие с родителем. Это означает, что вы должны убедить его в незамедлительном включении в активную деятельность по воспитанию своего ребенка. Как это сделать? 

Чтобы избежать противостояния с родителями займите равную позицию. Людям нравится ощущать собственную значимость. Одним из эффективных способов привлечения родителя к воспитательному сотрудничеству является подчеркивание его значимости в этом процессе. Приложите все усилия к тому, чтобы объяснить отцу или матери их реальную роль в воспитании и развитии ребенка. 

Покажите родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку. Замечено, что позитивный психологический контакт в общении с родителем возникает сразу же, как только учитель показывает, что видит положительные стороны в характере его ребенка, симпатизирует ему и даже любит. Согласитесь, что хорошее начало есть в каждом человеке, даже в самом отчаянном нарушителе школьной дисциплины и заядлом двоечнике. Объясните, например, что недисциплинированно ведут себя зачастую активные, инициативные и самостоятельные ребята, склонные к лидерству. Низкую успеваемость имеют те, у кого сильно развитые внешкольные интересы, либо те, у которых было плохо организовано обучение (по причинам частой смены учителей, низкого профессионального уровня преподавания, несодержательной школьной программы). 

В ходе беседы с родителями обсуждайте проблему, а не личные качества ученика! 

Сформулируйте перед родителями ваш педагогический «диагноз» учебной деятельности и поведения их ребенка: в силу каких объективных и субъективных причин он плохо учится и нарушает дисциплину. Дайте свои рекомендации: какие воспитательные мероприятия следует организовать, чтобы улучшить существующее положение. Например, ребенок плохо учится, потому что у него запущены некоторые школьные предметы, — следует помочь в «подтягивании» его по этим предметам. Подросток плохо ведет себя на уроке, потому что он постоянно самоутверждается и демонстрирует свою «смелость» перед одноклассниками, — предложите родителям поискать социально приемлемые формы деятельности, в которых их сын смог бы удовлетворить свою потребность в самоутверждении (спорт, подработка, увлечение, художественная самодеятельность). Подросток участвовал в краже, потому что попал под влияние «дурной компании», — приложите совместные усилия к тому, чтобы переключить активность молодого человека и его друзей на другие виды деятельности. 

Случается и так, что на беседу с вами приходят отец и мать, не имеющие никаких увлечений и интересных занятий. В этом случае ваша задача состоит в том, чтобы предложить им культурные формы их совместной деятельности с детьми . Заинтересуйте родителей в том, чтобы дети проводили с ними как можно больше времени. Это игры, создание семейной традиции.
3 проблема. Неправильные, искаженные родительские установки на проблемы ребенка. 

К сожалению, большинство родителей ориентируются на отдельные симптомы нарушения поведения подростка. Например, мать жалуется на то, что сын « без спросу берет чужое, ворует», и просит педагога помочь ребенку избавиться от этого. Такой формальный, поверхностный взгляд на проблемы ребенка формирует у некоторых родителей потребительское отношение к педагогической помощи, и такие родители ответственность за результат помощи ребенку полностью возлагают на педагога.
Содержание работы учителя в этом случае заключается в переориентации внимания родителей с отдельного симптома на личность ребенка в целом. 

Формой работы может быть направленная беседа с родителями с обязательным знакомством их с результатами психодиагностических данных, а также занятия, которые может предложить школьный психолог родителям совместно с детьми. Организация таких занятий обеспечивает личностный рост каждого участника за счет приобретения нового уникального опыта социального взаимодействия. 

Завершая беседу с родителями, выразите уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и школы, существующая воспитательная проблема успешно будет решена.
Якушева Наталия Васильевна27.12.2013 24640 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar