РАЗРАБОТКИ

Другие модули


«Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе»

«Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе» Выполнила: Артамонова Ирина Андреевна, учитель начальных классов МОУ СОШ №3 г. Андреаполя Тверской области
Руководитель: Евстигнеева М.Е., гл. методист по начальному обучению УМЦ ТОИУУ

Мышление учащихся начальных классов носит наглядно - образный характер, т.е. оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства школьников соответственно преобладает и образный тип памяти. Специфика содержания учебного материала при обучении русскому языку (обилие слов предлагаемых для запоминания, трудно заучиваемые, легко забываемые слов, преобладания не яркого материала) тоже не способствует овладению детьми твёрдых навыков орфографии.
На основании этого я предлагаю системы упражнений на формирование орфографической зоркости младших школьников при работе со словарными словами.

Противоречия, решаемые в работе

Изучаемый программный материал требует запоминания большого количества слов, а у младших школьников не достаточно развита память, что способствует допуску ошибок в словах, правописание которых нужно запомнить.

Методикой разработано немало приёмов объяснения детям значения непонятных слов.

Иногда лексическое значение слов подсказывается контекстом, и в этих случаях дети могут понять смысл слова самостоятельно, без специальных разъяснений.

Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение, показав или сам предмет, или его изображение на рисунке, на слайде, в учебном фильме.

Когда наглядное объяснение не представляется возможным, можно раскрыть содержание слова путём краткого словесного толкования.

Возможно применение следующих способов определений:

а) путём подбора к нему синонимов (изумрудный ярко-зелёный);

б) путём перечислений предметов (признаков, действий), общую группу которых называют данным словом (насекомые - это бабочки, жуки, муравьи);

в) описательным способом (адресат - тот, кому отправляют письмо, телеграмму);

г) путём родовидового определения (амбар - здание, постройка для хранения

зерна).

Слово не может быть усвоено вне сочетания его с другими словами, без употребления его в речи, и главное - это учить детей правильному и точному употреблению слова.

Задания, направленные на запоминание слов с непроверяемыми орфограммами.

Из упражнений, связанных с использованием словаря, применяю следующие:

а) устные упражнения в отыскивании в словарике слов, названных учителем, в нахождении в них "опасного" при письме места;

б) выписывание из словаря слов по определённым смысловым, грамматическим и прочим признакам (по теме "животные", "вежливые слова" и др.;

наречия: быстро, вдруг;

имена прилагательные: красивый, уважаемый; одушевленные имена существительные: ребята, заяц; имена существительные 1-го склонения: ягода, собака; слова с безударной гласной "а": барабан, картофель; слова из трех слогов: малина, урожай, слова с ударением на первом слоге: русский, скоро и т. д.;

в) списывание слов с пропущенными буквами с заданием проверить написание по словарю. Пропуск трудных букв мобилизует внимание

OA

учащихся, а обращение к орфографическому словарю способствует закреплению правильного зрительного образа слова;

г) упражнения в составлении словосочетаний и предложений со словами из словаря.

Постоянное обращение к словарю способствует созданию ценного навыка быстро схватывать и запоминать правильное написание слов. Словарь является постоянным спутником ученика в его повседневной работе на уроках.

Материал для работы со словарными словами. 

Подбор однокоренных слов:

  • Адрес, адресат, адресант, адресный, адресок, переадресовка.
  • Берёза, берёзка, березонька, березник, березняк, березовый, подберёзовик.
  • Болото, болотце,болотный,болотистый.
  • Борода, бородка, бородища, бороденка, бородушка, бородач.
  • Воробей, воробьиха, воробьенок, воробушек, воробышек, воробьиный.
  • Ворона, вороний, воронье, вороненок, вороненочек, проворонить.
  • Жёлтый, жёлтенький, желтизна, желтоватый, желток, желтопузик, желтоцвет, желтуха, Желтухин ("кличка воробья), пожелтеть, янтарно- жёлтый.
  • Сахар, сахарок, сахаринка, сахарить, сахарный, сахарница.
  • Серебро, серебрение, серебряный, серебристый, серебряник (мастер).
  • Солдат, солдатский, солдатка, солдатуШки.
  • Соловей, соловьиха, соловьиный, соловушка, соловьенок.
  • Солома, соломка, соломинка, соломина, соломенный.
Разбор слова по составу: 

для такой работы часто предлагаем слова, однокоренные тем, которые изучаются в словаре учебника:
Аптечный, багажник, валенок, газетчик, дорожный, железяка, заячий, интересно, картофелина, малинник, ореховый, погодка и др.  

Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов.

Синонимы:

  • алмаз - бриллиант,
  • алфавит - азбука,
  • рассвет - восход,
  • ребёнок - малыш - дитя - крошка - детёныш - малютка, спасибо - благодарю.
Антонимы:
  • богатство - бедность,
  • быстро - медленно,
  • весело - грустно,
  • город - деревня,
  • дорога - аллея, шоссе,
  • дорогой - дешёвый (товар),
  • женщина - мужчина,
  • здоровый - больной,
  • здравствуй - до свидания, прощай,
  • красиво - уродливо,
  • мороз - жара,
  • пришел - ушел, рассвет - закат, родина - чужбина, спасибо - пожалуйста, устный - письменный, хорошо - плохо, чёрный - белый. 
Этимологические сведения:
  • аквариум (от лат. слова aqua "вода")
  • аллея (от франц. слова allee "проход, дорога")
  • балкон (займете, из итальянского яз. balcone "балкон")
  • бутерброд (из немец, яз. butter "масло" + brot "хлеб")
  • велосипед (из франц. яз.; произошло от двух лат. слов velox "быстрый + ре "нога")
  • вермишель (от лат. слова vermis "червяк")
  • герой (от греч. слова heros "богатырь древних времён")
  • гимназия (от греч. слова gymnasion "площадка для гимнастических упражнений", позднее - "школа", где философы вели беседы со своими слушателями)
  • зоопарк (образовано сложением слов: зоо (от греч. zon "животное") + парк ) изумруд (займете, из тюркск. яз. zumrud) капуста (от лат. слова caputium "головка")
  • карандаш (из тюркских языков кара - "чёрный", даш - "камень")
  • килограмм (от греч. слова chilioi "тысяча")
  • колесо (от древнеславян. слова коло "круг")
  • компас (от лат. слова compasso "измеряю")
  • конверт (от франц. слова couvert "покрытый")
  • корзина (от древнеслав. слова корза "древесная кора")
  • спасибо (образовалось путём слияния русских слов "спаси богъ", затем конечные г, ъ отпали)
  • телеграмма (состоит из двух греч. корней: tele "далеко" + gramma "запись"'
  • телефон (образовано сложением двух греч. основ: tele "далеко" + phone "звук")
  • тетрадь (займете, из греч. яз.: tetradion "тетрадь", образовано от tetras "четвёртая часть листа")
  • трамваи (анг. tramway, где tram "трамвай" + way "дорога, путь") тротуар (франц. trottoir "тротуар", образованное от глагола trotter "ходить" футбол (займете, из анг. яз. football, foot "нога" + ball "мяч") цирк (заимств. из лат. яз. circus "круг")
  • шахматы (персидское выражение "шах умер")
Работа со словарными словами, входящими в состав фразеологизмов.

Эта работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё. Предлагается списывание и толкование фразеологических сочетаний (поговорок), замена ими в тексте синонимичных слов или словосочетаний.

  • Без году неделя (совсем недавно).
  • Белая ворона (необычный, странный человек, который сильно выделяется среди других людей).
  • Беречь как зеницу ока (тщательно, заботливо оберегать что-либо). Бросать слова на ветер (говорить впустую, необдуманно). Галопом по Европе (поверхностно, несерьёзно).
  • Держать язык за зубами (молчать, не говорить лишнего).
  • Ждать у моря погоды (надеяться на что-либо, самостоятельно ничего не предпринимать).
  • Обвести вокруг пальца (обмануть).
  • Одного поля ягоды (похожи друг на друга, обычно отрицательными качествами).
  • От зари до зари (весь день).
  • Писать как курица лапой (писать очень плохо, неразборчиво). Скатертью дорога (пожелание убираться вон, куда угодно).
  • Язык хорошо подвешен (умеет хорошо, гладко говорить).
С пословицами ведется подобная работа. Кроме того, с ними уместно предлагать и вставление пропущенных букв, и письмо по памяти, и т.д., а также выбор пословицы, подходящей по смыслу к тексту, из нескольких данных.

  • Аппетит приходит во время еды.
  • Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. 
  • Тот герой, кто за Родину горой. 
  • Декабрь - хвостик года. 
  • Золото добывают из земли, а знания из книг. 
  • Большому кораблю большое плавание. 
  • Захотел медведь мёду, да вспомнил про пчёл. 
  • Не разгрызёшь орешка, не съешь и ядра. 
  • Растение - земли украшение. 
  • Трава соломы зеленее. 
  • Дружные сороки и гуся утащат. 
  • Сам погибай, а товарища выручай. 
  • Крепкую дружбу топором не разрубить. 
  • Упустишь время, потеряешь урожай. 
  • Хорошее начало - половина дела. 
  • О человеке судят по его труду. 
  • Яблоко от яблони недалеко падает.
  • Письмо по памяти (отрывки включают словарные слова)
  • Музыканты прибежали, В барабаны застучапи. Вдруг забили барабаны. Прибежали обезьяны. (К. Чуковский)
  • Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Словно серебром. (С. Есенин)
  • Ехали медведи на велосипеде,
  • А за ними кот задом наперёд. (К. Чуковский)
  • Бежит тропинка через луг, Ныряет влево, вправо. (И. Суриков)
Осторожно ветер
Из калитки вышел.
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше. (М. Исаковский)

Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой ... (А. Блок)

Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана. (М.Лермонтов)

В рощах птичье пение, А в классе - тишина. (Я. Аким)

Одеяло убежало, Улетела простыня. И noдyШKa, как лягушка, Ускакала от меня. (К. Чуковский)

Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. (А. Пушкин)

Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы. (А. Пушкин)

Наш язык и скромен и богат. В каждом слове скрыт чудесный клад. (Э. Куклина)

Отгадывание загадок и написание отгадок, которыми словарные слова.

  • Сам алый, сахарный.
  • Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)
  • Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)
  • Это кто бежит такой По лесной onyШKe, Белый весь, как снег зимой, Ушки на макушке? (Заяц)
  • Не снег, не лёд,
  • А серебром деревья уберёт. (Иней)
  • На грядке - зелёный, а в бочке - солёный. (Огурец) 
  • За стеной костяной, Соловейко, спой! (Язык)

Занимательные Формы работы с учащимися.

Одним из эффективных источников мотивации работы учащихся являются игры, которые обязательно надо использовать на уроках, т.к. они несут заряд положительных эмоций. Использование игр снимает у детей излишнюю напряженность, тревожность, которые могут возникать на уроках русского языка.

Игра «В букву».

Необходимо произнести слово по буквам. Например, запоминается написание слова «ученик». Первый ученик произносит- У, второй - Ч, третий -Ей т.д. Слово « обходит» класс несколько раз, пока учитель не отменит задание. Называя согласные буквы, нужно произнести соответствующие звуки.

Игра «Угадай - ка».

Детям предлагается угадать слово по согласным буквам:
КРНДШ,КРВ,ВРБЙ,МСКВ,РБТ

Игра «Собери слово».

Р П А Т А Д
Е Т Ь Л
Н (Тетрадь, пенал).

Игра «Поиск».

Детям предлагается игра со словарём: найти слова, содержащие две или три одинаковые гласные (сахар, карандаш, вечер, берег...).

Игра «Угадай слово».

Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова го (горох, город, горизонт).
И, наоборот, можно дать конец слова:
Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг погрызли мышки.
От слов начала откусили,
Из книжки в норку утащили.
(...суда, ...тух, ...рёза, ...сква).

Игра «Ступеньки».

В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем на одну букву больше. ЗАЯЦ ПЕТУХ СОБАКА МЕДВЕДЬ

Игра «Догадайся, что за слово».

ВОРОНА СОРОКА СОЛОМА КОРОВА МОЛОКО

Игра «Расшифруй слово».

Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово: 2 10 13 6 20 33 2 13 16 12 16
(билет) (яблоко)
О О
О О
о О
О О
О О

Способы организации ассоциативных связей.

Перед запоминанием трудных слов рекомендуется провести работу над их смысловым значением. Сначала свои предложения высказывают дети, затем учитель даёт толкование слова с помощью словаря или (и) показывает картинку, иллюстрацию его значения. 

1 .Графический приём.
Опора на зрительные образы, двигательные анализаторы. Букву, которую надо запомнить, выделяем и превращаем в предмет, связанный со смысловым запоминанием слова.

а).Картинки:

ассоциация по смыслу:

л...пата ...гурец яг...да
м...рковь ябл...ко

ассоциация по смежности и сходству:

м... л... ко Молоко везут круглые колеса. м...л...т...к Он забивает круглые гвозди, п... суда Это круглая сковорода.

букву Ё можно превратить в ёжика: шёл Шёл ёжик, чёрный Шёл чёрный ёжик, жёлтый Шёл жёлтый ёжик.

Шифровки - ребусы.

У детей развивается при разгадывании ребусов мышление, художественные способности, зрительная память. 2.Фонематический приём.

Опоры на слуховые анализаторы. «Слова-помощники», но не родственные.
Пенал. Открыли пенал, а там - пена.
Ужинали ужи. В космос построили мост.
Данные виды заданий способствуют развитию орфографической зоркости, активизируют процессы изучения и запоминания слов с непроверяемыми орфограммами.
Ужин. Космос (т).

Прогнозирование результатов.

Появление ошибок, как известно, легче предупредить, чем потом над ними работать. Поэтому один из путей повышения грамотности - запоминание написания наиболее употребительных слов с непроверяемыми орфограммами .Учителю, взявшему установку на предупреждение ошибок в словарных словах, следует включать данные слова во все виды работ, направленных на повышение грамотности, вовлекать учащихся в творческую работу по сознательному запоминанию орфограмм, используя для этого всю активную сущность ребёнка, все виды памяти.

Предполагаемый уровень обучения.

уровень - знания. Рассчитанный на простое запоминание и воспроизведение изученного материала.

уровень - понимание. Предполагает от учащихся ответа на вопросы: «почему? зачем? что будет?», умение объяснить свой выбор, обнаруживать различные связи.

уровень - применение. Умение применять изученный материал на практике, находить и исправлять свои и чужие ошибки.
Предполагаемые результаты обучения - дети должны узнавать словарные слова в тексте, уметь правильно их писать и находить ошибочные написания.

Систематическое использование описанных приемов работы со словами с непроверяемыми написаниями, поможет учащимся лучше усваивать орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других.

А каждый учитель знает: чем больше слов усвоят учащиеся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться, тем глубже и прочнее его знания по всем предметам. Путь к знаниям лежит через усвоение слов.

Выводы

В своей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.

Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа на уроках русского языка, работа по развитию речи в целом должна занимать ведущее место. Эффективность этой работы зависит от профессионализма учителя. Применение новых форм повышает заинтересованность детей в уроке. Необходимо формировать у учащихся умение пользоваться орфографическими словарями, что, безусловно, повысит уровень их речи.

Я бы хотела предложить некоторые практические советы и дать рекомендации начинающим учителям:

  • включить работу со словарными словами в каждый урок;
  • предлагать учащимся опережающие задания для работы со словарями (подобрать словарный диктант, объяснить этимологию слова, подобрать синонимы, антонимы к слову);
  • объяснить значение новых и непонятных слов, употребленных в тексте;
  • выписать из словаря слова по теме "Школа" и др.;
  • найти слова в словаре и объяснить, почему это слово интересно, какая ошибка в произношении и написании его возможна;
  • составить этимологический кроссворд.

Каждый учитель начальной школы должен организовать работу на уроках русского языка так, чтобы ребёнок в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого ему нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь.

Список литературы
1. Агаркова Н.Г. Обучение письму, как основа для речевого развития младшего школьника. - М., 1990.
1. Аномович Е.А. Русский язык в начальных классах. - М., 1989.
2. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. - М., 1989.
3. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1993.
4. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. -М., 1989.
5. Карпюк Г.В. Обучение и воспитание младших школьников. - М., 1989.
6. Карупе А Я. Обучение детей в школе. - М., 1994.
7. Кремнева С. Ю. Словарные диктанты: 1-2 классы. М., 2008.
8. Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся. - М., 1993.
9. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1983.
10. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. - М., 1983.
11. Панов Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. - М., 1990.
12. Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. - М., 1994.
13. Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка в третьем классе. - М., 1991.
14. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. - М., 1975.
Артамонова Ирина Андреевна06.02.2014 79540 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar