РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие логического мышления учащихся на уроках географии

Развитие логического мышления учащихся на уроках географии

Исследованиями современных психологов доказано, что главным показателем умственного развития школьника выступае
не столько сумма знаний, приобретенных им, сколько совокупность и уровень интеллектуальных умений, мысленный приемов и
логических операции. Поэтому одним из важнейших условий развития личности на современном этапе является развитие
интеллектуальных способностей учащихся, умение мыслить самостоятельно, творчески.

Использование приёмов умственной деятельности в учебном процессе важно не только для успешного усвоения знаний, но и для развития мыслительной деятельности учащихся, подготовки их к самостоятельному приобретению географических знаний.

Для реализации этой цели разработаны и используется в учебном процессе:

  1. Система информационных карт урока, где включены задания на развитие логического мышления. Разработка совокупности 
  2. заданий осуществлялась с опорой на понятийный аппарат изучаемой темы;
  3. Наглядность изучаемого материала обеспечивает совокупность презентаций уроков (70), которые органически включают задани я на развитие логического мышления;
  4. Система ТК (технологических карт), которые позволяют регулярно диагностировать знания и умения учащихся;
  5. Система диагностик степени сформированности процессов мышления обучаемых.
Таким образом, на протяжении 3-х лет реализация программы развития логического мышления учащихся и накопление  статистического материала позволило создать ИКРУ (индивидуальные карты развития учащихся). ИКРУ отражают результаты
деятельности учащихся на протяжении 3-х лет и позволяют сделать определённые выводы о степени сформированности процессов
мышления каждого обучаемого. Статистический материал включает результаты 16 диагностик знаний и умений и 21 диагностики степени сформированности процессов мышления учащихся.

Понятие – форма мышления. В понятии отражаются существенные признаки географических объектов и явлений. Признаками
являются свойства и отношения объектов. Говоря о понятии как о логической категории, необходимо отметить, что любое понятие имеет содержание и объём.

Под содержанием понятия понимается вся совокупность существенных признаков объектов и явлений, отражённых в понятии.
Так содержанием понятия «зона влажного экваториального леса» является: обилие и многоярусность растительности, особенность
строения листьев деревьев верхнего яруса, явление каулифлории, наличие растений-эпифитов, красно-жёлтые ферраллитные почвы.

Объём понятия представляет собой множество (класс) возможных объектов, составляющих основное содержание понятия. Важно отметить, что объём не является частью понятия. Это то множество объектов, которое представлено в нашем мышлении.
Понятие «рельеф Евразии» относится ко всей совокупности неровностей земной поверхности материка (это понятие ранга - класс).
Объём одного понятия может входить в объем другого понятия и составлять при этом лишь его часть. Понятие «Кавказ» входит в
состав понятия «рельеф Евразии». При этом его содержание шире и богаче, чем содержание первого понятия (это понятие ранга – род).

Рассматривая понятие «Главный хребет», мы ранжируем его как понятие ранга «вид». В логике отношений между объёмом и
содержанием понятия сформулированы в виде закона:

Чем шире объём понятия, тем уже его содержание и наоборот!

Закон обратного отношения между объёмом и его содержанием указывает на то, что чем меньше информации о признаках,
заключённых в понятии, тем шире класс и неопределённее его состав. 

Анализу отношений между понятиями на уроках уделяется большое внимание, задание могут выглядеть так:

А) установить отношения, существующие между понятиями и явлениями:

Ожидаемые ответы учеников:

рельеф Евразии – Кавказ – Главный хребет (класс – род – вид)

Карпаты – Гималаи (род – род)

горст – грабен (отношение противоположности)

Эльбрус – Кавказ (функциональные отношения)

щит – платформа (часть – целое)

смещение пластов земной коры – землетрясения (причина – следствие)

На уроках использую следующие приёмы умственной деятельности и логические операции, способствующие успешному
формированию понятий:

Поскольку мышление учащихся представляет аналитико-синтетическую деятельность головного мозга, анализ и синтез
пронизывает весь учебный процесс. Для диагностики способности к анализу и синтезу использую тест «Анаграмма».

Задание может выглядеть так: решить анаграммы, классифицировать объекты с выделением признака классификации:

Ожидаемые ответы учеников:

горы вулканы
ЕВУЗИВЙ 1. Памир 1. Этна
ПАТРАКЫ 2. Атлас 2. Везувий
ТЭАН 3. Карпаты
ТААСЛ
РИМАП

В процессе формирования отдельных систем понятий, закономерностей привлекается системный анализ, позволяющий
рассматривать все явления в определённой системе связей и отношений: при раскрытии целостности ПК системный анализ
компонентов проводится под углом взаимосвязи почв, растительности, климата, животного мира и т. д.

Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков объекта (явления) и отвлечение от других. Часто задача состоит
в выделении существенных признаков и отвлечение от несущественных признаков, второстепенных.

Задание может выглядеть так: выделить существенные признаки (2) следующих понятий (объектов) саванны: многообразие растительного и животного мира: сезонность природных явлений, влажный климат; чрезвычайно много насекомых; преобладает травянистый покров.

Байкал: сточное озеро; самое глубокое в мире; котловина тектонического происхождения; сосредоточено 20% мировых запасов
пресных вод; характерно многообразие флоры и фауны Вскрытие причинно-следственных связей составляет важнейшую часть формирования знаний и усвоения общих географических  закономерностей.

Установление причинно-следственных связей – необходимое условие успешности формирования понятий а, следовательно,
эффективности обучения.

Задания могут выглядеть так:

перемещение вещества мантии – движение литосферных плит
Сибирская платформа – Среднесибирское плоскогорье
господство ЭВМ – весь год влажно

При формировании понятий, установлении причинно-следственных связей и географических закономерностей большая роль
принадлежит приёмам сравнения. Задание может выглядеть так: используя текст учебника, карты атласа, составить сравнительную
характеристику климатических поясов.

А) заполнить таблицу:
особенности Экваториальный пояс Субэкваториальный пояс
Тл =
Тз=
А=
ВМ (летом)
ВМ (зимой)
Следовательно, осадки
выпадают -

Б) используя данные таблицы и трафарет, составить сравнительную характеристику.
Обобщение – объединение в одну общность объектов и явлений по существенным признакам

Задания могут выглядеть так:

А) даны пять слов, четыре их них объединены общим признаком, пятое к ним не относится найти его,
подчеркнуть и объяснить.
морены, троги, ледники, камы, озы;
бархан, балка, эрозия, овраг, дюна;
ордовик, силур, триас, девон, мезозой

Б) даны два понятия – определить, что общего между ними:
бархан – дюна
гранит – андезит
Эльбрус – Килиманджаро
Классификация – распределение объектов и явление по группам. Очень важен выбор основания
классификации Она может проводиться по существенным признакам (естественная) и по несущественным (вспомогательная). 

Задания могут выглядеть так:

А) «Архипелаг» - это классификация или обобщение?

Б) Даны пять объектов или явлений. Четыре из них объединены общим признаком, пятое к ним не относится.
Найти это пятое, подчеркнуть и объяснить основу классификации:
горные породы: гнейс, мрамор, кварцит, кристаллический сланец, базальт;
рельеф: Атлас, Гималаи, Памир, Кавказ, Карпаты

В) решить анаграммы, классифицировать объекты:
АМАДАГСКРА
АСАХЛНИ
АГАВЙКСЕИ

Образцы диагностики степени сформированности мыслительных процессов учащихся:

Класс: 6-й Ф. И. О. ___________________________

А) Анализ отношений между понятиями. Установить отношения между понятиями и явлениями:
предполагаемые ответы учащихся:
Гидросфера - Атлантический океан - Чёрное море (класс – род – вид)
Атлантический океан – Индийский океан (род-род)
Индийский океан – Бенгальский залив (2 ответа) (род – вид; целое – часть)
Мексиканский залив – Гвинейский залив (вид – вид)
паводок - межень (противоположность)
весеннее таяние снега – половодье (причина – следствие)
пойма – речная долина (целое – часть; функциональные отношения)

Б) Способность к анализу и синтезу. Тест «Анаграмма»
Ответы:
НЯЦЫЗ 1. Байкал 1. Янцзы
ТИНА + ГАНА + КЬ 2. Виктория 2. Волга
ЛАК+АБЙ 3. Танганьика
ГОЛ + ВА
РИКВИОТЯ
По какому признаку подразделяли? (классифицировали) - реки – озёра

В) Способность классифицировать объекты. Инструкция: даны пять объектов или явлений.
Четыре их них объединены общим признаком, пятое к ним не относится. Найти это пятое и подчеркнуть
пойма, русло, бассейн, исток, терраса.
Байкал, Титикака, Ладога, Балхаш, Онега.
Волга, Обь, Иртыш, Лена, Енисей.
паводок, межень, образование террас реки, половодье, вскрытие реки ото льда.
Балтийское море, Карибское море, Каспийское море, Японское море, Баренцево море

Г) Способность обобщать: Инструкция: даны два понятия – определить, что между ними общего.
паводок – половодье (повышение уровня воды в реке)
Мексиканский - Гвинейский (заливы Атлантического океана; понятия: вид – вид)
Сахалин - Мадагаскар (острова материкового происхождения)
Индостан - Индокитай (полуострова Евразии)

Методический материал:
1. Г. С. Абрамова Г. «Возрастная психология»
М. Академический проект 2003г.
2. «Возрастная и педагогическая психология» Хрестоматия. Составители: Н. В. Дубровина, А. М. Прихожан; В.В. Зацепин. М. Академия 2007 г.
3. А. В. Коринская. «Формирование понятий при изучении курса географии материков и океанов». Москва. Изд. «Педагогика» 1998 г.
4 . Н. Ф. Талызина. «Практикум по педагогической психологии». Москва. Изд. «АСАDЕMA» 2003 г
5. Л. Ф. Тихомирова. «Развитие интеллектуальных способностей учащихся». Москва. Изд. «Айрис-пресс»» 2001 г.

Лантухов Виктор Васильевич10.02.2014 28420 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar