РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Вопросы экологического образования учащихся при изучении физической и экономической географии в школе

Вопросы экологического образования учащихся при изучении физической и экономической географии в школе

Автор: Ризатдинова Гульназ Закиевна

Проблемы борьбы с антропогенным загрязнением нашей планеты и надежной охраны окружающей среды пока еще далеки от конкретного решения. Причиной этого является то, что у большинства населения Земли отсутствует правильное понимание существующих экологических проблем, отмечается недостаточный уровень экологического образования и экологической культуры населения в целом и в том числе у учащейся молодежи.

В настоящее время в общеобразовательных школах при изучении естественно-географических дисциплин учителя успешно начали использовать в учебном процессе самые различные типы и виды уроков в зависимости от целей и задач, согласно учебным программам. В этой работе самым главным является то, что для всех уроков должно быть характерно наличие активной, творческой и самостоятельной работы учащихся, связь новых изучаемых тем и вопросов с предшествующими материалами.

С середины 80-х годов ХХ-го века все большую популярность в школах приобретают разнообразные нестандартные уроки экологического содержания в виде деловых и ролевых игр, «судов», аукционов, пресс - конференций, конкурсов, «погружения», «поиска истины», творческих отчетов, конференции и другие (3).

По мнению многих учителей общеобразовательных школ, проведение таких нестандартных уроков экологического содержания по географии больше нравится учащимся, чем обычные традиционные уроки. Например, в старших классах при изучении физической, экономической и социальной географии Республики Татарстан и России учителя регулярно проводят на уроках различные конкурсы, аукционы, ролевые и деловые игры эколого-географического содержания. Как известно, проведение уроков в виде деловых игр - это попытка создания, воспроизведения и преобразования игровой ситуации в эффективное взаимодействие экономического, социального, экологического поведения личности ученика с окружающими.

Проведение деловых игр с экологическим содержанием при изучении физической и экономической географии активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся, способствует формированию у них необходимых и значимых экологических мотивов поведения (1,2).

Как показывает изучение опыта работы учителей географии, наибольший эффект достигается тогда, когда в основу дидактической задачи деловых игр закладывается конкретная экологическая проблема, ситуация, факт, событие, когда рассматриваемое явление носит проблемный характер. Целями проведения деловых игр с экологической направленностью являются: активизация познавательной деятельности учащихся; развитие у них исследовательского интереса к изучаемому предмету, творческой активности; показ профессиональной значимости эколога географических знаний; формирование эколого-географического мышления и эколого-нравственной культуры и принятия конкретного экологически значимого решения и др.

Поводом для проведения деловой игры эколого-географического содержания является анализ конкретных природных объектов или условий производственно - хозяйственной деятельности какого-нибудь промышленного предприятия, учреждения и коллективные игровые действия учащихся, занятых в этом процессе с целью изучения конкретной деятельности. Проведение деловых игр способствует формированию эколого-географического мышления в решении сложных экологических ситуаций и выработке конкретных предложений и рекомендаций по улучшению работы анализируемого объекта.

По мнению И.Т. Гайсина, проведение деловых игр при изучении экономической и социальной географии с экологическим направлением наполняет практические занятия творческим, экологическим и экономико-географическим содержанием. А также активизирует работу учащихся, вырабатывает у них способность к самостоятельному эколого-географическому мышлению, умению ориентироваться в быстро изменяющейся производственной и экологической обстановки в условиях рыночной экономики. Развивает у учащихся практические умения и навыки выбора оптимальных управленческих и экологических решений; повышает прочность усвоения изучаемого программного материала и способствует формированию у нитх эколого-географической культуры (1,2 ).

При изучении «Географии материков и океанов» в 7 классе Тлянче Тамакской средней школы Тукаевского района Республики Татарстан учителя географии регулярно применяют в учебном процессе различные формы и методы.

Например, при изучении темы «Природа и общество» задачами урока являются: показать значение природы для жизни и хозяйственной деятельности человека, изменение природных комплексов под влиянием антропогенных факторов. Изучение нового материала проводится в форме беседы или диалога, поскольку многое по теме урока учащимся уже известно. Сначала учитель ставит вопрос: Что дает природа человеку? Какие виды природных ресурсов вам известны? Чем природные ресурсы отличаются от природных условий? Может ли человек влиять на природу, не считаясь с ее законами? Далее рассказ учителя о том, как должен человек разумно подходить к использованию природных ресурсов, что необходимо не только охранять природу, но и восстанавливать её. На таких уроках учитель решает не только экологические проблемы, но и выделяет их нравственно-эстетические аспекты. Важным условием развертывания на уроке делового процесса познания учащимися эколого-географических знаний является его построение, исходя из логики учебного процесса с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

При изучении предметов естественно-географического цикла в школе необходимо учитывать и принципы непрерывности и преемственности эколого-географического образования и воспитания учащейся молодежи, так как после окончания общеобразовательных учебных заведений многие выпускники поступают учиться в различные учебные заведения среднего и высшего профессионального образования. Поэтому является целесообразней в старших классах вести курсы по выбору и факультативные занятия экологического и эколого-географического содержания: «Эколого-географические особенности региона». «Экология Республики Татарстан», «Экологические проблемы крупных городов», «Экологические проблемы малых рек Среднего Поволжья» и др.

Литература
1. Гайсин И.Т. Эколого-нравственное воспитание учащихся. Монография. –Казань: КГПУ, 1996. -164с.
2. Гайсин И.Т. Непрерывность экологического образования. Монография. –Казань: Изд-во «Тан-Заря», 2002. -200с.
3. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. -Мн.: «Соврем. слово» 2005. -720с.

Ризатдинова Гульназ Закиевна06.03.2014 9760 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar