РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Рассылка портала

Рассылка для учителей

Педагогические приемы включения заданий эмоциогенного характера в процесс обучения литературному чтению младших школьников

Педагогические приемы включения заданий эмоциогенного характера в процесс обучения литературному чтению младших школьников

Развитие произвольности младших школьников является основообразующим компонентом успешной учебной деятельности и развития личности школьника. Нарушение произвольности памяти, как динамической характеристики психических процессов в школе наиболее заметны в младших классах, когда школьник только начинает овладевать своей деятельностью, учится ставить цели и управлять своей деятельностью и стремлении к их достижению (Л.С. Выготский, Ю.Б. Дормашев, В .Я. Романов).

Недостаточное развитие произвольности сказывается на развитии личности, может проявляться в виде лени, асоциального поведения, приводить к адциктивному поведению (A.B.Гоголева, 2002).

Несмотря на большой интерес со стороны психологов к этой проблеме и наличие большого количества литературы, посвященной этому вопросу, проблема развития произвольной памяти учащихся остается не разрешенной. Низкий уровень развития произвольной памяти — одна из основных трудностей, с которыми сталкиваются педагоги в процессе обучения младших школьников (Л.М. Баскакова, С.В. Вахрушев, А.Л. Венгер, Ф.Н. Гоноболин, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, С.Л. Кабыльницкая и др.).

Приступая к обучению в школе, дети уже способны к произвольному запоминанию. Однако эта способность у них еще слабо развита. Поэтому учителю необходимо особое внимание уделять тому, чтобы младшие школьники умели произвольно запоминать учебный материал.

Продуктивность произвольного запоминания связана с умственной активностью школьника, т. е. с тем, как он понимает те задачи, которые возникают перед ним в процессе усвоения знаний.

В соответствии с задачами запоминания подбираются и используются наиболее разумные приемы запоминания.
Для продуктивного развития произвольной памяти младших школьников на уроках литературного чтения мы предлагаем использовать задания эмоциогенного характера, ведь работа памяти тесно связана с чувствами. Эта связь проявляется прежде всего в том, что память хранит не только сведения и факты, но и чувственное отношение к ним. Взаимодействие чувств и памяти проявляется также в том, что эмоционально окрашенные сведения запоминаются скорее и прочнее тех сведений, которые безразличны и оставляют человека равнодушным.

Прежде чем мы перейдём к представлению такой совокупности заданий, разберёмся в теории вопроса о заданиях учебника. Вопрос о заданиях рассматривается в довольно большом числе работ: Нильсона О.А., Зуева Д.Д., Бейлинсона В.Г., Фридмана Л.М., Ипполитова М.И., Онищук В.А., Паламарчука В.Ф., Умана А.И., Цетлин В.С., Лернера И.Я. и др.

Большинство исследователей считает, что главной функцией заданий является стимулирование и организация различных видов деятельности учащихся, необходимых для усвоения содержания образования. Соглашаясь с такой постановкой вопроса, мы рассматриваем задания как конструкцию, вызывающую тот или иной вид деятельности учащихся. В учебниках чаще всего задания даются в виде вопросов. Так вопросы, вводимые в учебные книги, всегда предполагают и программируют получение определённых ответов-решений. И поэтому действительно являются видом задания, причём видом, представляющим главную специфику задания. Следовательно, совершенно правомерно употребление термина задание и к вопросам.

Эмоциогенные задания – основное их назначение пробуждение разнообразных эмоций у детей. Их характеризует эмоциональная насыщенность, способность вызывать яркие впечатления и переживания. Это осуществляется через живое образное слово. Наиболее часто эмоциогенными бывают поэтические тексты. Эмоциогенные тексты должны подбираться так, чтобы пробуждать всю гамму чувств, в том числе и «отрицательных» - печаль, гнев, страх и т.д. Они должны быть высокого художественного и эстетического уровня, характеризоваться сюжетной напряженностью, контрастностью тем, яркостью эмоционально-художественных образов, соответствием эмоционально-образного содержания эмоциональному опыту школьников.

Мы разработали такие виды эмоциогенных заданий:

  1. задания на акцентирование своих чувств (Какие чувства вызывает у вас это произведение? С помощью, каких средств-слов, интонации эти чувства показаны в произведении? Какие строки вас особенно взволновали? Когда бывает стыдно? Припомните, не было ли так с вами? А вас мучила когда-нибудь совесть? Расскажите об этом. Какое настроение создает у тебя музыка, которая открывает цирковое представление? Постановка сценки прочитанного произведения, передать характер показываемого героя, его особенности. (теремок) )
  2. задания развивающие навыки сравнения выразительных и изобразительных особенностей художественных деталей (Придумать и смастерить элемент костюма или декорации, который передаст особенность героя, его неповторимость. Сравнение речи различных персонажей для выяснения их характера; сравнение динамики и построения сюжета различных произведений; сравнение психологической мотивированности поступков героев; сравнение иллюстраций и т.п.;
  3. задания на узнавание и воспроизведение стилистических особенностей текста (Послушай отрывок из музыкального произведения и подбери к нему подходящую картинку, сравни как художник изобразил картину и как музыкант. Какие краски понадобились бы вам, чтобы нарисовать эти осенние картины? Попытайтесь через рисунок показать настроение героев рассказа. В каких выражениях автор показал красоту и печаль осеннего леса?)
  4. задания, направленные на развитие чувств в игровой и художественно эстетической деятельности, а также с элементами ролевого поведения, т.е. стимулирующие принятие учащимися какой-либо роли ( представьте себя в роли учителя, и прокоментируйте работу вашего товарища, стоявшего у доски, при этоимпомните что анализируем только работу, а не самого ученика. Попробуйте передать настроение автора при чтении. Прочитайте рассказ в лицах. Каким тоном говорил гусь о себе? А каким отвечал ему журавль? Прочитайте сказку в лицах. Попробуйте передать, как отвечали мышата петушку вначале. А когда и почему изменился тон их речи?)
  5. задания, направленные на понимание чувств и настроений окружающих, героев произведений, улавливать отношение автора к ним и к описываемым событиям. (Нарисуй персонажа любимого мультфильма, чьи песни ты любишь исполнять. Каким настроением проникнуто (окрашено) произведение? Какие оттенки этого настроения передал автор? Проследите по тексту, как вел себе герой, что при этом чувствовал, что переживал? Поступки, каких действующих лиц вызвали у вас сопереживание?)

Использовать эти задания на уроках литературного чтения мы рекомендуем до восприятия художественного произведения и в первичном синтезе, что будет способствовать осознаному восприятию и произвольному запоминанию текста.

Приведем один из фрагментов урока, одной из целей которого было создание условий для актуализации положительных эмоций детей.

Тема: К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Цель: продолжать знакомить учащихся с творчеством К. Г. Паустовского; показать многообразие творчества писателя; расширять кругозор учеников; прививать интерес к литературе, любовь к чтению, любовь к музыке, развивать эстетический вкус.

Педагог принес на урок открытки, на которых изображен город Берген, «музыкальный домик » композитора Э. Грига. Учитель рассказал об этом городе детям, рассказал о творчества этого композитора, на уроке была прослушана музыкальная пьеса Э. Грига «Утро».

В процессе работы над произведением задавались следующие вопросы:

  1. Найдите и прочитайте описание осеннего леса.Для чего К. Г. Паустовский вводит его в произведение?
  2. Прочитайте описание дома композитора. Каким вы его себе представляете?
  3. Кто были первые слушатели рождавшегося произведения?
  4. Как по-разному они слушали музыку?
  5. Что вы представляли, слушая музыку? Какие картины рисовались вашему взору?
  6. Чем прекрасно это произведение, чем особенно нравится?
  7. Какие чувства пробудила в вас музыка?
  8. Какое настроение вызвала?
  9. Что хотел изобразить композитор?

Эти вопросы вызвали особую активность учащихся. Каждый пытался высказать свое мнение. В обсуждении этого вопроса приняли участие и слабые ученики. На дом была дана творческая работа: сделать рисунок к прочитанной части рассказа или к услышанной на уроке пьесе.

В процессе наблюдения было зафиксировано, что такой материал вызывал эмоциональную отзывчивость у ребят (желание высказать свое мнение, поделиться впечатлением от прочитанного ), и их особое оживление (поднятые руки, раскованность, свобода в движениях, мимическая активность). Домашнее задание выполнялось с большим желанием и отдачей. Дети проявили свою фантазию, рисунки были очень яркими, интересными, выполнены и красками, и карандашами. В дальнейшем, из рисунков учащихся организовали выставку. Дети могли рассказать о том, что они хотели передать своей работой. Рисунки мы оставили висеть на несколько дней, чтобы ребята, получив от них новую информацию, смогли еще раз посмотреть, увидеть уже в знакомых картинах что-то новое. Ребята подходили и с новым интересом рассматривали рисунки, приходили даже дети из других классов.

Трефилова Анна Сергеевна25.03.2014 12470 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar
Презентации на 23 февраля