РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Интерактивные формы проведения лекционных занятий в условиях реализации ФГОС

Интерактивные формы проведения лекционных занятий в условиях реализации ФГОС

В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов педагогу необходимо применять новые формы для предоставления студентам теоретического материала.

Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и студента.

Интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все студенты участвуют в процессе познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения материала дисциплины означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Современными интерактивными формами проведения лекционных занятий являются:

1) Проблемная лекция.

Ведение проблемной лекции может осуществляться двумя основными способами: первый – это создание проблемной ситуации перед объяснением нового материал, что способствует появлению у студентов познавательной потребности в изучении нового, осознания необходимости знания теоретического материала и его применения в практической деятельности; второй – это представление материала по теме как неизвестного, предоставление студентам шанса открыть для себя что-то новое. На проблемной лекции материал необходимо преподносить так, чтобы у студентов возникал вопрос в процессе освоения нового материала, так как проблемный вопрос содержит в себе ещё не раскрытую проблему, новые знания для решения и освоения которых требуется целенаправленный мыслительный процесс.

2) Лекция – визуализация.

Лекция – визуализация преобразует устную и письменную информацию в визуальную форму, что даёт возможность студентам более тщательно изучать теоретические основы, способствует более лучшему усвоению материала, показывает связь теории с практикой. В процессе подготовки к такой форме лекции преподаватель должен уметь создать такой видеоряд, который не только дополнит устную информацию, но сам выступит носителем содержательной информации. Желательно на данной форме лекционного занятия применять различные виды наглядности (презентации, фрагменты видеоматериала, модели, макеты, узлы, детали, рисунки, схемы, таблицы и т.д.). Задача преподавателя: дозировано и в едином темпе чередовать устную информацию с визуальным рядом для концентрации студентов на наиболее важных моментах при изучении теоретического материала.

3) Лекция с заранее запланированными ошибками.

Данная форма представления теоретического материала требует от преподавателя особой работы, так как необходимо в контекст лекции заложить определённое количество ошибок. При этом студенты заранее предупреждены, что в лекции будут ошибки, которые им необходимо определить. Необходимо подбирать такие ошибки, которые бы были достаточно очевидны и пересекались с ранее изученным материалом. На разбор выявленных ошибок в конце лекции отводится 10 – 20 минут, при этом правильные варианты называют и студенты, и преподаватель. Данная форма лекции позволяет диагностировать трудности усвоения материала по ранее изученным темам дисциплины, стимулирует диагностическое и аналитическое мышление у студентов.

4) Лекция – пресс – конференция.

Данная форма лекции может производиться двумя путями: первый – когда преподаватель заранее говорит студентам тему лекции и студенты готовят вопросы по данной теме или второй – когда преподаватель объявляет тему лекции в начале занятия и студенты формулирую вопросы, которые им по данной теме интересны. Преподаватель формирую лекцию с учётом вопросов, которые ему задали студенты. Данную форму лекции рекомендуется проводить: в начале изучения дисциплины или раздела/темы дисциплины с целью выявления потребностей и интересов студентов, их возможностей для изучения данного раздела/темы дисциплины; в середине изучения раздела/темы дисциплины с целью привлечения студентов к основным определениям и моментам и систематизации знаний; в конце изучения дисциплины, раздела/темы дисциплины для определения уровня усвоения и перспектив дальнейшего изучения материала.

5) Лекция – дискуссия.

Данная форма лекции способствует активизации познавательного интереса студентов к изучению материала дисциплины, позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы и использовать его в целях убеждения. Преподаватель организует свободный обмен мнениям по тематике изучаемого материала. Подобная форма лекции оживляет процесс обучения и способствует увеличению интереса студентов к изучаемой дисциплине.

6) Лекция вдвоём.

Данная форма проведения лекции осуществляется двумя преподавателями, дающими информацию по одной теме, которые ставят проблему и её анализ, выдвигают гипотезы, опровергают их или доказывают, ищут совместно пути решения противоречий. От преподавателей требуется высокий уровень мастерства и практического опыта совместной деятельности.
Представленные в статье формы лекционных занятий рекомендуется комбинировать во время занятий с учетом индивидуальных особенностей студентов, а также личных предпочтений преподавателей.

Применение различных интерактивных форм проведения лекционных занятий способствуют формированию, развитию и освоению студентами практически всех общих компетенций, что, несомненно, позитивно скажется на их дальнейшей профессиональной деятельности.

По сравнению с традиционными формами ведения лекций, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и студента: активность педагога уступает место активности студентов, а задачей преподавателя становится создание условий для их инициативы. Обязательным условием ведения лекций интерактивной формы является демократический стиль преподавания, при котором развиваются творческие способности студентов, происходит развитие коммуникабельности и взаимоуважения, формирование активной жизненной позиции студентов.

Французова Вера Александровна22.04.2014 28200 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar