РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Опыт работы и мастер-класс «Здоровьесберегающая деятельность учителя»

Опыт работы и мастер-класс «Здоровьесберегающая деятельность учителя»


Учитель биологии МО БОУ СОШ №1 станицы Динской

Блаженко Светлана Александровна.

Многие годы я работаю над темой педагогического опыта «Формирование здорового образа жизни на уроках биологии и во внеурочной деятельности».

Начало этой работы относится к 2007 году, а с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования это направление здоровьесберегающей деятельности становится одной из центральных. С этой целью мною были изучены инновационные методы здоровьесбережения в учебном процессе, используемые учеными, ведущими учителями, чтобы применить их в своей практике.

В настоящее время проблема здоровья детей и подростков в Краснодарском крае весьма актуальна. По результатам диспанстеризации школьников, состояние здоровья учащихся, в Краснодарском крае, характеризуется негативными тенденциями: если учащиеся 1 класса имеют физиологические отклонения в здоровье до 30%, то эти отклонения r 11 классу достигают 85%. Число близоруких детей увеличивается на 8.4%; количество детей с нервно-психическими – на 10.8%; с нарушениями осанки – на 14.9%.

Моя основная цель как учителя – формирование доминанты на здоровый образ жизни. Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» - вот цель, к которой я стремлюсь.

Основные задачи над формированием здоровьесберегающей среды, заключаются в том, чтобы вырастить их нравственно и физически здоровыми, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье.

В 2008 году я разработала программу «Здоровье – богатство во все времена», которая предусматривает комплексный подход к здоровьесбережению, через урок и внеклассную работу. Работа ведётся по направлениям: учебно – воспитательная валеологическая работа, профилактическая, коррекционная, консультативная работы. В связи с этим я разработала программу валеологического курса «Сохраним своё здоровье», программу кружка «Экология и мы» (раздел «Здоровье человека и экология), провожу уроки с применением здоровьесберегающих технологий, организовываю исследовательскую и проектную деятельность по данной теме.

Здоровьесбережение осуществляю на основе пяти методик Е.Г. Брындина и И.Е. Брындиной. Удачно комбинирую здоровьесберегающие технологии, предложенные Н.К. Смирновым: медико-гигиенические технологии, физкультурно-оздоровительные, экологические здоровьесберегающие технологии, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, здоровьесберегающие образовательные технологии.

На всех этапах программы использую здоровьесберегающие образовательные технологии: организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний; психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 40 минут на своих учеников; учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Я стараюсь рационально организовывать урок. Плотность урока - не менее 60% и не более 80%; Количество видов учебной деятельности - 4-7. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности - не более 10 минут; Частота чередования не позже, чем через 7-10 минут. Количество видов преподавания - не менее 3-х; Чередование видов преподавания - не позже, чем через 10-15 минут.

Наличие эмоциональных разрядок (кол-во) - 2-3; Чередование позы - поза чередуется в соответствии с видом работы. Всегда наблюдаю за посадкой учащихся. Физкультминутки провожу - на 20-й и 35-й мин. урока по 1 мин. Из 3-х легких упражнений с 3-4-мя повторениями каждого. Психологический климат - преобладают положительные эмоции; Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности - не ранее 40 мин.

Применяю разнообразные формы здоровьесберегающих уроков: Урок – проект «Спорт – альтернатива пагубным привычкам». Урок – устный журнал «Правильное и качественное питание – залог здоровья». Урок – рассуждение «Здоровье - богатство во все времена». Урок - конференция « Кто курит, тот жизнь свою губит». Урок – исследование «Пищевые добавки». Агитвыступление «Профилактика гриппа». Урок – проект «Грипп. На пороге эпидемии». Урок – исследование «Нарушение деятельности анализатора». Урок – круглый стол «Профилактика йододефицитных заболеваний». Урок - беседа «Молоко в рационе питания школьников». Урок – рассуждение «Польза и вред жевательной резинки»
В моём кабинете биологии все способствует выполнению санитарно – гигиенических норм, сохранению и укреплению здоровья учащихся. На переменах осуществляю проветривание кабинета. В кабинете биологии все сделано для удобства и комфорта учеников.

Мои ученики – ярые пропагандисты здорового образа жизни. Являются активными участниками научно – исследовательских конференций в районе и крае, где выступают с научно – исследовательскими работами по следующим валеологическим темам: «Вода, которую мы пьём», «Наращенные ногти: мифы и реальность», «Молоко в рационе питания школьников», «Пищевые добавки», «Растения в школе для уюта и здоровья. Паспортизация комнатных растений в БОУСОШ №1», «Мобильный телефон – вещь удобная, но не безопасная», «Исследование питания учащихся школы №1станицы Динской», «Экологический паспорт моего дома», «Группа крови – идентификатор личности», «Инфомания – болезнь 21 века, или SMS-мания», «Пылеулавливающие свойства комнатных растений», «Влияние бытового мусора на экологию станицы», «Моё поколение выбирает здоровье», «Влияние энергетических напитков на живые организмы и здоровье подростка», «Влияние наушников на слух подростка», «Правильный выбор минеральной воды», «Определение содержания нитрат – анионов в воде, водных средах, соках овощей и фруктов».

В учебном процессе учащимися было разработано много проектов. Команда учащихся под моим руководством воплотили в жизнь проект по антинаркотической пропаганде, став победителями в районе и крае. Проекты: «Правила дорожного движения на улице», «Как организовать правильное питание», «Организация двигательной активности младших школьников на переменах». Работа над исследовательскими работами и проектами показала, что ценность здоровья как полноценной жизни нередко только декларируются, а на деле ребята ничего не делают для того, чтобы сохранить, улучшить свое здоровье. Причинами этого выступают невежество, недостаток общей культуры, чаще – неумение правильно в соответствии с имеющимися возможностями, организовать свою жизнь и неумение беречь собственное здоровье и здоровье окружающих людей.

Результаты проектной и исследовательской деятельности учащиеся размещают на страницах районных газет.
Реализацию здоровьесберегающих технологий осуществляю на занятиях валеологического курса «Сохраним своё здоровье», среди обучающихся 5 – 11 классов. На этих занятиях ребята расширяют и углубляют теоретические знания в области здорового образа жизни, экологических основ здоровья человека. В ходе изучения курса происходит обеспечение практической деятельности учащихся по сохранению и укреплению физического, психического и нравственного здоровья, изучение собственного организма.

В программе кружка «Экология и мы» большой раздел имеет здоровьесберегающее направление «Здоровье человека и экология». В теоретической части программы рассматриваются такие темы как: Экологические основы здорового поведения человека; влияние окружающей среды на здоровье человека; загрязнение окружающей среды и связанные с этим болезни, экологические основы пищевого поведения человека и т.д. В практической части программы выполняются исследовательские и проектные работы.

Велика роль моя в здоровьесбережении и как классного руководителя - это и организация горячего питания, осуществление контроля за физическим воспитанием учащихся и педагогический контроль занятий физкультурой; борьба с гиподинамией: проведение физкультминуток; проведение классных часов по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Осуществляю профилактику травматизма среди учащихся. Особое внимание уделяю пропаганде и организации спортивно – массовой занятости учащихся класса, регулярно осуществляю анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни. Формирование здорового образа жизни провожу через эколого-познавательные туристические походы.
На родительских собраниях просвещаю родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

Результативность опыта: наблюдается тенденция снижения числа заболеваний на 6% в течение шести лет (2008 – 2013гг); 5А – 10А.

Данная диаграмма показывает стабильное снижение по всем группам заболеваемости: ЛОР - заболеваемости в среднем на 1%; заболевания зрения в среднем на 1%; количество диспансерных больных снизилось в среднем на 2%. Существенно сократился (на 3%) показатель заболеваемости опорно-двигательного аппарата. Это, несомненно, является результатом внедрения в учебный процесс здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья детей.
Отмечается повышение уровня качества знаний учащихся за шесть лет. Данный педагогический опыт помог добиться 100% успеваемости и стабильного качества обученности учащихся 11 «А» класса.

Результативностью являются и высокие достижения учащихся в конкурсах, фестивалях, проектах, викторинах по направлению здоровьесбережения.

Я сама регулярно повышаю свой уровень по данному направлению, неоднократно становилась победителем и призером конкурсов по данной теме, но самая для меня значимая – это Победа на районном и призер на краевом конкурсе «Учитель Здоровья России - 2013»

Считаю, что моя деятельность по здоровьесбережению способствует созданию такого образовательного пространства, которое формирует здоровую личность с развитым интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, способную жить и действовать в постоянно меняющимся мире.

Мастер – класс для учителей биологии "Методические приёмы по здоровьесбережению"

Предлагаю разделиться на две команды

Задание 1: «Обсуди высказывание»

Учитель: Итак, мы начинаем конкурсную программу. Обсудите, как понимать следующие высказывания:

1 – й команде:

  1. «Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе» (П. Фосс – нем. профессор – валеолог.)
  2. Когда – то древние греки высекли на камне:
  • «Хочешь быть здоровым – бегай.
  • Хочешь быть красивым – бегай.
  • Хочешь быть умным – бегай».

2 – й команде:

  1. «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие» (Аристотель);
  2. «Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам» (И. Брехман - основатель валеологии)

Задание 2: «Черный ящик»

  1. В черном ящике находятся незаменимые биологически активные вещества, биокатализаторы обменных процессов в организме, которые необходимо употреблять, если вы принимаете антибиотики. (Витамины)
  2. Изделие, находящееся в черном ящике, способно при его употреблении выделять синильную кислоту, сероводород, бензопирен и другие ядовитые вещества, вызывающие порой судороги. (Сигареты)
  3. В черном ящике - продукт, который рекомендуется употреблять за 30 минут до еды. (Сок)
  4. В черном ящике углевод, один из основных продуктов обмена веществ и один из основных источников энергии. (Глюкоза)
  5. Данный металл попадает в атмосферу из выхлопных газов автомобилей. При интоксикации этим металлом поражаются нервная и кровеносная системы человека. Какой металл находится в черном ящике? ( Свинец)

Задание 3: «Сочини стихотворение»

Учитель: Говоря о здоровье, надо обязательно вспомнить о стрессах. Они подстерегают нас на каждом шагу. Ученые говорят, что резкое пробуждение и подъем – это уже стресс. Уроки – стресс. Дорога – стресс. Родители ругают… С друзьями поссорился… Следующий конкурс заключается в том, чтобы команды в течение 10 минут сочинили стихи о том, как уберечься от стресса, исходящего от рекламы, улицы, телевизора и т.д.

Задание 4: «Собери пословицу»

Учитель: уважаемые команды, следующий конкурс «Собери пословицу». За каждую правильно составленную пословицу команда получает 1 балл и кто первый.

  1. Сон - …лучшее лекарство.
  2. Береги платье снову, …а здоровье – смолоду.
  3. Здоровье в порядке - … спасибо зарядке.
  4. Если хочешь быть здоров - …закаляйся!
  5. В здоровом теле - …здоровый дух.

Задание 5: Аукцион пословиц о здоровье (Вспомнить и назвать пословицы о здоровье)

Задание 6: Конкурс капитанов.

Учитель: следующий конкурс «Конкурс капитанов», каждый вопрос 1 балл, время ограничено – 1 минута.

Вопросы 1 – й команде:

  1. Тип питания, исключающий животную пищу. (Вегетарианство)
  2. Какое культурное растение выводит веснушки? (Петрушка)
  3. Летучие вещества, угнетающие многие бактерии. (Фитонциды)
  4. Гормон страха. ( Адреналин)
  5. Человеческий орган размером с кулак. (Сердце)
  6. В сутки её организму требуется около 2 – литров. (Вода)
  7. Сок этого растения используют вместо йода, для выведения бородавок, настоем из листьев умываются, моют голову. (Чистотел)
  8. Металл, содержащийся в выхлопных газах автомобилей. (Свинец)
  9. Минимальное расстояние от телеэкрана, на котором надо находиться при просмотре телепередач. (3 метра)
  10. Вытяжку из каких грибов давал солдатам Петр I перед битвой? (Мухоморов)

Вопросы 2 – й команде:

  1. Какое растение способствует очищению воздуха в помещении? (Хлорофитум)
  2. Древнегреческий ученый, участник кулачных боев и обладатель олимпийских наград (Пифагор)
  3. Какие деревья дают человеку заряд положительной энергии? (Дуб, береза)
  4. Какие организмы являются биоиндикаторами чистоты воздуха? (Лишайники.)
  5. Вещество, употребление которого вызывает быстрое привыкание и приводит к полной деградации личности. (Наркотики)
  6. Комнатные растения, используемые для лечения нарывов. (Алоэ, каланхоэ)
  7. Лечебное питание. (Диета)
  8. Что должен соблюдать каждый человек по отношению к себе? (Гигиену)
  9. Чума 21 века. (СПИД)
  10. Она заменяет йод в условиях похода. (Крапива)

Задание 7 Отгадать ребус (зашифрованы названия заболеваний пищеварительной системы)

Аскаридоз, гастрит.

Задание 8: 

Написать мини - сочинение на тему: «Как я понимаю слова Б.Шоу: «Сигарета – бикфордов шнур, на одном конце которого огонёк, а на другом – дурак»?

Задание 9: «Заморочки из бочки»

Вопросы:

  1. В Арктике и Антарктиде, несмотря на холод, люди мало болеют простудными заболеваниями, а в средней полосе в умеренном климате часто. Почему? (Воздух там практически стерильный, поскольку болезнетворные бактерии и вирусы при очень низких температурах погибают. В средней полосе из – за благоприятного климата в воздухе много болезнетворных бактерий и вирусов, вызывающих респираторные заболевания.)
  2. Пациент жаловался врачу, что у него больной желудок. – Очевидно, у вас больные зубы. Нужно лечить и желудок, и зубы». Почему так сказал врач? (Потому что плохими невозможно хорошо пережёвывать пищу, а желудку довольно тяжело переваривать непрожеванную пищу. Поэтому заболевания желудка часто бывают связаны с заболеванием зубов.)
  3. Заяц, воспитанный в клетке, умирает при первом быстром беге. Может ли такое приключиться с человеком. Что такое гиподинамия, и чем она опасна? (Да, если нетренированный человек будет участвовать в соревнованиях по бегу. Гиподинамия – малоподвижный образ жизни, опасен тем, что приводит к ослаблению мышечной системы, ожирению, заболеваниям сердца и пищеварительной системы.)
  4. «Обжора роет себе могилу зубами», - говорит народная пословица. Почему? (Люди с избыточным весом имеют, как правило, целый ряд заболеваний: гипертонию, сахарный диабет, болезни печени и почек и т.д. – поэтому их продолжительность жизни меньше, чем у людей с нормальной массой тела.)
  5. В Средние века существовала казнь «под колокол». Кто был палачом? (Гул колокола мучил и медленно убивал человека, помещенного под колокол. Предельная норма громких звуков для человека – 80 децибелов, звук в 130 децибелов вызывает болевые ощущения, а в 150 – непереносимые.)
  6. Почему скрипачи глухие на левое ухо? (На левом плече скрипач держит скрипку, а длительное воздействие громких звуков на слуховой анализатор приводит к снижению слуха, а затем и к глухоте.)

Подведение итогов.

Блаженко Светлана Александровна11.05.2014 39660 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar