РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Обучение учащихся проектно – исследовательской деятельности

Обучение учащихся  проектно – исследовательской деятельности

Обучение учащихся проектно – исследовательской деятельности
Молоткова Л.Ю. учитель истории и обществознания,
МОУ «Лонгъюганская СОШ»


Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей.

Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей. Исследовательская работа может проводиться как индивидуально, так и коллективно. Выбор формы проведения исследований определяется склонностью учащихся, а также самой задачей, требующей терпения. Руководитель исследования должен всегда помнить - работа должна быть посильна для учащихся и при ее выборе необходимо учитывать возможности школы.

С 1999 г. в нашей школе работает НОУ «Орбита».

Основным видом научно – исследовательской деятельности в НОУ «Орбита» является работа над проектами.

За годы работы сложился следующий опыт по организации учебных занятий с использованием исследовательских проектов.

1. Выбор темы, формулировка и содержание должны предполагать: 

  • интеграцию наук и различных областей практической деятельности, 
  • практическую ориентацию целей,
  • задач и содержание работы,
  • предметно-объективный принцип исследования,
  • практическую значимость результатов проекта.

2. Этапы организации проектной деятельности их содержание:

а) подготовительный этап:

  • формулировка темы и её осмысление;
  • формулировка проектного задания и анализ его содержания;
  • постановка проблемы через противоречие;
  • установление мотивации к действию:
  • выявление объекта и предмета исследования;
  • формулировка гипотезы исследования;

б) этап планирования:

  • определение направлений работы для реализации проектной задачи;
  • составление программы проектной деятельности;
  • определение источников информации и способов её сбора;
  • определение способов представления результатов
  • определение методов исследования;

в) этап исследования (экспериментальный):

  • предполагает обязательное использование основных инструментов исследования: наблюдения,
  • эксперимента, анализа литературы, статистических и опытных данных.

г) результативно- аналитический этап.

  • анализ собранной информации;
  • формулирование выводов;

д) отчётно-презентационный этап:

  • выполнение отчёта;
  • презентация результатов проекта.

Учителем проектная деятельность школьников может оцениваться по следующим параметрам: познавательная активность и предприимчивость, логика построения программы проекта, качество использования источников информации, эффективность презентации результатов, потенциал продолжения проекта.

  1. Тема работы должна быть актуальной и вызывать у детей интерес.
  2. Определяется цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее);
  3. Задачи исследования (конкретизируют цель работы, «раскладывая» ее на составляющие; могут определять спектр действий исследователя при движении к поставленной цели).
  4. Гипотеза (научно обоснованное предположение о возможных результатах исследовательской работы).
  5. Работа школьников с литературными источниками, библиотеках, музеях, организация наблюдений и исследований.
  6. Методика проведения исследования (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов).
  7. Обработка результатов исследования.
  8. Результаты исследования (краткое словесное изложение новой информации об объектах или явлениях, которую удалось получить юному биологу в процессе наблюдения или эксперимента. При изложении результатов желательно давать четкое и немногочисленное истолкование новым фактам. Полезно привести основные количественные показатели и продемонстрировать их на графиках и диаграммах).
  9. Выводы исследования (умозаключения, сформулированные в обобщенной форме. Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции, без многословных объяснений или трактовок. Выводы желательно пронумеровать: обычно их не более 4 или 5).

С 1999 года возглавляю научно – исследовательскую деятельность НОУ. На занятиях рассказываю о сущности и видах научной работы, формирую понятийный аппарат, учу работать с разными источниками информации, обрабатывать полученную информацию, консультирует по написанию работы, знакомлю с требованиями к оформлению работы (титульный лист, план работы, список использованной литературы, основные части работы, приложения карты, схемы, эстетика, грамотность оформления, правильность подачи цитат, ссылок на источники информации), вместе с ребятами готовлю работы к защите.

Чтобы ребятам легче было работать над проектами Совет НОУ разработал следующие памятки.

Памятка № 1. Как рассказать об особенностях экономики страны

  1. Особенности географического положения страны и как оно влияет на развитие хозяйства в целом. Какие есть возможности для развития экономики.
  2. Развитие промышленности (ремесла): районы и их специализация; типы промышленных предприятий; объем выпускаемой продукции; технические достижения; причины прогресса (отставания); реформы в области промышленности; наиболее видные предприниматели.
  3. Развитие сельского хозяйства (специализация регионов; развитие орудий труда и сельскохозяйственной техники; формы собственности на землю и типы хозяйств); сельские промыслы.
  4. Развитие торговли (основные торговые центры; торговые пути; внешняя торговля). Финансовое положение страны (состояние денежной системы; банки).

Какой политики в области экономики придерживается правительство (формы собственности; поощряет реформы или препятствует им; поддерживает отечественных предпринимателей или отдает преимущества иностранным. Место страны в мировом производстве.

Памятка №2. Как рассказать о социальном развитии страны

  1. Краткая характеристика общего уровня развития страны (уровень развития экономики и форм собственности; социально-политическое устройство).
  2. Группы населения (сословия, классы, касты и т. п.). Их права и обязанности по отношению к друг другу и государству.
  3. Этнический состав государства.
  4. Религиозные группы.
  5. Межэтнические и межрелигиозные отношения.
  6. Государственная политика по отношению к разным группам населения.
  7. Результаты этой политики.

Памятка № 3. Как рассказать о политическом развитии страны

  1. Политическое устройство (тип власти; глава государства и его полномочия; характеристика законодательных, исполнительных и судебных органов власти).
  2. Административно-территориальное деление страны.
  3. Органы местного управления и самоуправления.
  4. Армия (порядок комплектования рядового и офицерского состава; система управления и финансирования).
  5. Основные политические партии и движения. Их программы.
  6. Меры, принимаемые правительством для изменения политического устройства; последствия этих мер.

Памятка № 4. Как рассказать о внешней политике

  1. Геополитическое положение страны и проблемы, связанные с ним.
  2. Организация внешнеполитических ведомств.
  3. Основные направления внешней политики государства:
  4. Влияние политических группировок на внешнюю политику;
  5. Мирные договоры;
  6. Военные конфликты;
  7. Участие страны в международных организациях.
  8. Итоги внешнеполитического курса.

Памятка № 5. Как рассказать о военных событиях

  1. Причины и повод войны.
  2. Цели сторон. Готовность сторон к войне. Состояние армий.
  3. Этапы войны и их общая характеристика.
  4. Ход событий (по этапам):
  5. Особенности тактики и стратегии;
  6. Основные сражения;
  7. Подписание мирного договора.
  8. Итоги войны (военные и политические).
  9. Историческое значение войны.

Памятка № 6. Как рассказать об общественных (политических, социальных, национальных) движениях

  1. Краткая характеристика социально-экономического развития страны.
  2. Представления о правах человека. Группы населения, ущемленные в правах.
  3. Определите цели и требования (экономические и политические) этих групп.
  4. Характеристика методов борьбы за достижение своих целей.
  5. Степень организованности движения.
  6. Лидеры движения (см.: «Как рассказать о политическом/государственном деятеле»).
  7. Итоги и последствия движения.
  8. Историческое значение.

Памятка № 7. Как рассказать о революции

  1. Предпосылки революции:
  2. Социально-экономический уровень развития страны накануне революции: условия жизни и положение разных социальных групп; роль каждой группы в развитии страны;
  3. Причины обострения противоречий между группами, причины недовольства и требования недовольных;
  4. Нарастание политического кризиса, меры, принимаемые правительством.
  5. Задачи и характер революции;
  6. Повод, время, место начала выступления, требования восставших, реакция власти
  7. Основные участники, движущие силы революции;
  8. Лидеры революции; их цели и методы их деятельности;
  9. Ход революции:
  10. Итоги, значение, особенности данной революции.
  11. Международная реакция на революцию.

Памятка № 8. Как рассказать о политическом / государственном деятеле.

  1. Социальное происхождение. Условия, в которых формировались характер, взгляды. Влияние среды или обстоятельств жизни на формирование личности.
  2. Начало политической карьеры.
  3. Интересы какой социальной группы или класса политический деятель выражал? В чем заключались особенности, исторические цели данной группы?.
  4. Личные качества. Насколько они подходили для достижения поставленной цели?
  5. Средства и способы, которые он использовал для достижения политических целей.
  6. Насколько они соответствовали требованиям времени?
  7. Каких результатов добился? Причины успеха (неудач).

Памятка № 9. Как подготовить исследовательскую работу

Требования к оформлению.

  1. Титульный лист.
  2. Оглавление с названием всех разделов и страниц, на которых они находятся.
  3. Собственно текст, разбитый на главы.
  4. Список опубликованных исторических источников и литературы.
  5. Обязательное оформление ссылок на источники и литературу в тексте, особенно если приводятся цитата или статистические данные.
  6. Приложения (схемы, иллюстрации, таблицы).

Требования к основному содержанию.

В исследовательской работе обязательно должно быть введение, в котором вы четко

  • формулируете проблему;
  • объясняете важность и новизну темы;
  • даете краткую характеристику источников информации по теме и кратко излагаете позиции
  • исследователей по этой теме.
  • объясняете структуру работы, т. е. последовательность расположения материала.

Формулировка проблем, подбор и изложение фактов, последовательность их изложения должны соответствовать логике темы. Все главы должны быть логически связаны между собой.

На все цитаты, статистические данные обязательно должны быть оформлены ссылки.

В исследовательской работе обязательно должно быть Заключение, в котором подводятся итоги работы, еще раз кратко формулируется выводы.

Реферат должен соответствовать нормам русского языка.

Этапы исследовательской работы.

  1. Если тема заранее конкретно не задана, то вам придется придумать ее самостоятельно.
  2. Чтобы определить свои интересы, задайте себе два вопроса: ”Что я хочу узнать?” и “Как я могу это сделать?”.
  3. Сформулируйте название исследования. Оно не должно быть расплывчатым. Название работы должно быть четко сформулировано, отражать проблематику и содержание работы, суть темы.
  4. Поработайте с литературой, изучите историю вопроса. Внимательное изучение литературы поможет вам уточнить тему и название работы.
  5. Определите круг исторических источников, которые станут объектом вашего исследования.
  6. В процессе работы с литературой и источниками записывайте свои идеи, результаты исследований.
  7. Составьте план текста и приступайте к его написанию. Сначала создайте основной текст. Когда он будет готов, пишите Введение и Заключение.


Ежегодно важным событием в школе в конце учебного года стала научно – практическая конференция НОУ. Юные исследователи защищают свои научные работы грамотно, применяют стендовые проекты, используют презентации. Руководители творческих групп видят качественный результат своего труда.

Уверена, что организация исследовательской деятельности – перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим – необходимо включить исследовательскую деятельность в образовательный процесс школы.

Молоткова Лия Юрьевна30.06.2014 15520 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar