РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Современная школа - центр содействия здоровью детей

Современная школа - центр содействия здоровью детей

Я не ошибусь, если скажу, что все без исключения родители в первую очередь хотели бы видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Большинство родителей хотели бы видеть своих детей изначально успешными в учебной деятельности. Чтобы ребёнок мог хорошо учиться, он должен быть, прежде всего, здоровым. Не секрет, что за годы учебы ученик приобретает множество проблем, связанных со здоровьем, которые медики называют «школьными».

Поэтому одним из ведущих направлений работы образовательного учреждения является создание условий для сохранения здоровья учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса.

Эта деятельность осуществляется в рамках программы «Школа - центр содействия здоровью детей». ЧТО ЭТО ТАКОЕ? Это создание такой среды, где было бы комфортно ребенку находиться и учиться, где применяются здоровьесберегающие технологии, и где учащиеся, учителя и родители осознанно стремятся вести здоровый образ жизни.

В 2011 году было принято решение о создании на базе ХООШ № 102 Центра содействия здоровью детей.

Деятельность нашей школы как Центра содействия здоровью детей включает в себя три основные направления, которые реализуются в единстве.

Научное направление включает в себя разработку методологических проблем и обозначает методические аспекты экспериментальной работы.

Основными итогами методической работы в прошлом году можно назвать создание глобальных документов, которые обеспечивают функционирование школы как Центра содействия здоровью детей – «Концепції Школи сприяння здоров’ю» та «Програми розвитку».

Объяснять учительскому коллективу важность проблемы сохранения здоровья учащихся в нашей школе не пришлось. Педагоги с пониманием отнеслись к смещению акцентов в своей работе в сторону использования здоровьесберегающих образовательных технологий. Перед администрацией школы была поставлена проблема необходимости повышения нашего педагогического мастерства в данном направлении. С этой целью в школе начинает работу постоянно действующий семинар для учителей по здоровьесберегающим технологиям. На последнем семинаре в ноябре этого года обсуждалась проблема соотношения паспортного и биологического возраста ребенка.

И акселераты, и ретарданты в большом количестве есть в нашей школе, при этом они могут быть успешны в обучении. Но акселератам обучение дается с легкостью, недостаточность нагрузок вызывает снижение интереса, а ретарданты достигают успеха, теряя здоровье, пройдя через физические и психологические перегрузки, сократив время на сон и отдых. В связи с этим возникает проблема дифференциации подходов в обучении таких детей, индивидуализации домашних заданий, повышение внимания к психо-физическому состоянию каждого ребенка. Также были подняты вопросы участия одаренных детей в районных этапах олимпиад, влияния непрерывной учебной работы таких детей на их здоровье.

Кроме работы с педагогическим коллективом, научное направление предусматривает также регулярный выпуск санбюллетеня, занятия с родителями, проводимые приглашенными врачами детской поликлиники и школьной медсестрой, тестирование родителей психологом школы, включение вопросов здоровья учащихся в работу Совета школы. Большой интерес вызывает у детей тестирование на уроках основ здоровья, которое называется «Узнай себя». Дети узнают о своих особенностях сна, темпераменте, характере, почерке и т.д.

Практическое направление предусматривает медико-психологическую и физкультурно-оздоровительную работу.
Основными направлениями медицинской работы являются проведение медосмотров учащихся с обязательным информированием родителей, классных руководителей и учителей-предметников, листки здоровья , которые находятся в классных журналах, контроль нагрузок на уроках физкультуры, использование рекомендаций по рациональному питанию, личной гигиене, питьевому режиму, соблюдение требований санитарного режима учебного заведения.

Практический психолог школы в прошлом учебном году начала специализированные психологические исследования учеников школы, результаты которых мы ожидаем в этом учебном году.

Физкультурно-оздоровительная работа включает в себя различные виды деятельности, способствующие физическому развитию учащихся: утреннюю гимнастику, спортивные игры и туризм, различные турниры, конкурсы, проведение Дней здоровья, соблюдение режима труда и отдыха, посещение бассейна и т.д.

Важной составляющей этого направления является разработка методических рекомендаций по проведению физкультминуток, зрительной гимнастики.

В школе введена хорошо известная, но до недавнего времени не популярная среди учащихся - утренняя зарядка. Не сразу дался нам этот режимный момент, ведь зарядка начинается за 15 минум до начала урока и проводится в теплое время года на улице, а в холодное – в классах. Мероприятие элементарное, но позволяющее увеличить двигательную активность учащихся на 50-55 минут в неделю и позволяющее привести функциональное состояние организма перед уроками в рабочее состояние. Другая не менее элементарная вещь - физкультминутка на уроке - позволяет снять состояние усталости и просто дать ребенку возможность подвигаться.

Зарядка и гимнастика на уроках позволяют повысить двигательную активность ученика на 100-110 минут, а значит сделать из обучения не тягостный процесс, а посильное и значит эффективное развитие ребенка.

Администрацией школы был поставлен на контроль объем домашнего задания. Если в начальной школе этой проблемы практически не существует, то в средней и старшей школе она имела место.

Медицинская и физкультурно-оздоровительная работа тесно связана с образовательным направлением, а именно, с работой Парламента школы. Именно принадлежит значительная роль в организации и проведении просветительской работы среди учащихся, проведении оздоровительных мероприятий.

Образовательное направление отвечает за проведение просветительской работы с учащимися, родителями, учителями. Это направление реализуется путем внедрения идеи здорового образа жизни в преподавание всех учебных предметов. Результатом работы этого направления должно быть воспитанное у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание его ценности и убежденности беречь.

В рамках этого направления проводятся конкурсы, диспуты, проекты, декада здоровья, работа в программе «Школа против СПИДа», уроки физкультуры в начальной школе проводятся по программе «Скарбниця здоров’я».

Также значительной составляющей является воспитательная работа, которая включает в себя пропагандистскую деятельность, сотрудничество с заинтересованными службами, работу школьной агитбригады.

Интеграция научного и образовательного направлений отображается в проведении научно исследовательской работы МАН. В прошлом году детьми было исследовано влияние мультфильмов на психику детей, составлен психологический портрет школы на основе имен обучающихся в ней детей, исследована роль школьных прозвищ. В этом году проводится исследование вербальной агрессии, а также в рамках профориентации учащиеся 10 класса исследуют популярность слов-названий заимствованных профессий их влияние на профессиональное самоопределение. Хочется отметить, что различные исследования дети проводят с огромным удовольствием, позитивно ощущают себя как в роли руководителей проекта, так и в роли испытуемых. Результаты исследований обсуждаются на педсоветах, доводятся до ведома родителей на родительских собраниях.

Конечно, обычной общеобразовательной школе не по плечу абсолютно снять проблему сохранения здоровья участников образовательного процесса. И этому есть сотня объективных причин, но уменьшить "производственный риск", на наш взгляд, задача вполне достижимая.

Абазина Людмила Владимировна20.07.2014 8740 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar