РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Психолого-педагогическая работа по формированию мотивационной сферы учащихся, устойчивых познавательных интересов

Психолого-педагогическая работа по формированию мотивационной сферы учащихся, устойчивых познавательных интересов

Проблема формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения является одной из основных в современных психолого-педагогических исследованиях. Эффективность учебного процесса зависит от решения данной проблемы, т.к. интерес является важным мотивом познавательной деятельности школьника, и, одновременно, основным средством ее оптимизации.

Понятие мотивации неразрывно связано с универсальными учебными действиями, которые направлены на обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс результаты деятельности.

В настоящее время проблема становления интереса к учебному предмету стала актуальной в связи со значительными изменениями в обществе и образовании, которое во многом определяется особенностями перехода к информационному обществу.

Интерес к изучаемому материалу значительно повышает эффективность урока. Отсутствие интереса приводит к низкому качеству обучения, быстрому забыванию и даже полной потере приобретенных знаний, умений и навыков.

Познавательный интерес является важнейшей стороной в развитии личности. Таким образом, можно выделить следующие процессы в интеллектуальной деятельности:

  • активный поиск;
  • догадка;
  • исследовательский поиск;
  • готовность к решению задачи.

Анализируя влияние процесса обучения на познавательные интересы, представляется возможным сделать вывод о том, что источником познавательного интереса является не только содержание учебного материала, но и организация познавательной деятельности учащихся, т.е. методы и приемы, используемые учителем в обучении.

С целью формирования способностей школьников в процессе обучения необходимо сочетать предметно-познавательную и творческую деятельность учащихся. Развитию интереса учащихся способствует целенаправленная тренировка гибкости мышления, использование фантазии, интуиции, воображения, исследовательских методов обучения. Необходимо организовывать познавательную деятельность учащихся таким образом, чтобы ориентировать их на самостоятельное овладение новой для них информации.

Кроме того, в век новых технологий увеличилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение. Учащиеся все чаще используют Интернет для общения и поиска информации. Важно приучить учеников за короткое время осваивать, преобразовывать и использовать в жизни огромное количество информации. Сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий помогают в развитии мотивации к учению. Наглядность ИКТ и простота их использования способствует улучшению учебного процесса, развитию творческих способностей и интереса, создает положительную мотивацию к самообразованию. ИКТ помогает организовать самоконтроль учащихся в работе с тестами, помогает систематизировать знания, повторять и закреплять изученный материал, развивать образное мышление и память. ИКТ позволяют учащимся выполнять задания не только индивидуально, но и в группах. В данном случае важен и результат работы и способ их взаимодействия в процессе работы.

Учащиеся также активно принимают участие в различных исследованиях. Одним из действенных средств развития интереса является творческое проектирование. В процессе работы учащиеся погружаются в атмосферу творческого поиска, создаются условия для активизации личностного потенциала, индивидуализации освоения знаний, коллективных форм их применения. В результате проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса. Немаловажно, что учащиеся самостоятельно открывают новые факты, а не получают их готовыми от учителя или из учебников.

В ходе работы над проектом учащиеся приобретают следующие навыки: осознавать свои цели и потребности, отбирать необходимые материалы, планировать и прогнозировать результаты, пользоваться различными видами учебных материалов, осмысливать и обсуждать ход и результаты, взаимодействовать с учителем и одноклассниками, активно мыслить, добывать необходимые знания и умения и успешно использовать их в практической деятельности.

Наряду с этим учащиеся приобретают интеллектуальные, творческие и коммуникативные умения.

К интеллектуальным знаниям относятся умение работать с информацией, с текстом, а именно выделять главную мысль, вести поиск информации и анализировать ее, делать обобщения и выводы.

Творческие умения включают в себя умение генерировать идеи, умение находить несколько вариантов решения проблемы.

К коммуникативным умениям можно отнести умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс, умение лаконично излагать свою мысль.

Таким образом, обучаемым предоставляется автономия и возможность проявления инициативы и самостоятельности в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.

Для того чтобы заинтересовать учащихся должны применяться активные методы обучения. Для формирования устойчивых познавательных интересов необходимо использовать такие задания, выполнение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности. Важно создавать проблемные ситуации таким образом, чтобы учащиеся убеждались в необходимости получения новых знаний и применении старых в новой ситуации. Легкий материал, не требующий умственного напряжения, не вызывает у учащихся интереса. Однако повышение мотивации к изучению материала происходит лишь тогда, когда трудность посильна.

Большую роль играет разнообразие материала и приемы работы. Важно показать учащимся новые стороны одного и того же объекта, неожиданное, важное в привычном и обыденном. Познание нового должно опираться на уже имеющиеся у учащихся знания.

Одним из эффективных методов стимулирования и мотивации учения является метод создания ситуации познавательного спора, метод организации учебных дискуссий. Таким образом, учащиеся углубляют свои знания по предмету.

Также в обучении играет большую роль создание ситуаций успеха для учащихся, испытывающих определенные трудности в учебе. Ситуации успеха создаются путем дифференцированной помощи ученикам, путем поощрения промежуточных действий ребенка, путем обеспечения благоприятной морально-психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных заданий.

Таким образом, представляется возможным сделать следующие выводы. Решение проблемы формирования познавательных интересов связано с двумя главными вопросами: во-первых, необходимо содействие наиболее полноценному отражению явлений науки в сознании учащихся; во-вторых, пробуждение, поддержка и подкрепление такого отношения к занятиям, которое помогает овладевать знаниями, стремлением углубляться в процессе изучения того или иного вопроса.

Список литературы:

  1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 2006
  2. Маркова А.К., Т.А. Матисс, А.Б. Орлов. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990
  3. Сергеева М.Э. Новые информационные технологии в обучении английскому языку // Педагог – 2005, - №2
  4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2001
  5. Судаков А.В. Формирование информационно-образовательной среды // Школа. – 2006, - №2.
Немтюрева Яна Альбертовна11.10.2014 10440 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar