РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Методы развития мелкой моторики на уроках трудового обучения

Методы развития мелкой моторики на уроках трудового обучения

Одной из самых актуальных проблем современного общества является постоянно увеличивающее количество детей, имеющих те или иные нарушения психического и физического развития. Эта проблема волнует представителей разных научных областей: медицины, психологии, социологии, педагогики.

Наша школа оказывает комплексную психолого-педагогическую помощь детям с особенностями развития. Среди наших воспитанников - дети и подростки с генетическими нарушениями, эпилепсия, ДЦП и другие , в том числе влекущие за собой серьёзное отставание интеллектуального и психического, двигательного и речевого развития. Нарушение слуха и зрения, и всё это может сочетаться у одного ребёнка.

Актуальность данной темы обусловлена тем что, наблюдения психологов и педагогов, а также опыт педагогов практиков показали, что использование традиционных методов, приёмов и средств в воспитании и обучении детей с множественными нарушениями развития не всегда приносит ожидаемый результат. В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных методов работы с такими детьми, поэтому наряду с использованием традиционных методов важную роль в преодолении недостатков развития могут сыграть – арт- терапия.

Арт- педагогика – это синтез двух областей научного знания искусства и педагогики, обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно- направленного процесса детей с недостатками развития. Сущность арт- педагогики состоит в воспитании, обучении и развитии детей с ограниченными возможностями средствами искусства и формировании у них основ художественно- творческой деятельности, в развитии в ребёнке определённых качеств, которые развиваются только в процессе творчества.

Арттерапия - метод психотерапии, использующий для лечения психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка , музыка и многое другое.

Большой интерес у детей вызывают занятия в керамической мастерской. Гончарное мастерство даёт большие возможности для решения арт-терапевтичнских задач:

  1. освоение для ребёнка новой для него ремесленной среды
  2. умение взаимодействовать друг с другом и другими людьми
  3. способность самостоятельно выполнить свою часть работы, развитие продуктивной деятельности, формируется способность работать по инструкции и технологическим картам
  4. решение эмоционально- волевых проблем, формирование образа себя
  5. развитие мелкой и крупной моторики, сенсорная стимуляция, тренировка двуручной деятельности
  6. формирование зрительно- моторной координации, формирование навыков программирования и контроля и многое другое.

Перейдём к описанию созданию керамических функциональных предметов, фигурок, сувениров. Обжиг, роспись.

1. Глина – материал удивительный. Она обладает уникальной способностью сохранять жесты человеческих рук. При сложных формах ДЦП работу с пластикой мы начинаем, сдавливая небольшой комок одной, активной рукой. Поначалу ребенку можно помочь, - расправить пальцы, зажать в них кусочек пластики, усилить нажим, охватив детскую кисть своими пальцами. Результат желательно сразу же похвалить и немедленно «разгадать», после чего быстро «довести» фигурку с помощью стеки, зажатой в детской руке. Первый успех важен, он служит стимулом для следующей, уже более самостоятельной попытки.

2. Создание «полезных» вещей. Скатав, например, небольшой глиняный цилиндр и продавив в нем пальцем глубокое отверстие, обнаруживаем, что у нас получился готовый подсвечник! Нужно только слегка подровнять его основание, да украсить нехитрым орнаментом, - бороздками, кружками, волнистыми линиями.

А что, если у почти готового подсвечника расширить стенки, да сделать их потоньше? Для этого, правда, придется поработать уже двумя пальцами, - большим и указательным, - но зато мы получим настоящую солонку! Или круглую коробочку для хранения кнопок! Или для того, чтобы мама на ночь оставляла в ней свое колечко!

Таких «функций» можно насочинять много. Со временем чистую «пользу» функциональных предметов мы постараемся сочетать с образом. Так, коробочку для маминого колечка легко превратить в красавицу-птичку: с одного конца вытянуть глиняный хвост, другой немного сжать, обозначив клюв, по краям налепить короткие крылья. Или сделать из той же коробочки верную собаку: она свернется вокруг колечка и будет его охранять.

Очень хорошо, если предмет удастся включить непосредственно в композицию нашей скульптуры. Например, карандаши, натыканные в спину глиняного ежика, станут его иголками, а сам ежик – подставкой для карандашей.

Одной из самых привлекательных «функций», особенно для девочек, является изготовление всевозможных бус, кулонов или браслетов. Огромное удовольствие для ребенка, за которым постоянно ухаживают, - самому сделать подарок маме или учительнице. Изготовление украшений прекрасно мотивирует трудную при ДЦП работу по скатыванию круглых и цилиндрических бусин, прокалыванию отверстий, нанизыванию и т.п.

Переходя к созданию «чистой», неутилитарной скульптуры, мы как бы суммируем все двигательные и творческие достижения предыдущих занятий с глиной. Это может быть и отдельная фигурка («Моя кошка свернулась клубком», «Я лежу с книгой на полу»), и скульптурная композиция («Я верхом на коне», «Собака со щенками», «Мы с мамой сидим в обнимку» и т.п.). Изображать актуальные, значимые для ребенка вещи всегда предпочтительней, чем нейтральных «птичек», или «лошадок», или «человечков».

Для такой работы понадобится владение пальцами и стеками, умение отрывать и формовать небольшие кусочки глины, создавать из них налепы, процарапывать и проминать мелкие детали. Не всем нашим детям удается проделать все это самостоятельно, и лучше, если помогать им будет не учитель, а более подвижные сверстники.

Хорошо высушенную на воздухе скульптуру следует обжечь в муфельной печи. Тогда она станет твердой, не размокающей в воде и не бьющейся, приобретет красивый красновато-кирпичный, коричневый или розовый цвет. Поскольку в нашем случае речь идет о небольшом количестве работ, нам не обязательно заводить собственный муфель. Я, например, складываю фигурки в коробку с тряпками или ватой и отвожу на обжиг в домашнюю студию, где керамикой занимаюсь постоянно.

Как радуется ребенок, узнавая в прочной, весомой, «настоящей» фигурке произведение собственных рук! Часто поверхность работы бывает достаточно рельефной и фактурной, чтобы оставить ее в нынешнем, неокрашенном виде. В остальных же случаях нам предстоит расписать фигурку гуашью, смешанной для прочности с клеем ПВА либо акриловыми красками. Делаем это тонкими кистями, стараясь обойтись минимумом цветов, чтобы избежать пестроты. Везде, где возможно, оставляем «родной» цвет обожженной глины.Готовые керамические фигурки долго еще «работают» на развитие детей. Мы включаем их игры, вспоминаем имена и названия, с гордостью показываем гостя. Для детей с церебральным параличом уже перечисленные операции представляют терапевтическую ценность.

3. Пластинки с выдавливанием, процарапыванием и налепами. После абстрактных «прижималок» полезно поработать с плоскими формами. Даже простое превращение комка глины в пластинку толщиной в один-два сантиметра – нелегкая задача для детей, чьи пальцы обычно сжаты в кулак. Этим самым кулаком мы сначала стучим по глине, придавая ей уплощенную форму, - а уже затем пытаемся похлопать по ней раскрытой ладонью. Если ребенок начнет выполнять такие действия самостоятельно, - это будет большая победа!

Намного проще вести подобные занятия с детьми, чей церебральный паралич проявляется в легких формах. Такой ученик(Алексей К.) может сосредоточиться на создании конкретных персонажей, а педагог, - на согласовании и координации его движений, на тонкой работе пальцами и стеками. Готовые изделия доставляют не только эстетическое наслаждение ученику , но и дают чувство уверенности, - если у него получилось здесь, то получится и в большом мире, он сможет принести пользу и наслаждение людям. А это очень важно для детей- инвалидов! Так как в процессе всех занятий лепкой развивается мелкая и крупная моторика, сенсорная стимуляция, тренировка двуручной деятельности

Эта работа необходима для того, чтобы создать у ребёнка чувство уверенности в собственных силах и значимости для общества, усилить функции общения, улучшить контакт со своими ощущениями, телом, чувствами и научить его использовать свой интеллект. Это приводит к чувству удовлетворения , радости, рождает желание учиться новому .

Почти все воспитанники из-за своих особенностей испытывают трудности при включении в коллектив. Совместные занятия ремеслом являются средой, облегчающей общение, т.к. внимание детей сосредоточенно на изделии, на общей работе, а не друг друге.

Буякова Оксана Ивановна20.11.2014 10810 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar