РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование кейс-технологий на уроке истории и во внеклассной работе

Использование кейс-технологий на уроке истории и во внеклассной работе

Олейник Людмила Павловна.
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №26 с. Краснокумского Георгиевского района Ставропольского края

Различные методы применения кейс-технологий на уроках истории.
Мною был дан урок с использованием кейс-технологий на уровне краевой площадки по теме: «Работа с одаренными детьми» на базе МБОУ СОШ №26 с. Краснокумского по теме «Русская революция 1905-1907-х гг.».

Данная технология использовалась с элементами метода опережающего обучения. Класс (11-й) был разделен на группы по интересу к отдельному вопросу, связанному с событиями первой русской революции.

Одна группа работала над проблемой выявления причин, приведших к революции, вторая выбрала вопрос об основных этапах революции и анализировала документы и Интернет-ресурсы по периодам революционных событий:

  1. Начало революции, Кровавое воскресенье,
  2. Весна-лето 1905 г.,
  3. Осень-зима 1905г.-как апогей революции,
  4. Спад революционных событий.

Третья группа проявила интерес к задачам и движущим силам революции. Дети анализировали и сравнивали события первой русской революции и ранних революций в Европе и США и объясняли различное поведение буржуазии в этих революциях. Высказывали предположения, почему русская буржуазия не стала ведущей силой этого движения.

Четвертая группа сосредоточилась на причинах поражения революции и ее итогов, а пятая-анализировала события, чтобы понять: была ли альтернатива революции, и если да- то в чем она выражалась. Большая по объему и сложная тема была развита на фрагменты которые вызвали интерес учащихся и они в удовольствием работали и глубоко усвоили тему, что показали результаты компьютерного тестирования в конце урока.

В качестве кейс-документе в использовались следующие материалы.

  1. Рассуждения философа Н.А. Бердяева «О взаимоотношениях крестьянства и помещиков».
  2. Из письма в газету «Утро России» «О взаимоотношениях дворянства и буржуазии».
  3. Размышления Н.А, Бердяева «О русской интеллигенции».
  4. Отрывок из петиции рабочих и жителей Петербурга Николаю II 9 января 1905 г.
  5. Отрывок из инструкции Московского комитета РСДРП, декабрь 1905г. «Советы восставшим рабочим».

В конце занятия ребятам был задан вопрос: понравилось ли вам работать с применением такого метода и чему он вас научил?

Все дети сказали, что им очень понравился метод кейс-технологий, тем что они смогли выбрать смогли выбрать материал, который их интересовал в большей степени и получить более глубокие знания по этой проблеме. Ребята отмечали, что они усовершенствовали умения работать в группе, анализировать документы, находить причинно-следственные связи приобретали новые навыки в аргументации и доказательности своей точки зрения. Ученики приобрели больше опыта в поиске информации по теме.

Театрализованное представление.

На уроках театрализованного представления(драматизации) от ребят требуется «войти в образ» заданного исторического персонажа и воспроизвести заранее выученный текст. Драматизация может быть представлена как

  • форма урока;
  • фрагмент урока;
  • форма внеклассного мероприятия.

Я на уроке в седьмом классе по теме «Дворцовые перевороты» использовала как фрагмент урока - приглашение Анны Иоанновны на престол. Ученики разыгрывали сцену когда «верховники» (А.Д. Меншиков, Ф.М. Апраксин, Г.И. Головкин, П.А. Толстой, М.М. Голицын, А.И. Остерман, герцог Голштинский), делая предложение Анне Иоанновне занять русский престол, огласили «кондиции»,

Задания на анализ ситуации были такими:

  • почему «верховники» предложили престол Анне Иоанновне?
  • какие условия они ей выдвинули?
  • почему Анна Иоанновна согласилась?
  • почему позже порвала «кондиции»?

Данный метод можно использовать и во внеклассной работе, в ходе проведения недели истории. Мною подобный метод был использован во время проведения недели истории. Ребята выразили интерес к старинным славянским праздникам. Были сформированы две команды, которые через театрализованное представление показали праздники Ивана Купалы и Масленицы. Дети самостоятельно подбирали информацию из разных источников(учебная и художественная литература, Интернет-ресурсы, кинофильмы и т.д.), а затем после консультации с учителем разрабатывали авторский сценарий, что помогло развитию учебно-информационных компетентностей, а так же навыков коллективной работы в группе и в процессе подготовки сценария, и в процессе анализа материала, и в процессе репетиции представления.

Театрализованная игра.

В ходе ее проведения необходимо смоделировать определенную ситуацию прошлого или настоящего, воссоздать исторические картины событий с их персонажами-участниками. Учащиеся как бы совершают путешествие в прошлое, перевоплощаются в людей такого времени, примеряют на себя роль других людей, через понимание чувств, мыслей и поступков моделируют историческую реальность. Знания полученные на уроках в ходе самостоятельной работы превращаются в лично-значимые, эмоционально окрашенные, что поможет лучше «прочувствовать» изучаемую эпоху. Это помогает углубить новые знания и овладеть важными компетенциями, в первую очередь, социально-коммуникативными. Учащиеся исполняют роль так, как считают нужным, самостоятельно определяя стратегию поведения, сценарий, планируемый результат.

Их главная задача - проявить творческие способности к решению неожиданно поставленных актуальных проблем.
Важное отличие театрализованных игр состоит в том, что участнику выдается не только описание ситуации, но и инструкция, где указано как везти свою роль, какие интересы отстаивать, какой характер изображать. Ролевая игра по заданному сценарию, где необходимо познакомиться с материалом и войти в заданный образ. На урок «Жизнь и быт феодалов» («За стенами замков») мы с учениками 6 класса решили глубже изучить образ жизни рыцарей и понять их психологию мировоззрения, причины создания своего Кодекса чести. Дети получили задание(по группам) - подготовить представление рыцарских доспехов, гербов, девизов, турниров. Знания они добывали самостоятельно, делали анализ материала, а на уроке представляли готовый продукт.

Просмотрев презентации, рисунки, костюмы, инсценировку турнира мы анализировали историческую ситуацию и во время анализа выяснили:

  • почему на поле брани при встречи двух рыцарских войск сражение превращалось в череду поединков?
  • Почему рыцарь старался выбрать себе противника по знатнее?
  • Какие правила боя они соблюдали?
  • Почему на их гербах было много животных?
  • Как было связано изображение на гербе с девизом рыцаря?
  • Почему они создали свой Кодекс чести?

После этого мы на основе полученных данных предположили какие положения могли войти в Кодекс чести.
Затем учитель на интерактивной доске показывал какие положения в средние века входили в Кодекс чести рыцаря и учащиеся сравнивали свои предположения с действующим в средние века Кодексом чести рыцарей.
В уроке - театрализованные игры всегда способствуют развитию учебной мотивации детей. Они активно участвуют в уроке в зависимости от своих способностей. Мотивация у них разная одни хотят получить высокую оценку, другие реализовать свои творческие способности, третьи - утвердиться в коллективе, четвертые-решить свои коммуникативные проблемы.

Учитель может кроме оценки придумать другие формы стимулирования учеников, чтобы повысить их самооценку.
Проблемно-дискуссионная игра.

Такую форму работы целесообразнее использовать в старших классах. Она дает возможность выявить различные точки зрения участников на какую-либо проблему, а затем сформировать свой взгляд на ту или иную историческую проблему.

На таких уроках характерным моментом является межличностный конфликт, где каждый выступает в защиту своей позиции. Дискуссия с элементами игрового моделирования - дискуссия, где проблема ставится не только с позиций современного человека, но и под углом зрения представителей разных социальных слоев определенной эпохи. Ученики в ходе дискуссии овладевают следующими компетентностями: ораторскими умениями, способностью отстаивать свою точку зрения, умение грамотно и доказательно вести полемику, возможность встать на место конкретного исторического лица, а также навыки работы с источником. Проведение дискуссий на основе исторических материалов надо начинать с подготовки конкретного исторического вопроса, не говоря, кто прав, а кто нет.

Центром внимания должны стать исторические факты и возможны пути развития событий.

  • Что могло бы быть притом или ином стечении обстоятельств?
  • Какие действия мог бы предпринять тот или иной
  • исторический деятель для достижения цели?
  • Отражала ли эта цель действительные интересы той или иной социальной группы?
  • Были ли альтернативные пути решения проблемы?

Например, на уроке-суде «Причины Великой Отечественной войны», заслушав выступления свидетелей, действующих лиц суда мы решали вопросы.

  • Была ли возможность предотвратить войну?
  • Что этому мешало или способствовало?
  • Заключение пакта Молотова - Риббентропа - это победа или поражение СССР?
  • Действия И.В. Сталина в германском вопросе в 1939 -1941 гг, -ошибка или хорошо продуманная тактика?

Такие уроки способствуют развитию следующих компетентностей учеников, как критическое мышление, возможность самостоятельного решения проблем, умения работать с источниками информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность и сотрудничать с другими учениками. В связи с этим, я стараюсь такие уроки проводить чаще.

Организуя уроки на основе кейс-технологии, я пришла к выводу, что эта методика хорошо сочетается с другими, дополняя известные педагогические технологии (личностно-ориентированного образования, проблемную технологию. интерактивную технологию и другие).

Мы видим как разные методы организации образовательного процесса могут быть интегрированы в кейс-технологию.

Данная технология активизирует и развивает учащихся, они не просто изучают исторические факты и явления, а становятся полноправными участниками истории.

Кейс-технологи создает условия для того чтобы учащиеся могли вообразить то, чего в их непосредственном опыте не было, помогает воссоздать историческую действительность.

Информация об опыте

1. Технология реализации идеи:

  • Опыт основывается на идеях , изложенных в работах М.Н. Скаткина, В.В. Давыдова , А. В. Хуторского, М.В.Рыжакова С.Е.Шишова и др., на идеях Концепции модернизации российского образования
  • Методические основы кейс- технологии освещаются в работах В.В. Гу-зеева, Шимутиной Е.Н., Смоляниновой О.Г. В основном работы осве­щают использование данной технологии в высшей школе и примени­тельно к социальным наукам (экономика, социология и др.)
  • Кейс- технология- технология изучения явлений на основе конкретных си­туаций. Сущность технологии изучение общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев Название технологии произошло от от английского «сазе» - казус, запу­танный или необычный случай

Структура процесса обучения по КТ

1. Школьникам предлагается СЛУЧАЙ (реальный, вымышленный)

  • он должен быть проблемным
  • имеющий прецеденты,
  • должен допускать альтернативные варианты решения
  • кейсы могут быть как вербальные, так и использующие таблицы , диа­граммы , символы, фотографии, рисунки , карикатуры , сценарии ролевых и деловых игр и т.д.

2. ОТБОР ИНФОРМАЦИИ из кейса, самостоятельный поиск информа­ции)- ученики учатся самостоятельно добывать информацию, её обра­батывать, анализировать (учебно- информационные компетентности),

3. выявляется ПОЗИЦИЯ школьника по сути ситуации (формируется альтернативное мышление.
Коллективное обсуждение вариантов решения (сравниваются результаты, обсуждаются инновационные идеи и подходы), формируются социальные компетентности

Олейник Людмила Павловна06.12.2014 19460 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar