РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Новые подходы в преподавании и обучении: Обучение через диалог

Новые подходы в преподавании и обучении: Обучение через диалог

Обучение, как целостная система, теперь должно быть направлена не только на качество оказываемых образовательных услуг, на качество образования в целом, но и на развитие способности самостоятельной добычи необходимых знаний

Учитель должен совершенствоваться и постоянно культивировать культуру преподавания. Уроки будут только тогда носить продуктивный характер, когда учитель будет выступать организатором и инициатором, а ученики будут принимать активное участие в процессе обучения. Конечно, вся ответственность ложиться на плечи учителя, теперь только он направляет и мотивирует своих учеников, от его усилий и стараний зависит успех обучения. А для того, чтобы это произошло, учитель сам должен быть мотивирован и направлен на переосмысление своей деятельности, настроен на перемены в сфере образования, положительно относился к применению новых форм и методов обучения.

На уроках казахского языка и литературы диалогу отводится много времени, это и в начале урока ( орг.момент учитель-ученик), и на протяжении урока в процессе выполнения различных заданий ( ученик-ученик). Так же при работе в группах, учащиеся получают право, как задавать вопросы, так и высказывать свое мнение. Происходит сокращение времени на устный опрос и в тоже время у учащихся пропадает страх неверного ответа, ведь оценивают они друг друга сами, а не учитель, да и форма такой работы раскрепощает учащихся, так как обсуждение в малой группе для них легче, чем перед большой аудиторией. Учащиеся становятся более уверенными в своих способностях, стараются строить свои ответы грамотно, аргументированно, учатся слушать друг друга, делать вывод, анализировать ситуацию, высказывать своё мнение по поводу ответов других учащихся.

Правильная формулировка и постановка вопросов на каждом этапе урока играют важную роль для поддержки, улучшения и расширения качества обучения учеников.

Во время обсуждения в группах, учащиеся высказывают своё мнение, приводя аргументы и обоснования. В одной из групп возникла спорная ситуация, которая разрешилась только после того, как все участники других группы высказали свою точку зрения. Наблюдая этот спор, я убедилась в эффективности диалогового обучения. Для учащихся мнение одноклассников оказалось также приоритетным и важным, как и мнение учителя.

Ученики, которые раньше на уроке предпочитали отмалчиваться, при работе в группе стали принимать активное участие в обсуждении и даже отстаивать свою точку зрения. Это очень радует и поражает одновременно, так как, я не думала, что произойдут такие перемены и изменения в поведении так называемых «пассивных» учеников. И когда этот момент происходит, осознаешь, что урок прошёл не зря, ведь в обучении важны не только полученные знания предмета, но и эмоциональный настрой, и уверенность учащихся.

Соответственно, на уроках ученикам предстоит активно участвовать во всех аспектах учебного процесса: они будут формулировать свои собственные гипотезы и вопросы, консультировать друг друга, ставить цели для себя, отслеживать полученные результаты, экспериментировать с идеями, рисковать, понимая, что ошибки - неотъемлемая часть обучения.

Для учителя диалог даёт возможность определения уровня знания и понимания изучаемого материала. Важно учитывать время размышления, даже незначительное увеличение времени играет большую роль в обучении. Современный школьник не только должен иметь необходимые “ЗУНы”, но и уметь их добывать самостоятельно. Он должен научиться организовать собственную учебную деятельность, быть готовым учиться, быть способным учиться. Поэтому метод организации совместной деятельности на уроке должен непременно измениться: на смену монологу приходит диалог. Эмпатическое слушание является необходимым условием работы с детской репликой на уроке, а без этого диалоговый урок не построить.

Поэтому, учитель должен выполнить условия организации учебного диалога – снять факторы, охлаждающие и тормозящие общение с детьми.

Педагог-диалогист хочет и умеет общаться с ребёнком, он восприимчив к чужому мнению, т.е. стремится не оценить, а услышать, понять и принять мнение ребёнка.

Жумабекова Куаныш Багитжановна19.12.2014 12590 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar
Презентации на 23 февраля