РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Реализация компетентностного подхода в организации учебно-воспитательного процесса

Реализация компетентностного подхода в организации учебно-воспитательного процесса

1. Компетентностный подход и цели современного школьного образования

Образовательные системы в любой стране мира должны способствовать реализации основных заданий социально-экономического и культурного развития общества. Современный образовательный процесс – это процесс формирования личности, личности творчески мыслящей, активной, самостоятельной. При этом главным является не объем усвоенных знаний, а их объединение с личными качествами учащихся, их умение научиться самостоятельно распорядиться своими знаниями, использовать их в жизни и на практике.

Сегодня востребованы выпускники школ, умеющие самостоятельно и креативно мыслить, способные видеть и формировать проблему, находить пути ее рационального решения, генерировать новые идеи, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельными, контактными в разных социальных группах, уметь работать в коллективе, легко предотвращать и уметь выходить из каких-либо конфликтных ситуаций, самостоятельно работать над развитием личной нравственности, интеллекта и культурного уровня.

Поэтому ведущая идея современного образования связывает результирующую составляющую образования с планируемыми результатами развития ребенка. Так возникла идея компетентностного подхода. Компетентностный подход усиливает практическую ориентированность образования, подчеркивает роль опыта, умения на практике реализовать знания.

Стандарт образования является способом создания единого образовательного пространства, которое отвечает интересам и общества, и личности. Технологическая цепочка педагогических действий должна выстраиваться в соответствии с поставленными целями, чтобы гарантировать всем учащимся достижение реальных перспектив и высокий уровень усвоения государственного образовательного стандарта.

Формированию образовательных результатов, которые предусмотрены ФГОС, способствуют технологии активного обучения: экспериментальные, исследовательские, игровые, проблемное обучение, работа в группах и парах.

Образовательная технология – это комплекс, который состоит из следующих этапов:

  • определенного управления запланированными результатами обучения;
  • способов диагностики настоящего этапа обучения;
  • набора моделей обучения;
  • критериев выбора оптимальной модели (в данных конкретных условиях).

Конечный результат обучения в соответствии с ФГОС – не сами знания, а способы их получения и применения. Что обеспечивается формированием метапредметных умений и компетенций – когнитивных, коммуникативных, исследовательских.

На уроках, внеклассных мероприятиях, в воспитательной работе стараюсь применять компетентностный подход, включающий широкие морально-этические, мотивационные, эстетические компоненты, нацеленные на творчество, действие, инициативу, исполнение и результат.

Современный педагог должен быть готов к равноправным отношениям с учениками, строить их на принципах сотрудничества, партнерства и доверия. Применяемые методы должны соответствовать возрастным особенностям детей, учебному содержанию, этапу изучения материала.

В своей практике использую уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-исследования, уроки-практикумы, интеллектуальные игры, сведения из истории развития математики биографий выдающихся ученых, составляю дидактические игры, организую уроки самостоятельного изучения теоретического материала с использованием ресурсов Интернет. Отдаю предпочтение формам и методам обучения, обеспечивающим деятельностный характер обучения.

При построении циклов уроков по темам, изучаемым в школьной программе, придерживаюсь следующих этапов, каждый из которых имеет разные дидактические цели:

  • установочно-мотивационный – обозначение далеких и близких перспектив изучения темы, проектирование учебно-развивающей и самостоятельной деятельности каждого ученика;
  • поисковый – актуализация опорных и добывание новых знаний с помощью разнообразных психолого-педагогических приемов и методов;
  • оценочно-смысловой – оценка степени овладения теоретическими знаниями, осмысление учебной информации;
  • адаптивно-репродуктивный – применение теории на практике, развитие самостоятельности и творческой активности во время выполнения практических заданий;
  • системно-обобщающий – систематизация знаний, умений и навыков, корректирование пробелов в знаниях, развитие позитивной самооценки;
  • контрольно-рефлексивный – итоговое оценивание достижений учащихся, углубление и расширение знаний по теме.

Такой подход позволяет создать необходимые условия для оптимизации условий обучения и расширяет возможности для личностно-ориентированной направленности в педагогической деятельности.

2. Педагогические технологии, применяемые для реализации компетентностного подхода в учебно-воспитательном процессе

В своей работе использую интерактивные технологии, личностно-ориентированные технологии, которые обеспечивают формирование и развитие индивидуальных способностей обучающихся. В применении технологий развивающего обучения в центре внимания способ обучения, побуждающий к включению внутренних механизмов личностного развития учащихся.

Предлагаю вашему вниманию структуру урока обобщающего повторения «Методы и способы решения тригонометрических уравнений».

Ход урока.

  1. Организация урока.
  2. Мотивация учебной деятельности, сообщение темы, целей, задач урока.
  3. «ЭКСПРЕСС-КОНТРОЛЬ» - а) актуализация опорных знаний; тестовая, проверка умений решать несложные тригонометрические уравнения; б) проверка результатов по готовым шаблонам; в) оценивание.
  4. «ПАНОРАМА» - решение тригонометрических уравнений, разложением на множители, сведением уравнения к однородному уравнению, заменой аргумента, с использованием ограниченности функции; совершенствование умений и навыков, приобретенных при изучении темы.
  5. «ПОИСК» - работа в творческих группах (самостоятельный поиск решения уравнений в нестандартной ситуации).
  6. «ЭВРИКА» - защита решений.
  7. Подведение итогов урока руководителями групп (достижения каждого ученика фиксировались на каждом этапе урока в специальных ведомостях). Дополнительные баллы присуждаются за красивое или неординарное решение задания.

На мой взгляд, такая структура урока позволяет реализовать идеи саморазвивающего обучения, технологии сотрудничества, использовать элементы программированного обучения, рационально применять ИКТ. Игровая, поисковая, творческая деятельности, эффективный инструмент оценивания способствуют созданию ситуации успеха на уроке, а работа в команде (в группе) – реализации личности и обучению учащихся самостоятельно принимать решения. Учителю – дает возможность провести диагностику знаний учащихся по блоку тем, выявить пробелы в знаниях.

Для активной самостоятельной работы обучающихся на уроках учитываю динамику роста УУД каждого ученика при подборе индивидуальных заданий. С пробелов в системе опорных знаний начинается отставание. С них и начинается неуспеваемость, неуверенность в собственных силах, непонимание последующего материала, потеря интереса к учению, поэтому применяю работу в группах с консультантами, подбираю индивидуальные задания для зачетов, самостоятельных и контрольных работ, использую тестовые технологии.

Система домашних заданий – один из лучших способов развития самостоятельных умений и навыков учащихся. Выполнение графических домашних работ, составление задач, опережающие домашние задания, написание математических сказок, подготовка к играм по изучаемым темам не только закрепляют учебный материал, но углубляют, расширяют, конкретизируют знания, пробуждают интерес к ним. Ребята готовят сообщения и презентации по различным темам школьного курса, так они «открывают» связь математики с другими изучаемыми предметами, ведь математика – это язык всех наук.

Так в 11 классе был проведен урок – самостоятельного изучения материала по теме «Многогранники». Учащимся предлагалось обобщить знания по темам: «Призма», «Пирамида» и самостоятельно изучить тему «Правильные многогранники». При подготовке к семинару каждый вопрос готовила группа из двух человек, которые сообщили на семинаре результаты своей работы. Другие учащиеся задавали вопросы, а учитель координировал работу и помогал сделать выводы, и записать основное. При выборе вопросов для самостоятельного изучения необходимо соблюдать принцип посильности задания.

Для оценки деятельности учащихся использую не только стандартную пятибалльную шкалу оценивания, но и применяю рейтинговое оценивание, взаимное оценивание по установленным критериям, создаю возможности для самооценки учеников.

Незаменимым способом реализации прикладной направленности школьного курса математики является использование методов математического моделирования на протяжении всего курса. Решению поисковых, прикладных задач, задач исследовательского характера уделяю серьезное внимание. Математическое моделирование – мощный универсальный инструмент познавательной деятельности, не имеющий равных по доступности и эффективности, развивающий у учащихся умения моделировать ситуацию или процесс, анализировать и сравнивать данные, интерпретировать результаты, принимать оптимальные решения в условиях неполных данных. Умение решать задачи – основной показатель уровня математического развития, глубины усвоения изученного. Ученик должен понять, что только в результате самостоятельной и упорной работы можно действительно научиться сложному умению решать математические задачи.

«Математика – величественное сооружение, созданное
представлениями человека для познания Вселенной»
Ле Корбюзье

В преподавании математики стараюсь донести до учащихся диалектику познания действительности и построения математических теорий на основе практики, развивать умения использовать математические знания в реальной жизни, формировать процедурную, логическую, исследовательскую компетентности учеников, руковожу исследовательской работой учащихся при подготовке к защите научных работ в МАН «Искатель». Так, мои ученики неоднократно становились призерами и победителями в защите научных работ. Выбранная тема должна быть интересна, актуальна и полезна для будущей деятельности учеников. Так, для исследовательской работы учащихся были предложены темы: «Математическое моделирование», «Экономика в задачах математики», «Решение оптимизационных задач», «Математика и задачи линейного программирования» и д.р.

3. Педагогический практикум

Все виды и формы внеклассной работы могут служить хорошим средством проверки знаний и умений учащихся, стимулом саморазвития. Так систематически разрабатываю и провожу дидактические игры, содержащие задания по блокам изученных тем, представленные в занимательной форме. При этом стремлюсь к реализации следующих принципов: активной, самостоятельной деятельности, учета индивидуальных и возрастных особенностей учеников, постоянного внимания к скорости, прочности, глубине усвоения учениками математических понятий и рассуждений, ведущих к решению задачи, соревнования, профессионализма, яркости и полной нагрузки. В моих классах стало традиционным проведение игр: «Самый умный», «Своя игра», турнир эрудитов «В краю железной логики», интеллектуальный марафон «Красота мира в математике».

Предлагаю, уважаемые коллеги, поучаствовать вам в интеллектуальной игре «Самый умный», разработанной для урока обобщающего повторения по темам: «Длина окружности и площадь круга», «Основы теории вероятностей».
В настоящее время являюсь классным руководителем 5 – А класса. Свою работу строю на принципах преемственности и развития – ведущих принципах ФГОС общего образования. Работаю над созданием сплоченного ученического коллектива, уделяю большое внимание организации ученического самоуправления. Стараюсь научить ребят быть социально активными, уважать закон и правопорядок, соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.

Моя работа направлена на сохранение и укрепление здоровья учеников через формирование культуры здоровья, позитивной мотивации навыков здорового образа жизни. Проблема здоровья школьников – одна из основных в воспитании подрастающего поколения. Поэтому применяю в работе здоровье сберегающие технологии. Тренинги, беседы, игры помогают в самоорганизации физического воспитания детей, правильно организовать их учебное и свободное время.

На классных часах знакомлю ребят с основами психологических знаний, провожу игры, развивающие память, внимание, скорость реакции, сообразительность. Ученики активно участвуют в городских интеллектуальных играх «Что? Где? Когда?», творческих конкурсах. Портнов Н. и Николаенко И. успешно выступили во II туре Всероссийских олимпиад по математике, Портнов Н. стал призером. Агитбригада класса «Здравствуйте!» заняла I место в школьном конкурсе «Мы за здоровый образ жизни», I место в конкурсах стенгазет «Крым многонациональный», «Выборы глазами детей». Интересно прошли классные часы «Сорняки и розы. Вредные и полезные привычки», «Наркотик – злой волшебник», «Курильщик платит дважды…».

В 2011 году из школы выпустился 11-Б класс, в котором я была классным руководителем. Двое учащихся окончили школу с золотой медалью, в классе углубленно изучалась математика, ребята занимались исследовательской деятельностью, выступали с защитой работ в МАН «Искатель», при этом дважды становились победителями, принимали активное участие в Международном конкурсе «Кенгуру». Более 60% ребят получили сертификаты этого конкурса. Выпускники успешно сдали ГИА и ВНО (качество знаний 59% и 70%), поступили в ВУЗы экономического, инженерного, военного и педагогического профилей.

В современной школе важна стратегия развития ученика – развитие его личностного потенциала. Самоактуализацию и роль учителя в этом трудно переоценить.

Знания – это богатство, а умение учиться – это ключ к нему. Для формирования компетентности в самоорганизации учебной деятельности обучающихся проводились тематические беседы, классные часы: «Как правильно организовать свой день?», «Гигиена зрения, слуха и памяти», «Почему мы болеем?», «Витамины и твое здоровье», «Меню для отличника», этические диалоги и диспуты: «Завтрашний характер в сегодняшнем поступке?», «Счастье в мире начинается с нас» и т.д. Проводились внеклассные занятия по основам психологии «Самопроверка, самопознание, самовоспитание».

С учениками класса систематически проводились экскурсии по всем историческим и просто красивым уголкам Крыма.
Думаю, что все ученики выбрали обучение той профессии, где смогут максимально самореализоваться. И им поможет наш девиз: «Учись и твори, развивайся и будь счастлив!».

Итак, чтобы сделать учебный процесс управляемым, на современном этапе развития образования отдельные формы и методы обучения должны уступать целостным педагогическим технологиям. Учитель должен выбрать технологию, которая позволит максимально использовать его творческий потенциал, а ученикам поможет в создании единого, стройного, системного мировоззрения. В рекомендациях многих научных исследований по совершенствованию системы образования присутствуют следующие выводы: -усилить практическое направление содержания школьных курсов естественно-научного цикла; -изучать явления, процессы, объекты, которые окружают учеников в их повседневной жизни; -перенесение акцентов на интеллектуальное развитие ученика за счет уменьшения репродуктивной деятельности; -учет знаний, которые получают ученики школы из разных источников.

Поэтому учитель должен профессионально применять инструменты для организации формирования компетентностей и оценки УУД, грамотно проектировать собственное профессиональное и личностное развитие. Творить, дерзать и увлекать!
И помнить об ответственности за те принципы, на которых он строит свою работу.

4. Ключ к гармонии» – игровое тестирование

Мини-тест «Колесо жизни» или «Ключ к гармонии»

  1. Оцените удовлетворенность каждым сектором своей жизни по 10б шкале.
  2. Точки, отмеченные внутри круга, последовательно соедините.
Ибраимова Мерьем Ризаевна25.12.2014 18080 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar