РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Теоретические основы здоровьесберегеющей деятельности педагога

Теоретические основы здоровьесберегеющей деятельности педагога

Салтыкова А.А.
рук. И.А. Килина, к.псиол.н.
ГОУ СПО КПК

В условиях современной природной и социально-экологической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. В настоящее время она является первой по актуальности среди множества других проблем обучения и воспитания младшего школьника. Это связано с тем, что все больше детей приходят в школу, уже имея те или иные заболевания, часто хронические. А за время обучения в школе здоровье еще больше ухудшается. Э. М. Казин приводит данные, согласно которым 80-85% детей школьного возраста имеют плохое здоровье.

За период обучения с 1-го по 9-ый класс число здоровых детей уменьшается в четыре раза, а детей с близорукостью увеличивается с 3 до 50%, с нарушением осанки – до 65%, с нервно-психическими расстройствами – с 15 до 40% [1,75].

По мнению исследователей, именно школа способствует возникновению хронических заболеваний у каждого второго ребенка. К причинам такого положения относят совместное обучение детей с разным уровнем подготовки и психофизиологическими качествами, авторитарный стиль работы учителя, недостаточная дифференциация учебных предметов, перегруженность учащихся занятиями, неблагополучие психологического климата школьных коллективов, интенсификация образования. В связи с этим ведется поиск наиболее эффективного применения образовательных технологий в сфере сохранения здоровья участников воспитательно-образовательного процесса (ВОП) с целью создания условий, при которых возможно сохранение психического, физического, социального, интеллектуального здоровья учащихся, формирования у них мотивации на ведение здорового образа жизни (ЗОЖ), ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей.

По результатам проведенного нами анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод о наличии ряда определений, связанных с понятиями «технология», «здоровьеформирующие технологии», «здоровьесберегающая педагогика», «здоровьесберегающие мероприятия», «здоровьесберегающие образовательные технологии» (ЗОТ) и др. Так под понятием «здоровьеформирующие образовательные технологии» исследователи понимают психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, а также формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение ЗОЖ.

Термин «здоровьесберегающие технологии» включает в себя благоприятные условия обучения ребенка в школе, достаточный и рационально организованный двигательный режим, оптимальную организацию учебного процесса в соответствии с половыми, возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями. Под ЗОТ понимают и те технологии, которые создают безопасные условия обучения, воспитания, работы в школе, решают задачи рациональной организации образовательного процесса с учетом возрастных, психофизиологических, индивидуальных особенностей, соответствия учебной и физической нагрузки возможностям ребенка.

«Оздоровительные технологии» представляют собой технологии, направленные на решение задач укрепления физического здоровья, повышения ресурсов здоровья. Существуют также следующие понятия: «технологии обучения здоровью» - это гигиеническое обучение, обучение жизненным навыкам, профилактика употребления психоактивных веществ, половое воспитание; «воспитание культуры здоровья», под которой понимается технология воспитания у учащихся личностных качеств, способствующих сохранению здоровья, формированию представления о здоровом образе жизни (ЗОЖ) как ценности, мотивации на ведение, ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей, физическое воспитание. К учебным программам по обучению культуре здоровья можно отнести «Азбука здоровья» Г. К. Зайцевой и «Здоровье» под редакцией В. Н. Касаткиной.

Резюмируя выше сказанное, отметим, что существуют многообразные подходы к пониманию ЗОТ, данные технологии трактуются учеными по-разному и имеют ряд названий, которые могут являться синонимами. Нами под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимается воспитательно-образовательный процесс, содержание (системно организованная совокупность методов, приемов, программ) и организация которого направлена на формирование у субъектов образовательного процесса потребности в здоровье и ЗОЖ, а также на сохранение и укрепление разных видов здоровья. На наш взгляд, при реализации ЗОТ в начальной школе необходимо учитывать социально-педагогические, психолого-физиологические характеристики с учетом возрастных, психосоматических особенностей учащихся. Актуальным является поиск модели, которая включала бы в себя все формы здоровьесберегающего образования. Мы считаем, что концепция «Школа здоровья», разработанная И. В. Кузнецовой, является одной из таких моделей.

В рамках проекта «Школа, содействующая здоровью» на территории России действует образовательная программа «Здоровье» под руководством В. Н. Касаткиной и Л. А. Щеплягиной. Данная программа направлена на создание единого предмета, включающего одновременно информацию по анатомии, физиологии и психологии. Эта информация содействует развитию, самопознанию, самопринятию, самовыражению учащихся.

Интерес представляет опыт учителя начальных классов г. Тюмень школы № 70 Л. Чепиковой, которая разработала собственную систему обучения, включающую создание здоровьесберегающего пространства и использование здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного. На учебных занятиях она применяет режим смены динамических поз, который позволяет выбирать оптимальную позу, сохранять и укреплять позвоночник, осанку. Учитель использует схемы зрительных траекторий, которые играют роль разминок и упражнений на мышечно-телесную, зрительную координацию. Л. Чепикова выступает как создатель тренажера для глаз «Спутник». Положительный опыт в области здоровьесбережения заключается в том, что педагог проводит различные формы оздоровительной работы и во внеучебное время: ежедневную утреннюю зарядку под музыку, ведение учащимися валеологического паспорта и дневника здоровья, заполнение карты успеха с учетом пропусков по болезни, проведение праздников, спортивных игр, эстафет, конкурсов, викторин, классных часов, бесед о здоровье, приучение детей к физическому труду.

В гимназии № 1 г. Балашихи внедрена программа, включающая: методы профилактики утомляемости, повышенной моторной и психоэмоциональной активности младших школьников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей; создание комфортного микроклимата для развития интеллектуальной, эмоциональной, духовной культуры, расширение воспитательного пространства; сотрудничество с учреждениями здравоохранения; организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями, физических минуток, активных пауз, динамических перемен, спортивно-массовой работы во внеучебное время.

На базе гимназии созданы практико-ориентированные «Школы-здоровья» для просвещения педагогов, школьников и их родителей в целях профилактики простудных и предупреждения хронических заболеваний. Открыт медико-реабилитационный комплекс, кабинет психологической разгрузки. Комплексный подход к сохранению здоровья детей позволяет осуществлять совместную работу в данном направлении педиатров, психологической службы и логопеда.

В г. Пятигорске проблема сохранения здоровья решается учителями МОУ СОШ № 5 благодаря созданию на уроках условий, позволяющих профилактировать усталость, переутомление учащихся начальной школы. По их заказу были изготовлены двухместные конторки, назначение которых - устранить причину снижения работоспособности. В классах под всеми столами имеются массажные коврики, а для массирования пальцев и ладоней рук на столах коробка с грецкими орехами. Учителя используют офтальмо-тренажер, предназначенный для снижения зрительной утомляемости.

В г. Котельнич в школе № 2 Л. Моторина разработала программу клуба «Здоровье», включающую чередование походов и прогулок с теоретическими занятиями по формированию культуры здоровья: лекции специалистов и медиков, просмотр фильмов о здоровье, конференции по ЗОЖ, обсуждение книг по данной проблеме. На протяжении работы клуба дети активно участвуют в оздоровительных мероприятиях, разучивают спортивно-оздоровительные комплексы, систематически используют точечный массаж. На базе школы № 11 г. Красноярска в начальном звене открыты классы «реабилитации здоровья» для детей, имеющих ослабленное соматическое здоровье. Комплектование класса осуществляется школьными психологом и педиатром с согласия родителей.

Таким образом, мы пришли к выводу, что здоровьесбережение должно выступать одним из основных направлений в педагогической деятельности. Однако как в теории, так и в педагогической практике существует ряд противоречий. Нет единого понимания ЗОТ. Данные технологии используются учителями начальной школы не систематически, от случая к случаю. В школах программы по сохранению здоровья разобщены, реализуются отдельными учителями, не всегда используется возможность решения данной проблемы через преподавание учебных предметов, отсутствует комплексный подход, включающий совместную деятельность педагога, психолога, врачей, родителей.

Зачастую начатая работа в области здоровьесбережания в начальной школе не имеет логического продолжения в среднем звене. С целью сохранения и укрепления здоровья младших школьников актуальным является для современного учителя не только изучение теоретических основы проблемы здоровьесбережания, но и применение принципов комплексного, поэтапного, систематического внедрения ЗОТ в воспитательно-образовательный процесс.

Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей ЗОЖ, реализации ЗОТ, на наш взгляд, необходимо решение следующих проблем:

  • изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе с позиции осознания собственных чувств, переживаний в отношении здоровьесбережения;
  • изменение отношения учителя к учащимся; педагог должен принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять его склонности, способности, пути развития;
  • изменение отношения учителя к задачам педагогики оздоровления, предполагающей не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем.

Таким образом, мы выделили следующие основные направления работы педагогов в области здоровьесбережения младших школьников:

  • формирование у детей знаний о собственном здоровье и факторах, влияющих на его состояние;
  • формирование ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ;
  • создание условий для психолого-педагогической поддержки гармоничного развития личности учащегося.

Библиография:

  1. Казин, Э. М. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию [Текст]: учеб. пособие / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 192 с.
  2. Науменко, Ю. В. Концепция здоровьеформирующего образования [Текст] / Ю. В. Науменко // Инновации в образовании. – 2004. - № 2. – С. 90-103.
  3. Орехова, Т. Ф. Влияние современного педагогического процесса на здоровье учащихся и учителей [Текст] / Т. Ф. Орехова // Начальная школа: плюс до и после. – 2002. - № 10. – С. 17-35.
  4. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей [Текст] / под общ. ред. Н. В. Сократова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.
  5. Чупаха, И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе [Текст] / И. В. Чупаха, Е. З. Пужаева, И. Ю. Соколова. – М.: Илекса, Народное образование, 2003. - 400 с.
Салтыкова Анастасия Александровна29.12.2014 6760 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar