РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие критического мышления младших школьников на уроках познания мира

Развитие критического мышления младших школьников на уроках познания мира

Автор: Целых Ольга Владимировна

За последнее десятилетие мир разительно переменился: количество информации возросло в десятки раз. И если взрослый человек умеет отбрасывать ненужные сведения, то у младшего школьника этого умения нет. Он как губка впитывает в себя любые знания, пока может воспринимать информацию. Однако возможности ребенка не беспредельны, а источников информации становится все больше — помимо школы это телевидение, радио, газеты, журналы, интернет.

От перегрузки сведениями организм спасается привычным способом — лишняя информация не воспринимается, быстро забывается. В результате современные школьники плохо запоминают, мало знают, слабо читают, быстро утомляются.

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество.

А значит задачей учителя является такое построение учебного процесса, в котором нарастает самостоятельная, поисковая деятельность учащихся, выполняются задания, ведущие от воспроизводящей деятельности к творческой. Необходимо научить учащихся связывать различные части информации между собой, научиться рассматривать и осмысливать новые идеи и знания в соответствующем контексте

На мой взгляд, решению проблемы способствует методика развития критического мышления, которая выделяется как самостоятельная технология в рамках личностно-ориентированного обучения. Применение технологии развития критического мышления обеспечивает достижение качественно нового результата.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Одна из основных целей технологии развития критического мышления -научить учащегося самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию.

В основе технологии критического мышления лежат проверенные временем идеи Л. Выготского о том, что мышление развивается только в проблемной ситуации развития, в ситуации, когда ребёнок сам “собирает” понятие о предмете, формирует свои представления о том, что происходит с этим предметом. Если же учитель даёт ученику готовое задание о предмете и требует от него воспроизводства в виде ответной реакции, то он нарушает его естественную тягу к собственной исследовательской и познавательной деятельности. Таким образом, “конструирование” собственного знания в рамках собственной поисковой деятельности – ключевой тезис всей технологии.

Приведу некоторые примеры методических приемов технологии развития критического мышления младших школьников, которые я использую на уроках познания мира:

  • Прием «Ключевые термины» можно использовать на стадии вызова или рефлексии. Учитель определяет несколько ключевых слов, тесно связанных с материалом урока. На доске записано несколько слов. Используя эти слова, учащиеся составляют предложение или небольшой текст.
  • Прием «Мозговой штурм» (или «Мозговая атака») целесообразно использовать в начале урока для активизации младших школьников, хотя можно использовать и на этапе рефлексии. Этот приём формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребенка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
  • Прием «Составление кластера», «Гроздь винограда» - используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер», в переводе означает пучок, созвездие. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе. При изучении нового материала для работы с текстом я использую прием «Инсерт». Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. Этот приём учит младших школьников систематизировать и анализировать информацию. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.
  • Прием «Восстанови текст» можно использовать в начале изучения новой темы. Учащимся предлагается учебный текст, в котором имеются пропуски. А под текстом записаны пропущенные цифры или слова. Учитель предлагает восстановить текст, затем сверить в паре или в группе и сравнить с образцом.
  • Прием «Синквейн» - способ творческой рефлексии - “стихотворение”. Слово синквейн происходит от французского, означающего пять. Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк и написанное по определенным правилам:

1 строка - одно существительное,
2-ая - два прилагательных,
3-я - три глагола,
4-ая - крылатая фраза,
5-ая - одно существительное, которое выражает суть.

Пример синквейна.

Тема: «Группа животных – птицы»
Птицы
летающие, плавающие
дышат, питаются, размножаются
«Птицы нуждаются в защите»
Позвоночные

Приемы: взаимоопрос и взаимообучение (задать друг другу вопросы), перевернутые логические цепочки, парная мозговая атака.

Теория развития критического мышления (ТРКМ) предполагает применение огромного количества различных приемов, среди которых всегда можно найти «свои», в зависимости от темы, типа урока и стиля преподавания.

Эффективность уроков, построенных с использованием технологии развития критического мышления, определяется достижением активной мыслительной деятельности каждого ученика в течение всего урока.

Кроме этого ТРКМ обеспечивает формирование коммуникативных и творческих способностей учащихся. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования и конструирования собственного образовательного маршрута.

Список литературы:

  1. Заир – Бек С.И. Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2004.
  3. Загашев И. О, Заир – Бек С. И. Муштавинская И.В. «Учим детей мыслить критически», Санкт – Петербург. Издательство «Альянс «Дельта», 2005
Целых Ольга Владимировна29.01.2015 14330 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar