РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Разнообразные формы самостоятельного домашнего задания для повышения качества образования младшего школьника

Разнообразные формы самостоятельного домашнего задания для повышения качества образования младшего школьника

Проверяя домашние работы детей по математике, я обратила внимание, что дети не всегда с ней справляются. Из наблюдений, тестов, проверочных и самостоятельных работ для выявления уровня обученности учащихся по предмету я выявила, что у моих учеников уровень знаний не одинаков. Они собраны в классе только по возрастному принципу, без учета интеллектуальных и индивидуальных способностей. Следовательно, они не могут равномерно и одинаково продвигаться вперед к усвоению знаний. Также у них пропал интерес к учебному предмету «Математика». Появились жалобы от родителей, что на выполнение домашней работы у детей уходит много времени.

В ходе опроса по данной проблеме и анализа ответов родителей и учащихся данного класса было выявлено, что осуществляют постоянный контроль над выполнением домашнего задания – 60% родителей. 70% учащихся обращаются за помощью к родителям при выполнении домашних заданий. Оказывают помощь учащимся при выполнении домашнего задания по математике 40% родителей. При этом родителей надо учить приемам помощи при выполнении домашней работы, чтобы не создавать стрессовой ситуации для детей.

Я поставила перед собой цель: дифференцировать самостоятельные домашние задания, чтобы таким образом организовать домашнюю работу учащихся, которая позволит повысить степень обученности учащихся и развить их самостоятельность.

Я обратилась к психолого-педагогической литературе и выявила, что организация домашнего задания всегда была актуальной проблемой и продолжает оставаться таковой в настоящее время. Методикой организации домашних заданий занималась А.К. Громцева. проблемы дифферинцированных и вариативных домашних заданий является одной из составляющих работы Л.В. Степановой, дозирование домашних заданий является одной из главных составляющих педагогических технологий В.М. Монахова.

В педагогической энциклопедии я нашла определение понятия «дифференциация обучения», которое трактуется следующим образом: дифференциация обучения – способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности).

С помощью школьного психолога поделила детей на группы по уровню обучаемости: первую группу составляют обучающиеся с низкой мотивацией учения, низким уровнем сформированности познавательного интереса, низкими показателями успеваемости по предмету, с низкими учебными способностями (они требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ, дополнительных разъяснений нового на уроках); вторую группу комплектую из обучающихся со средними показателями обучаемости, успеваемости по предмету со средними способностями (такие обучающиеся имеют достаточные знания программного материала, могут применять их при решении стандартных задач); третья группа – обучающиеся с учебными возможностями, показателями успеваемости по предмету, способностями выше среднего уровня, умеющие работать в хорошем темпе, интеллектуальной работоспособностью, учебной мотивацией, интересом,

Первичное восприятие материала полученного на уроке быстро улетучивается из памяти учащихся, спустя 3-4 часа после занятий даже успевающие школьники помнят из того, что они учили, не более 60-70%, а через 10-12 часов они могут воспроизвести менее 40% изучаемого материала. Согласно известной психологической закономерности, открытой Эббингаузом, забывание более интенсивно протекает сразу после изучения материала (в первые часы и даже минуты), затем оно замедляется. Как следствие, возникает необходимость достаточно быстрого «подкрепления» усвоенного, что как раз и осуществляется при выполнении домашнего задания. Чтобы как можно прочнее закрепить недавно полученные знания, необходимо дифференцировать домашнюю работу, которая в свою очередь должна зависеть от конкретной цели урока и особенностей детей.

Анализ педагогической и методической литературы по этой проблеме показал, что существуют различные формы, виды и уровни дифференциации. На практике использую следующие способы дифференцирования домашних заданий.

По форме:

  • свободный выбор домашней задачи (вырабатываются способности не теряться в ситуации выбора, осознанно выбирать работу по силам, умение объективно оценивать свои возможности);
  • особое задание (индивидуальное) (задания по математике, которые вклеиваю в тетрадь для устранения пробелов в учебе, подготовке к контрольной работе);
  • фронтальные задачи (учитель управляет самостоятельной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей, с применением элементов дифференциации. Например, подготовка к проверочной работе. Задание: повторить способы письменных приёмов сложения и вычитания многозначных чисел, Иванову, Петрову, Сидорову обратить внимание на правильное оформление записи примеров.
  • групповые (учитель управляет самостоятельной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, дифференцированно-групповые. Например; подготовить объяснение приёма письменного умножения многозначного числа на однозначное);
  • разноуровневые (задаю одновременно домашнее задание двух или трех уровней: первый уровень – обязательный минимум (здание абсолютно понятно и посильно любому ученику; второй уровень задания – тренировочный (его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу); третий уровень используется или нет учителем в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это творческое задание, которое выполняется на добровольно и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой.

Диапазон творческих заданий широк.

  • задание массивом (любой из уровней домашних заданий учитель может задавать массивом). Сам прием заимствованы мною из книги А.Гина «Приемы педагогической техники». Задается большой массив задач сразу - в рамках большой изучаемой или повторяемой темы (Например, математика 4 класс, «Решение задач на движение». Из 20 задач ученик обязан решить минимум 10, остальные - по желанию. А стимулировать это желание релейными контрольными работами, составленными из задач этого массива. Чем больше решил - тем больше вероятность встретить знакомую задачу и сэкономить время и силы. Такой массив задается не к следующему уроку, а на более продолжительный отрезок времени. Плюсы такого вида задания: происходит самосогласование ребенка и уровня задач, которые решает; дети решают разные задачи, у них появляется дополнительная возможность пообщаться на учебную тему, обменяться решениями; выбирая свои задачи, ученик волей-неволей читает остальные. Таким образом, учится с первого взгляда оценивать сложность задачи.

По продолжительности:

  • кратковременные (ежедневные домашние задания определенного объема);
  • долговременные (одготовка сообщения, презентации по теме урока);
  • периодическое освобождение от домашних задач (спользую в качестве поддержки, поощрения, как отдельных учащихся, так и всего класса по итогам изучения темы).

По смыслу:

  • по уровню самостоятельности учеников (задания одинаковы для всех по содержанию, но различны по способам выполнения, например: «Вырежи из клетчатой бумаги прямоугольники одинаковой площади, равной 36 см2, но с разными сторонами». Получив такое задание, каждый ребёнок индивидуально подходит к выполнению: одни могут вырезать один прямоугольник, другие – два-три или большее число вариантов. При этом деятельность учащихся носит поисковый характер);
  • по уровню трудностей (увеличение или уменьшение объема, осложнение или упрощение способов деятельности). Даю всем задачу из учебника: «Миша причитал 368 страниц, а Коля – на 29 страниц больше. Сколько страниц прочитал Коля?» Даю углублённое задание для желающих: «Измените вопрос так, чтобы задача решалась в 2 действия». И ещё одно с расчётом на сильного: «Составьте две задачи, обратные данной. Сделайте краткую запись каждой из них. Запишите их решения.»

По источникам:

  • учебник (объявляю о разной степени сложности заданий по теме, предлагаю каждому ученику самому выбрать то задание, которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом);
  • дидактический материал (использую тесты В.Т. Голубь по математике, которые разработаны по вариантам и уровням сложности);
  • рекомендованная литература (даю домашнее задание по вариантам, девочкам и мальчикам и т.д.: «Подобрать задачи на встречное движение, используя дополнительные тетради);
  • жизненный опыт (составить и решить задачи из жизненного опыта);
  • кому родители помогают, а кто всё делает самостоятельно (например: при изучении темы «Площадь фигуры» предлагаю определить площадь своей комнаты, квартиры, дачного участка.

Конечно, бывают случаи, что не все дети справляются с заданиями. Я приучаю своих школьников работать на черновике и в случае неудачи представлять черновик, который просматриваю до урока или в процессе проверки домашнего задания. В таком случае ученик имеет возможность объяснить, почему не получилось решение, не ограничиваясь обычным «не понял», «не сумел».

По тому, как дети относятся к домашней работе, как её выполняют и какие результаты получают, можно судить о том, насколько они овладели изучаемым материалом.

Так же веду работу с родителями. Было проведено родительское собрание в виде проблемно-деловой игры. Предложила несколько практических советов и приемов, которые могут помочь родителям работать с детьми над домашними заданиями. Даю индивидуальные консультации. Я уверена, если родители будут следовать этим правилам, то результат обучения и для детей, и для родителей, и для учителя будет более благоприятным.

Таким образом, на основе проведенного исследования могу сделать следующие выводы: систематически используя способы и приемы, которые я сейчас описала, я получила положительные результаты: значительно четче увидела пробелы в знаниях ребят, что позволило их своевременно ликвидировать; дети стали ощущать себя успешными и уверенными; возросла степень их психологического комфорта на уроках; появляется возможность более эффективно работать с «трудными» обучающимися; формируется объективная самооценка.

Я считаю, что мне удалось найти и реализовать эффективные виды и формы домашних заданий в свою педагогическую практику.

Список литературы

  1. Алексеева О.В., Литвинова Е.А. Домашняя работа как одна из форм занятий учащимися по предмету // Начальная школа.- 2004.-№12
  2. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Сов. Педагогика. -2001. - № 8 .
  3. Дифференцированное обучение по особенностям восприятия // Начальная школа плюс До и После. – 2014. - № 6.
  4. Организация дифференцированного обучения младших школьников, учитывая особенности восприятия // Начальная школа плюс До и После. – 2009.- № 8.
  5. Радюпова Л.А., Савина Л.П. Задания по выбору учащихся и некоторые приёмы их составления// Начальная школа. 2009.№11.
  6. Суворова Г.Ф. Особенности индивидуального подхода при обучении// Начальная школа.2008. №11.
Наумова Надежда Михайловна07.02.2015 18831 Из опыта работы
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

А вы не пробовали практические домашние задания по математике? Начиная от сложения спичек, деления яблока на части в начальной школе и кончая вычислением производной падения тела, среднего размера длины листа на конкретном дереве с указанной точностью в выпускных классах. И отчеты учеников, по заданию. Отчеты могут быть: письменные, видео, презентация, устные. Тогда будет не Эббингауз, а практически навсегда + формирование мотивации на системную активность в реальном мире.
avatar