РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Кто такие интеллектуальные лодыри?

Кто такие интеллектуальные лодыри?

Наши дети любят гаджеты. Способный ребёнок под партой на телефоне считает примеры; за нас в сообщениях предлагаются слова, и думать не надо. Что это порождает ? Я буду свою статью сопровождать наблюдениями из личной практики.

Педагогическая практика и психологические исследования показывают, что в массовой школе имеется значительное количество детей, к которым нужен специальный подход в процессе обучения. Среди них есть дети, которые по состоянию здоровья, развитию физиологических и психических функций находятся в пограничной области между нормой и патологией. В обычной школе им очень тяжело. Они составляют тот «резерв», из которого вырастают отстающие, неуспевающие ученики. Особую группу таких детей составляют интеллектуально пассивные школьники. 

Дети не проявляют возрастной любознательности, не активны и не самостоятельны, им надо дополнительно объяснять учебный материал . Их устраивает, когда не трогают на уроке. Интересы сугубо приземлённые: хорошо поесть, погулять, иметь карманные деньги. Вместе с тем, эти ученики не имеют дефектологических отклонений .В чём же причина? 

Причины интеллектуальной пассивности различны и в ряде случаев связаны с недостатками воспитания и обучения. 

Пример того, как папа сделал интеллектуально пассивным сына. С первого класса Р. отличался тем, что хорошо писал, читал, математика давалась труднее, но тем не менее ,учитель поддерживала мальчика и за успехи в двух названных предметах. Мама хвалила, упрашивала мужа уделить внимание сыну. Тот ,лёжа на диване ,изрёк: «Мне достаточно, если сыночка будет знать ,где папке пива купить». Р. был особенным ребёнком, эмоциональное состояние было хрупким. Родовая травма, скандалы между родителями, поэтому в школу просто летел. Тут его хвалили, помогали Мама быстро пошла на контакт с учителем. Отец ни разу не появился. Он управлял семьёй с дивана. Что имеем спустя 13 лет? Мама, которая морально опустошена. Сына без образования, но хорошего собутыльника. 

Крайне важно быть чуткими родителям и преподавателям, исследовать особенности интеллектуально пассивных учащихся. Но если ребёнком занимается одна сторона, результат вряд ли будет положительным. 

Однозначно-дети активные любознайки, что-то их интересует больше, что-то меньше. Полностью инертный и пассивный малыш-повод для действия! 

Выделены следующие особенности интеллектуально пассивных детей: 

  • недостаточная сформированность интеллектуальных навыков и умений; 
  • отрицательное отношение к умственному труду; 
  • ничем не интересуется, т.е. отсутствие познавательного отношения к действительности. 

Отсутствие познавательного отношения приводит к тому, что у ребёнка создаётся привычка не включать в свою деятельность или включать минимально мыслительную работу, т.е. они привыкают меньше думать или не думать вообще! За них думает и принимает решение семья. 

Эти дети отстают там, где их сверстники проявляют активную умственную деятельность. 

Вроде как хочет научиться играть в шахматы, но тут же бросает, когда понимает, что над каждым ходом надо думать. 

Хочет вырастить фасоль, но отступает, когда осознаёт, что надо поливать растения. 

Отсутствие познавательного отношения и стремление избежать активной интеллектуальной работы приводит к тому, что интеллектуально пассивные дети приобретают значительно меньше, чем их сверстники, интеллектуальных навыков и умений и накапливают меньше знаний. 

Когда же появляется пассивное отношение? Причин несколько. 

Отрицательное отношение к интеллектуальной деятельности возникает в тех случаях, когда ребёнку предъявляются повышенные требования ,а он не может пока их реализовать. 

Мама,папа могут предъявлять серьёзные требования к ребёнку потому, что сами закончили школу с медалями, имеют на руках красные дипломы, и ждут продолжения успешной традиции в детях. 

Для большинства первоклассников новые школьные требования к интеллектуальной деятельности, но без элемента игры появляются впервые с поступлением в школу, то и антагонизм не замедлит сказаться на первых шагах.. 

Поступил в школу-забудь про игрушки. Преподаватели начального звена зачастую используют элементы игровой методики в обучении,но играть с классом бесконечно не могут. 

По частоте проявления различают общую и частную (избирательную) интеллектуальную пассивность. Последняя проявляется в избирательном отношении к учебным предметам и видам деятельности. 

1. Группа «технической» интеллектуальной пассивности.

Какая проблема здесь? 

  1. пробелы в знаниях, возможно, после долгого отсутствия; 
  2. неумение применить полученные теоретические знания на новом материале; 
  3. не умеет или испытывает затруднения в организации учебной работы (неумение усвоить условие задачи, поставить нужные вопросы, работать с учебником); 
  4. нет привычки самостоятельно работать. По идее, взрослым просто надо быть всё время рядом,сидеть «над душой». 

В чём проявляется интеллектуальная пассивность указанного вида?

  • шаблонность , никакого творчества; 
  • Избыточные, ненужные действия и вопросы; 
  • использование обходных путей в выполнении умственной работы; 
  • предпочтение деятельности «по образцу», простых, знакомых заданий. 

Пример. Отец занимается математикой с сыном. Что называется, разжёвывает. Тот делает вид, что слушает, видя доброжелательность отца, начинает рассуждать о том ,какие велосипеды бывают и пр. 

2. Группа «мотивационной» интеллектуальной пассивности. 

Эти дети мастерски выбирают легкие пути для достижения цели, не заинтересованы в работе, хотят получить быстрый результат, но не осмысливать его. Испытывают дискомфортное эмоциональное состояние в ситуации интеллектуального напряжения. Например ,на контрольной работе. 
Одна из причин возникновения этого вида интеллектуальной пассивности наличие избыточной развлекательной информации в семье, пассивная роль ребенка при ее получении. 

3. Третья группа. Группа «частичной» или избирательной интеллектуальной пассивности.

Представители этой группы интеллектуально пассивны только в отдельных видах работы или в отношении некоторых учебных дисциплин. И таких ребят очень много! Да и среди взрослых тоже. Чем-то мы бы занимались часами, а что-то хочется проскочить быстрее. 

Например, ребёнок усваивает программу на хорошем уровне, активно работает устно, но писать он не любит. Как результат-оценивание работ идёт ниже среднего уровня. 

Другой пример. В начальных классах этих девочку и мальчика заставить писать что-то творческого характера (изложение, сочинение) было невероятно трудно. Девочка просто мучилась. Если изложение на оценку она кое-как напишет, то сочинение по экскурсии-проблема. Но расскажет и «разложит по полочкам» идеально. Стала с ней работать индивидуально, получали очень сжатые письменные результаты. Итог вышесказанному? В 17 лет, получая выпускную книгу, она рассердилась на маму за то ,что не заставляла её работать ,и от неё на память лишь пять коротеньких работ, а у других ребят от десяти и выше. 
Мальчик? Тут совпали лаконичность устного изложения и письменного. Имея мужское мышление , ученик умел выделять из всего услышанного, увиденного и прочитанного рациональное зерно и выразить основную мысль. 

Всем известна категория ребят, которая, только глянет в условие задачи, уже говорит ответ. Но в тетради? Оформлять схему или краткую запись, писать действия, выражения и ответ-просто мучение. Здесь ребёнок пасует перед белым листом. 

Группа общей интеллектуальной пассивности. 

Представители этой группы не проявляют обычной детской любознательности. Они вообще не желают получать новые знания, избегают умственного напряжения, при этом умственная лень проявляется даже в игре. 

Указанные группы не имеют чёткой классификации. Границы между группами подвижны, одни и те же дети могут входить в две группы . 
Также доказано, что разные симптомы интеллектуальной пассивности, принадлежащие отдельным её видам, могут встречаться одновременно у одного ребёнка. Пассивность, или умственная лень, отличается по степени выраженности: от яркой до скрытой, замаскированной. 

Характеристика учебной деятельности интеллектуально пассивных детей 

Интеллектуальная пассивность объясняется в основном особенностями воспитания и обучения.

Выявлен «общий признак» интеллектуальной пассивности:

  • недостаточность мотивации(похвалы) учения; 
  • «интеллектуальное иждивенчество» (делает мама, папа, бабушка. В старших классах списывает у сильных учеников); 
  • стремление использовать обходные пути в быту или учёбе; 
  • выбор лёгких и простых заданий; 
  • большая утомляемость и переживание дискомфорта при умственном напряжении; 
  • отсутствие познавательных интересов; 
  • неумение быть самостоятельным, безынициативность, повышенная отрицательная реакция на новизну, шаблонность действий. 

Учебная деятельность интеллектуально пассивных школьников отличается определёнными, сходными для всех возрастов, чертами. Выполняя учебное задание,ребята не стремятся его понять и осмыслить: вместо активного размышления они пользуются различными обходными путями, заменяющими его. (Всем знакомы наблюдения, когда на перемене такой учащийся находит возможность списать домашнее задание у одноклассника .Принцип «лишь бы было написано». )

Но если ученик выполняет домашнее задание , то пользуется такими приёмами: 

  • заучивание без понимания - зазубривание. 
  • учит почти наизусть, маленькими частями, без выделения логических частей; пытается пересказывать почти дословно, 
  • не получается ответить ни на один вопрос по тексту, 
  • плохо понимают содержание выученного. 

Примерно такая же участь и у художественных произведений. Изложения пишут очень плохо, часто путают события излагаемого текста и многое пропускают. 
НО…интеллектуальные лодыри 

Могут отлично приноровиться, чтобы использовать все случаи, когда можно действовать, не прибегая к умственному усилию. В зависимости от характера задания, они либо заучивают материал без его понимания, либо стремятся выполнить новое задание также как выполняли какое-либо задание раньше, если им удаётся найти в них сходство, или просто пытаются «гадать». 

Почти все эти школьники со временем сумеют незаметно списывать у товарищей, улавливают ответ, подсказанный им очень тихо, понимают по выражению лица учителя и товарищей, правильно ли он отвечает. 

Эти особенности у разных детей проявляются различно. У некоторых учеников они выражены более ярко и полно, у других - менее, У некоторых учеников «интеллектуальная пассивность» проявляется избирательно в отношении отдельных учебных предметов. У других школьников такие особенности проявляются во всей учебной работе.

Северина Елена Анатольевна16.02.2015 9652 Из опыта работы
Всего комментариев: 2
avatar
0
1

Статья, конечно, очень хорошая, но все это так или наче уже освещено в педагогике. Хотелось бы практических советов, как работать учителю в данной ситуации с такими вот лодырями.
avatar
0
2

Здравствуйте,уважаемая коллега.Спасибо за интерес к статье.Продолжение обязательно последует.
avatar