РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация итогового контрольного урока в условиях дифференцированного обучения

Организация итогового контрольного урока в условиях дифференцированного обучения

Контроль является составной частью, компонентом процесса обучения, органически связанным с изучением программного материала, его осмыслением, закреплением и применением, формированием навыков и умений.

Контроль имеет образовательное и воспитательное значение. С одной стороны, он способствует всестороннему изучению воспитанников преподавателем, расширению, углублению и совершенствованию знаний, умений, развитию познавательных интересов воспитанников. С другой стороны, контроль повышает ответственность за выполняемую работу, приучает воспитанников к систематическому труду, "у учащихся формируется отношение к учёбе, к своим успехам и неудачам, желание преодолеть трудности." [4, с.151]

По словам Векслера С.И. "руководство учебно-воспитательным процессом не может осуществляться успешно, если оно не предполагает организацию контроля за уровнем усвоения знаний." [2, с.98]

Эффективность контроля определяется его организацией в процессе обучения. Под организацией контроля понимается следующее: время проведения, частота контрольных занятий, их последовательность, характер и формы самостоятельной работы воспитанников.

По словам Г.И. Щукиной "нечёткость организации контроля может привести к снижению познавательной активности учащихся" [3, с.356].

Важно учитывать познавательную и психологическую потребность воспитанников в контроле в зависимости от характера учебной деятельности, сложности и доступности материала.

Индивидуальные особенности воспитанников, степень их подготовки и развития требуют организации дифференцированного подхода на итоговых проверочных уроках.
А такой подход является "одним из способов оптимизации преподавания" [1, с.31].

Основными целями индивидуализации обучения можно считать:

  1. развитие и использование в обучении индивидуальных качеств личности воспитанника;
  2. развитие и использование в обучении познавательных интересов каждого воспитанника;
  3. развитие и использование интеллектуальных способностей и талантов каждого воспитанника;
  4. развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.

И дифференцированный контроль является одним из направлений для индивидуализации обучения.

Так, если у воспитанника высокие способности к обобщению, хорошие способности выносить суждение и умозаключение, для него лучшей формой проверки будут исследовательские, поисковые методы контроля, а это значит, что к итоговому уроку ему можно поручить написать реферат или выступить с докладом.

Если у воспитанника развита способность к запоминанию и воспроизведению наглядно-образной информации, то ему лучше дать самостоятельную письменную работу с теоретическими вопросами.

Если у воспитанника хорошо развито комбинаторное мышление, есть интуиция, то лучшей формой контроля станет компьютерное тестирование.
Таким образом, "нащупывая" ту учебную ситуацию, которая именно для данного воспитанника может дать оптимальный мотивационно-стимулирующий эффект, мы преодолеваем трудности традиционного обучения.

Каждому преподавателю мы рекомендуем предварительно готовить "сетку" для итогового контрольного урока по теме.
А затем, по этой "сетке" уже готовить конкретные задания, вопросы, тесты, темы рефератов и докладов.

Важно отметить, что формы должны варьироваться, нельзя на каждый проверочный урок на протяжении учебного года одному воспитаннику давать только реферат, а другому - самостоятельную работу. Необходимо развивать внутренние структуры психики воспитанника (память, мышление и т.д.), даже если у воспитанника плохо развита способность к обобщению, изучение нескольких источников дополнительной литературы, письменная подготовка реферата, доклада послужат толчком к развитию этих способностей.

Определенные виды контроля способствуют также развитию познавательного интереса, мотивируют воспитанников к участию в различных конкурсах по изучаемому предмету.

На основании полученных в течение учебного года результатов можно сделать следующие выводы:

  1. Характерной особенностью информатики является быстрое расслоение воспитанников по степени заинтересованности и как следствие - по уровню подготовленности. Преподавателю приходится одновременно работать и с воспитанниками у которых надо постоянно поддерживать хотя бы минимальный интерес к предмету, и с воспитанниками, познания которых по ряду вопросов превосходят знания самого преподавателя. А значит, система заданий и проверочных работ должна стать гибким инструментом, обеспечивающим индивидуальный подход к воспитанникам с различными интересами и уровнем подготовки.
  2. Для развития познавательного интереса необходимы активизация мышления и осмысление потребности, анализ тех доводов, которые создают предпосылку для понимания необходимости приобретения знаний, умений, постановки цели их достижения.
  3. Разнообразие форм опроса и свобода их выбора способствует активизации учебно-познавательной деятельности и положительно влияет на качество усвоения предмета.
  4. Методы письменного и устного контроля призваны не только учитывать уровень усвоения знаний, но и несут развивающую функцию.

Перспективы развития по данному направлению: проведение в начале учебного года психодиагностики каждого воспитанника с помощью теста Амтхауэра «Структура интеллекта», определение уровня развития составляющих интеллекта, интересы и способности воспитанника. Это позволит улучшить организацию контроля на уроках.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.- М.: Просвещение, 1982 – 192 с.
  2. Векслер С.И. Современные требования к уроку.- М.: Просвещение, 1985 – 128 с.
  3. Педагогика школы. / Под ред. Щукиной Г.И.- М.: Просвещение, 1977 – 252 с.
  4. Педагогика: Учебное пособие для педучилищ. Баранов С.П., Болотина Л.Р., Волинова Т.В.- М.: Просвещение, 1981 – 367 с.
В.А.Семенов19.03.2015 7060 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar