РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Современные образовательные технологии как средство формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся

Современные образовательные технологии как средство формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся

На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальной проблемой современного профессионального образования. На подготовку таких специалистов направлена и политика нашего государства по введению нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС). Постоянно изменяющиеся требования работодателей, вызванные появлением новых производственных технологий, требуют изменения содержания обучения в средних профессиональных заведениях.

В этой связи образовательными учреждениями совместно с работодателями разрабатываются и корректируются набор требуемых профессиональных компетенций по подготовке будущих специалистов, вводятся новые дисциплины и программы подготовки студентов. Все это оказывает влияние на систему практической подготовки студентов, а внедрение современных образовательных и информационных технологий позволяет готовить конкурентоспособных и востребованных специалистов на рынке труда. Таким образом, средние профессиональные учебные заведения должны учитывать изменения особенностей бытия, труда и роли человека в условиях новой, технически и информационно насыщенной реальности, прививать будущему специалисту общие и профессиональные компетенции.

Помимо знаний по дисциплине необходимо формировать такие компетенции, как:

  1. Общекультурную компетентность – круг вопросов, в которых студент должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности.
  2. Социально-трудовую компетентность – означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Студент овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
  3. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер, принтер) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире.
  4. Коммуникативную компетентность включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе. Владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и т.д. Чтобы освоить эту компетенцию в учебном процессе, фиксируется необходимое и достаточное количество объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
  5. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
  6. Учебно-познавательная компетенция – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
  7. Личностного самоопределения – знания о человеке, его внутреннем мире, отношениях, о собственных психических качествах, возможностях, способностях, ценностях, целях, идеалах.

Основой и залогом формирования вышеперечисленных компетенций обучающихся является процесс активизации учебно-познавательной деятельности на занятиях истории и обществознания. В технологическом смысле познавательная активность обеспечивается за счет:

  • внедрением эффективных педагогических технологий;
  • постоянным использованием межпредметных связей, повышающих научный уровень образования;
  • использованием информационно-коммуникационных технологий;
  • организацией процесса личностного осмыслением исторического опыта.

Одно из условий– внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.

Обучающимся СПО необходимо не только дать информацию, но и научить самим добывать ее. Достичь этого можно с помощью современных технологий. Применение данных технологий позволяют расширить учебный процесс, развить личностные качества студентов и перейти на более эффективное обучение. По своей сути, педагогические технологии – это совокупность способов, методов, приемов, операций под взаимодействием создающих условия развития участников педагогического процесса и предполагающих определенный результат развития. Современные технологии направлены на способности личности к исследовательской, учебной деятельности, мотивации к учебному процессу, ее целостное развитие.

Для осуществления современных задач нужно обладать разнообразными приемами и методами. В педагогике существуют множество классификаций педагогических технологий (Г.К. Селевко, В.Т. Фоменко, Т.М. Давыденко) Можно выделить наиболее интересные приемы с точки зрения преподавания истории:

  • проблемное обучение (использование фактов, которые вызывают удивление, ситуации несоответствия научным фактам и т.п.);
  • информационно-коммуникационные технологии (использование презентации, текстов, карт, портретов, видеофрагментов);
  • технология развития «критического мышления» (три стадии: вызов, осмысление, рефлексия);
  • обучение в сотрудничестве (работа в группах);
  • проектные и исследовательские методы.

Применение данных методов в преподавании позволяют обучать студентов мыслить критически, соответствовать требованиям современного мира, высказывать и отстаивать собственную точку зрения.

Приведу одну из технологий, которую я использовала на уроке, например, обучение в сотрудничестве (Работа в группах):

Тема: «Политический портрет М.С. Горбачёва»

Перестройка – это назревшая необходимость, выросшая из глубинных процессов развития нашего общества

Цель:

  • рассмотреть некоторые направления реформ М. С. Горбачёва;
  • дать оценку политической деятельности М.С.Горбачёва;
  • развивать устную речь, содействовать формированию культуры полемики;
  • способствовать формированию гражданской позиции.

Учебная задача: В чём историческое значение реформ и преобразований М.С. Горбачёва?

Тип урока: урок – дискуссия.

Подготовка урока: Подготовительная работа- студенты делятся на три условные группы:
сторонников, противников, экспертов.

Задания рабочим группам:

Сторонники Горбачёва: используя материалы СМИ, учебного пособия, обсуждения с родителями подобрать факты, положительно характеризующие М. С. Горбачёва как политика и реформатора.

Противники Горбачёва: найти факты, отражающие негативные особенности и последствия деятельности М.С. Горбачёва.

Экспертам: прослушав разные точки зрения, сделать выводы и вынести заключение.

Мнения студентов по итогам дискуссии.

Считаю, что действительно необходимо обладать очень сильным характером, чтобы пересмотреть свои взгляды и попытаться отойти от социалистической ориентации. По его инициативе была отменена ст.6 Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС и был взят курс на многопартийностью

Я считаю, что поступкам Горбачёва способствовала обстановка в мире. Нельзя было оставаться в конфронтации во всём мире. Да и в экономическом плане выйти из кризиса можно было только за счёт интеграции с Западом. Результатом внешнеполитического курса советского руководства стала ликвидация биполярной системы международных отношений.

По моему мнению, Горбачёв ошибочно думал, что Запад нам поможет преодолеть кризис. Поможет финансами. Поэтому было принято много односторонних договоров. Вывели войска из Западной Европы, из Афганистана. Я не могу сказать, что я права, но я считаю, что именно Горбачёвские шаги во внешней политике привели к тому, что Запад перестал считаться с нашей страной. Горбачёв выдвинул идею «сближения миров». Сегодня мы видим, что США и Запад готовы на всё ради расширения сферы своего влияния (Бомбёжки в Югославии, Афганистан, Сербия и т.д.)

Горбачёв – великий политик ХХ века. Сближение двух миров – его главная заслуга. В 1991г. Горбачёву присуждена Нобелевская премия мира. Я считаю его самым сильным реформатором ХХ столетия, так как разрушить складывавшуюся десятилетиями систему –это под силу только сильной личности. С его мнением считались в мировой политике.

Преподаватель.

В ходе дискуссии мы с вами рассмотрели некоторые направления реформ М. С. Горбачёва. Историческое достижение его политики – это зачатки гласности и демократии, без которых мы просто задыхались. Это не только более или менее чёткое признание общественного тупика, куда мы зашли к концу века.

Сегодня очень многое зависит от нас самих, какими бы словами мы не клеймили наше государство. Самое позитивное, что привнёс Горбачёв – гласность, демократия, принцип приоритета общечеловеческих ценностей. Конечно, это не требовало развала экономики, новых страданий, унижений и даже крови, но и исключило реальную угрозу возврата к старым порядкам. В период перестройки наша страна стояла на развилке: налево – решительное, но умное углубление демократизации во всех сферах общественной жизни, направо – возвращение к старым авторитарно-административным порядкам.

Затем обучающимся предлагается домашнее задание - Сочинения: (по выбору студента)

  1. «Горбачёв – великий реформатор?» (Оценка деятельности М.С. Горбачёва. 2-3 страницы).
  2. «Национальная политика и её последствия»(1-2 стр.),
  3. Политика «нового мышления »: итоги, последствия, оценка. Данная работа является итогом понимания и осмысления предложенной темы и удобна тем, что обучающиеся в свободной форме излагают свои мысли и суждения.

Таким образом, работа с современными образовательными технологиями существенно повышает мотивацию учебно-позновательного процесса, значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет создать необходимые условия для реализации студентами различных видов учебной деятельности, развивает их творческую активность. Инновационные технологии стоят на особом месте в реформе образования, именно им отводится решающая роль в формировании конкурентоспособного специалиста, профессионала, способного мобильно перестраиваться в меняющихся условиях рыночных отношений.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика 1989
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Ярославль,1998.
  3. Семушина Л.Г. Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях М., 2001
  4. Щепотин А.Ф., Федоров В.Д.. Современные технологии обучения в профессиональном образовании. М., 2005.
Шиловская Наталия Зинуровна24.03.2015 17100 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar