РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование здоровьесберегающих технологий в преподавании обществоведческих дисциплин.

Использование здоровьесберегающих технологий  в преподавании обществоведческих дисциплин.

Успешная личность – это прежде всего здоровый человек.

Здоровье человека - тема достаточно актуальная во все времена, а в 21 веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками 20-30 лет назад.

По современным представлениям целостное здоровье человека имеет 3-и составляющие:

  1. Физическое здоровье ( здоровье тела, его резерв);
  2. Психоэмоциональное здоровье ( состояние внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевых качеств);
  3. Нравственное здоровье( система ценностей и мотивов поведения человека).

Для формирования, сохранения, укрепления этих составляющих целостного здоровья человека, необходимо внедрение в деятельность образовательных учреждений здоровьесберегательных технологий, под которыми следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья обучающихся, учитывающую важные характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на здоровье детей. Чем крепче здоровье ученика, тем продуктивнее обучение, тем выше активность и противостояние возможному негативному воздействию извне, тем успешнее протекает адаптация к условиям среды.
 

Главными задачами современной школы являются:

  1. Организация такого образовательного процесса , который не навредит здоровью ребенка;
  2. Воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни;
  3. Использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и развития школьника.

Знания по сохранению и развитию здоровья детей являются важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя , который должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий , чтобы иметь возможность выбирать те, которые обеспечат в данных условиях успех конкретного обучающегося.

Цель здоровьесберегающей педагогики- обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его знаниями, умениями, навыками, необходимыми для ведения здорового образа жизни . Конечно, здоровьесберегающие технологии не могут выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия , одной из важных задач , связанных с достижением главной цели.
10 великих секретов здоровьесберегающей технологии вырублены маленькими буквами на большом камне в горах Тибета , где обнаружили их путешественники , странствуя в поисках смысла жизни. Эта надпись сливалась с пейзажем , подтверждая тем самым гармонию с природой и доисторическое происхождение.

Вот эти секреты:

  1. Секрет доброты
  2. Секрет успешности
  3. Секрет эффективности усилий
  4. Секрет результативности
  5. Секрет соответствия создаваемого задуманному
  6. Секрет технологичности
  7. Секрет надежности получаемых результатов
  8. Секрет перспективности преобразований
  9. Секрет заинтересованности участников в проводимой работе
  10. Секрет истинности.

Здоровьесберегательные технологии предполагают совокупность педагогических, психологических, медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.

Программа здоровьесбережения в школе включает 7 основных модулей:

  1. Образование детей в сфере здоровья
  2. Программа и практические руководства по физической активности
  3. Школьное питание
  4. Медицинские услуги в школе
  5. Психологическое консультирование
  6. Повышение квалификации работников школ в области здравоохранения
  7. Активное участие семьи и общества.

Если целью любой педагогической технологии является достижение определенного образовательного результата в обучении, воспитании ,развитии, то здоровьесбережение выступает условием, одной из задач по достижению главной цели, а, следовательно, любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.

В компетенции каждого учителя находится распределение объема учебной нагрузки по предмету и его соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника, организационно- педагогические условия проведения урока( плотность, чередование видов деятельности, динамические паузы, учет психологического климата в классе, стиль педагогического общения, характер и формы проведения контроля знаний, индивидуальный подход к ученикам, степень ограничений в свободе естественного поведения обучающихся на уроке, соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.

Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения обучающихся, сохранения их здоровья.

Я стараюсь проводить свои уроки истории и обществознания с учетом следующих показателей:

На уроках обществознания я создаю условия , которые способствуют сохранению и укреплению здоровья детей. Используя в своей педагогической деятельности различные образовательные технологии ( технологию личностно- ориентированного обучения, технологию развивающего обучения, технологию диалогового обучения, компьютерные технологии, игровые технологии, педагогику сотрудничества), я стараюсь учитывать здоровьесберегающую составляющую каждой из них. Все они обладают значительным ресурсом для сохранения и укрепления здоровья школьников в процессе обучения, т. к. позволяют проводить уроки с учетом физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей обучающихся. Нет какой- то единой уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение выступает как одна из задач образовательного процесса и относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько при реализации конкретной педагогической технологии решается задача сохранения здоровья обучающихся.

Чтобы избежать монотонности на уроках и дать возможность обучающимся творчески проявит себя, использую игровые технологии в старших классах.
Например: ролевая игра « Бюджет семьи»( тема « Семья и быт» 10 класс), игра « Политические партии»- создать свою политическую партию и определить ее цели на ближайшие 10 лет. Обсуждение- в какую партию вступили бы вы? Почему? (11класс) игра « избирательная компания»( тема «Демократические выборы» 10 класс); ролевая игра «Политические дебаты»( 11класс, тема « Политические идеологии»)
Участники игры ( класс делится на 5 групп)-это члены парламента одной страны, избранные от своих партии и разделяющие соответствующие идейные позиции( либералы, консерваторы, националисты, социал-демократы, зеленые). Предлагаются вопросы и представители каждого идейного течения заявляют свою позицию и готовы вступить в полемику с идейным противником.

Повестка дня( обсуждаемые вопросы):

  1. О введении цензуры в СМИ с целью пресечения нападок на правительство, взявшего курс на наведение порядка в стране.
  2. Об усилении государственной поддержки малоимущих слоев населения и о введении с этой целью новых налогов на крупный и средний бизнес.
  3. Об укреплении института семьи введении запрета на разводы.
  4. О строительстве новой атомной станции на юге страны для решения проблемы энергетической зависимости от других стран и оживление экономики региона.

После обсуждения вопросов все голосуют и принимают или отклоняют внесенное предложение.

Итоги игры: выделяются наиболее активные участники, выступление которых решающим образом повлияло на исход голосования. Опыт показал, что самым трудным для школьников является отождествление себя с представителями того или иного идейного течения и умение с этих позиций вести дискуссию, а не со своих собственных. Игровые технологии позволяют сделать изучение темы урока интереснее и значимее, обучающиеся учатся формулировать свои мысли, аргументировать свою позицию, делать выбор, работать в команде, быть творчески активным.

С позиции здоровьесбережения на таких уроках происходит чередование видов учебной деятельности ( чтение, выступление, слушание, ответы на вопросы), чередование поз обучающихся, наличие эмоциональных разрядок, использование учителем методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения, спокойное завершение урока и подведение итогов. На подобных уроках максимально проявляют себя обучающиеся с высоким интеллектуальным уровнем, работоспособностью, сильным типом нервной системы.

Уместна в старших классах технология личностно- ориентированного обучения. Эффективной формой работы являются семинарские занятия в целях углубления знаний по отдельным вопросам, формирования навыков самообразования. Так как заранее оговаривается круг обсуждаемых вопросов, то ученики в домашних условиях имеют возможность достаточно подготовиться в удобных для них режиме и условиях работы, заняться поиском интересных для них фактов, выбрать удобную форму выступления.

Например: тема семинара в 10 классе « Природа человека».

Вопросы:

  1. Современные представления о природе человека.
  2. Поиски смысла жизни человека.
  3. Современные проблемы познания сущности человека.

Так как выступления подготовят как правило сильные и ответственные ученики, то я заранее прошу их по своему материалу подготовить несколько вопросов слушателям, чтобы активизировать слабых учеников на занятии.

Комбинированные уроки по обществознанию я успешно провожу с опорой на учебник Л. Н. Боголюбова « Обществознание»,в котором к каждому параграфу есть задания, вопросы, документы, термины, темы для эссе или устного обсуждения, что состветствует требованиям здоровьесбережения. На своих уроках я в старших классах я провожу динамические паузы. Так игра « Аплодисменты» дает положительный эмоциональный настрой ребятам и позволяет сохранить работоспособность до конца урока. Эту физминутку необходимо проводить через 15-20 минут с начала урока в течении 3-4-минут.

Таким образом, я стараюсь на своих уроках создавать условия , которые способствуют сохранению здоровья детей. Во избежании усталости, переутомления чередую различные виды учебной деятельности, позы обучающих, дозирую объем учебного материала и домашнего задания, даю разноуровневые задания, используя материалы ЕГЭ по обществознанию.

Многие темы обществоведческого курса пропагандируют здоровый образ жизни: « отклоняющееся поведение», «Семейное право», « свобода и ответственность» и другие. Они учат понимать и контролировать свое поведение, приобщают к культуре здоровья содержанием учебного материала. На уроки я приглашаю школьного психолога, социального педагога, медицинского работника, которые помогают формировать представление обучающихся о здоровье и здоровом образе жизни.

Ведь здоровье - это самое главное для человека.( тема «Человек»).

Успешно использую метод проектов, который позволяет найти баланс между теоретическими знаниями и практическими умениями. Каковы же здоровьесберегающие возможности этого метода?

  1. Способствует активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся;
  2. Положительное эмоциональное восприятие учебного процесса, развитие интереса к новым победам;
  3. Поиск интересных фактов и явлений, которые могут быть осмыслены и систематизированы обучающимися по-новому;
  4. Низкий коэффициент утомления- работа над проектом требует применения и чередования многообразных видов и форм учебно-познавательной деятельности;
  5. Комфортные условия для участников проекта и режим работы, т. к. они устанавливаются индивидуально;
  6. Партнерские отношения.

В настоящее время к здоровьесберегающим технологиям относятся те , которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности школьников, обучении на оптимальном уровне сложности, вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, сочетании различных форм предоставления информации, создании эмоционально-благоприятной атмосферы на уроке, положительной мотивации к учебе, на культивировании у обучающихся знаний по вопросам здоровья.

Игра « Аплодисменты»
Инструкция: ведущий называет определенную группу людей. Те, кто относят себя к названной группе , встают. Остальные участники им аплодируют.
- Встаньте те, кто считает себя представителем женской половины общества.
Аплодисменты.
- Встаньте те, кто отдает предпочтение короткой стрижке.
Аплодисменты.
- Встаньте те, кто любит просыпаться рано.
Аплодисменты.
- Встаньте те, КТО ВЧЕРА ЛЕГ СПАТЬ ЗАПОЛНОЧЬ.
Аплодисменты.
- Встаньте те, кого родители привезли в школу на машине.
Аплодисменты.
- Встаньте те, кто приехал в школу на автобусе.
Аплодисменты.
- Встаньте те, кто пришел в школу пешком.
Аплодисменты.
- Встаньте те, кто хотел бы быть побогаче.
Аплодисменты.
- Встаньте те, кто уважает чужие интересы.
Аплодисменты.
- Встаньте те, кто уважает только свои интересы.
Аплодисменты. и т. д.

Обсуждение игры:

  1. Какие чувства у вас вызывали аплодисменты?
  2. Чувствовали ли вы себя неловко, когда оставались сидеть?
  3. Были ли нарушены ваши права?
Ильютченко Ольга Евгеньевна10.05.2015 9200 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar