РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Интеграция основного и дополнительного образования.

Интеграция основного и дополнительного образования.

Автор: Попова Марина Владиславовна

В современном, активно развивающемся мире открываются большие возможности для проведения воспитательных мероприятий посредством образовательной городской среды.

Санкт-Петербург один из крупнейших городов России, где образовательная среда предоставляет богатую почву для экспериментов и расширения социокультурных связей. В данной статье описывается опыт совместной работы педагогов ГБОУ СОШ №210 Центрального района Санкт-Петербурга и Российского Центра музейной педагогики и детского творчества.

В рамках сотрудничества на базе нашего учебного заведения был реализован проект «Русский музей» разработанный совместно с педагогами школы №210 и методистами центра музейной педагогики. В проект были вовлечены все возрастные категории учащихся, для которых были разработаны различные задания.

Сегодня мы хотели бы поделиться опытом совместной работы педагога – организатора и учителя ИЗО, проведенной с учениками начальной школы. В рамках общешкольного проекта «Русский музей» нами были разработаны серии уроков для учеников 1-4 классов по теме «Русская живопись глазами детей».

На уроках изобразительного искусства мы знакомили ребят с творчеством знаменитых русских художников Федотовым и Перовым.

В начале занятия в игровой форме была представлена профессия художника. Ребята пытались угадать, кому принадлежат предметы: палитра, кисти, краски, холст, мастихин.

Далее происходило знакомство детей с жизнью и творчеством художников. Мы старались отбирать интересные биографические сведения о художниках, близкие и понятные детям. Например рассказали что Василий Андреевич Перов стал проявлять интерес к рисованию после того как в его доме появился художник. Отец пригласил в дом знакомого мастера, чтобы подновить холст, а маленький Василий так увлекся процессом приготовления и смешивания краски, что начал рисовать сам. Конечно, не все у него выходило гладко, ведь сразу с натуры рисовать тяжело. Мама Василия Перова предложила ему попробовать копировать картины других художников, благо в доме Перовых их было достаточно. И рисунки стали удаваться лучше и лучше.

Процесс создания картины очень сложен. Художник сначала продумывает сюжет, композицию, делает огромное количество наброском, эскизов, занимается мучительным подбором натуры и только потом приступает к выполнению задуманного.

Мы решили предложить ребятам, поучиться у знаменитых русских мастеров живописи. Ведь, по возможности, повторив работу художника можно многому у него научиться, соприкоснуться с великим творением прошлого. Обратились мы к творчеству этих мастеров, поскольку работали они в бытовом жанре, близком и понятном детям.

Для каждого класса были отобраны картины для восприятия:

  • 1 класс: В.Перов «Тройка», «Гитарист-бобыль»
  • 2 класс: В.Перов «Птицелов», «Рыболов», «Охотники на привале»
  • 3 класс: П.Федотов «Зимний день», «Портрет детей Жербиных», «Портрет Н.П.Жданович»
  • 4 класс: П.Федотов «Сватовство майора», «Разборчивая невеста», «Завтрак аристократа»

Для лучшего восприятия картин были сделаны презентации с репродукциями. Это позволило детям ближе познакомиться с картиной, рассмотреть мелкие детали.

Знакомство с картинами проходило в начале февраля месяца. В это время светает поздно. И для лучшего восприятия репродукций на интерактивной доске, мы гасили свет. Это способствовало восприятию ребят. Создавалась такая особенная таинственная атмосфера, пробуждающая творческий потенциал детей, повышающая их восприимчивость.

В процессе восприятия художественного материала была возможность провести небольшой экскурс в историю. Вглядываясь в детали картины, в одежду персонажей, в эмоции на лицах, ребята все глубже погружались в картины. Они узнали: Кто такой аристократ? Что значит быть бобылем? Зачем раньше ловили птиц и продавали их? И почему ребятам приходиться тащить такую тяжелую бочку?

Ребенок имел право выбора картины для работы. Рисовал то, что ему понравилось. Некоторые пошли по пути наименьшего сопротивления и выбрали ту картину, которую легче рисовать. Конечно, мы не ставили перед собой задачи точного копирования живописных полотен. Нам было интересно посмотреть именно впечатление ребенка от знаменитых полотен, его взгляд на картину, чувства и эмоции ей вызванные. Многие ребята перестраивали композицию картины, а то и вовсе меняли ее: на работах детей выполненные по впечатлению от « Птицелова» композиция сильно изменена.

Очень часто можно видеть, что в картины ребята добавляют детали, меняют цвет. При изучении творчества знаменитых художников ученики знакомились с тремя основными жанрами живописи: пейзажем, портретом и сюжетами из жизни – «бытовой живописью».

Наибольшей популярностью у ребят пользовались пейзажные и портретные работы художников. Они с удовольствием рисовали Наденьку Жданович, гитариста-бобыля, рыболова, зимний день. Не меньший интерес вызвала и сюжетно-бытовая живопись: «Сватовство-майора» и «Завтрак-аристократа»
«Охотники на привале», «Разборчивая невеста» редко брались школьниками для копирования. Думаю это связано с тем, что ребятам еще тяжело удаются фигуры людей и изображение эмоций на лицах.

Что привлекает детей в пейзаже П.А. Федотова «Зимний день»? Все юные авторы довольно правдиво передают время года. Глядя на всевозможные фантастические цвета (не привычные для детского понимания чисто голубые и серые) мы верим в то, что перед нами изображена зима. Дети увидели в работе художника характерное для зимнего пейзажа тоновое соотношение неба и снега, где небо темнее снега и вероятно неосознанно внесли это в свои рисунки. Заметно стремление смешивать краски.

Дети интуитивно почувствовали колорит в пейзаже, возможно, этому способствовало состояние легкого полумрака короткого зимнего дня, замеченного ими как в работе художника, так и в реальном пейзаже за окном. Никто не рисует снег чисто белым цветом, напротив его цвета сильно разнятся. Цвет неба так же сложно составленный, смешанный на палитре. С любовью изображаются деревья, трогательно наклоненные влево с трепетными веточками.

Все дети четко проводят линию горизонта, что можно отметить как положительное влияние художественного произведения на восприятие ребенка. Пейзаж в детском пони-мании неделим, (не считая разницы в количестве крыш). Основная композиция передается уверенно и точно.

Другое отношение к изображаемому пространству открывается перед нами в портретах Наденьки Жданович. Композиция изменяется детьми вольно. Молодая девушка появляется перед зрителями в полный рост, с размахом расширяется пространство, неожиданно появляется в полную величину музыкальный инструмент.

Дети фантазируют, передавая цвет стен и напротив, стараются точно скопировать цвет платья. Есть общая попытка передать позу сидящей девушки пластичность ее движения, что еще раз подтверждает силу влияния произведения искусства на детей.

Переходя к бытовому жанру, следует обратить внимание на наделавшее в свое время много шума произведение П. Г. Федотова «Сватовство майора» и, если так можно, сказать попытки детей понять это произведение.

«Сватовство майора или поправка обстоятельств»: памятный нам всем майор, крутящий ус в передней, присутствует далеко не в каждой из детских работ. Отец – лавочник в новом сюртуке, впервые одетом по приказу жены так же позабыт. В каждой из детских работ центральное место занимает практичная мать (слегка утратившая свою решительность) и жеманная невеста – дочь. Интерьер купеческого дома детьми слегка украшается. Все это выглядит милым и забавным.

Вряд ли нам это покажется таковым, если подумать о том, что перед нами два враждебных лагеря, ведущие войну один против другого. Враги, ищущие возможность, как бы получше надуть друг друга.

Если говорить об отношении купечества и дворянства того времени, то вот что пишет об этом П. А. Бурышкин в книге «Москва купеческая»:
«…Отношение купечества к дворянству было полно недоверия, зависти и недоброжелательства. Встретить дворянина или дворянку в купеческой среде было такою же редкостью, как купца или купчиху в дворянской. Если это происходило, то возбуждало всеобщее любопытство и обычно объяснялось корыстными расчетами. Если дворянин собирался жениться на купеческой дочери, судьба последней заранее оплакивалась… ». Дети безошибочно определяют, что жених не понравился невесте, и она стремительно убегает.

Хотелось бы отметить, что мы не ограничивали ребят в выборе материала для работы. В работе школьники пользовались гуашью, восковыми мелками, сепией, чернилами, черной гелевой ручкой. Некоторые ребята успели выполнить работы по нескольким картинам художников.

В процессе восприятия художественного материала были затронуты и нравственные темы: милосердия, сострадания, любви к ближнему. В этом отношении хотелось бы особенно отметить картину Перова «Тройка». Эмоциональный фон этой картины очень тяжелый, но первоклассники очень тонко отозвались на произведение и активно воспринимали его. Обсуждали ребята не только общий замысел картины, но и детали, особенности работы над произведением. Очень тонко почувствовали отношение автора к случайным свидетелям происходящего -- прохожим в картине: с любовью и вниманием изображая помогающего и отзывчивого человека, прорисовывали его лицо и абсолютно игнорировали равнодушного прохожего, вычеркивая его из картины, тем самым осуждая его поступок.

Очень многие ученики изображали свое эмоциональное состояние вызванное знакомством с картиной с помощью использования ярких, тревожных цветов и изображения слез на лицах несчастных детей.

Глубже понять, осознать происходящее на картине, нам помог метод театральной инсценировки. Между учениками распределялись роли изображенных на полотнах персонажей и, далее, предлагалось представить себя на их месте. О чем изображенный в картине персонаж мог думать? Что чувствовать? Что говорить?

Такие постановки были очень интересны ребятам, позволяли им активно включаться в работу. Одна из «живых картин» была представлена нами на Всероссийской научно-практической конференции.

В целом хотелось бы отметить, что такая работа была очень результативна, позволила заинтересовать ребят, привлечь их внимание к живописи. Многие захотели самостоятельно дальше знакомиться с творчеством художников. Общие принципы организации работы по данному направлению достаточно просты и требуют от педагогов только грамотной подготовки материала. Используя данную статью можно разработать материал и для изучения творчества других живописцев.

Попова Марина Владиславовна,08.06.2015 4960 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar