РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста

Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста

Авторы: Касторных Л.М., Чобану Л.

«…понятие компетенций и навыков включает знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте)…»

Именно с формированием компетентности будущего специалиста связывают сегодня качество профессионального образования, обеспечивающее конкурентоспособность выпускника на рынке труда.

Целью образования является не только передача студенту совокупности знаний, умений и навыков в определенной сфере, но и развитие кругозора, междисциплинарного чутья, способности к индивидуальным креативным решениям, к самообучению, а также формирование гуманистических ценностей. Все это и составляет специфику компетентностного подхода. Его реализация предполагает перенос акцентов на воспитательную, развивающую функции образования, на становление в процессе обучения личности будущего специалиста, его гармоничное духовное и нравственное развитие, высокую психологическую устойчивость и готовность к полезному труду.

Уровни профессиональных компетенций складываются из уровня сформированности общепрофессиональных и специальных компетенций, уровня воспитанности, уровня удовлетворенности студентов своим обучением в колледже, востребованности выпускников колледжа на рынке труда.
Освоение компетенций происходит как при изучении отдельных учебных дисциплин, циклов, модулей, так и тех дидактических единиц, которые интегрируются в общепрофессиональные и специальные дисциплины.

В своей педагогической деятельности оценку освоения компетенций осуществляем во время проведения экзамена. Цель проведения экзамена – установление уровня освоения профессиональных компетенций у студентов по МДК 04.01. Диагностика станционного оборудования систем телекоммуникаций и технических средств информатизации узла диспетчерского управления.

Комплект заданий для квалификационного экзамена по МДК 04.01 состоит из комплекта заданий для теоретической части. Теоретическая часть квалификационного экзамена проводится в форме тестового опроса. Задания для тестового опроса предполагают проверку усвоения теоретических понятий, уровень понимания основ профессиональной деятельности с учетом требований ФГОС по специальности.

Комплект заданий для теоретической части квалификационного экзамена предусматривает:

  • формулировку вопросов тестовых заданий;
  • указание вида вопроса;
  • варианты ответов;
  • указание количества баллов за каждый вопрос.

Вопросы тестовых заданий сформулированы в соответствии с видами:

  • множественный выбор – предлагается выбрать несколько правильных ответов из приведенного списка;
  • одиночный выбор - предлагается выбрать один правильный ответ из приведенного списка;
  • установление соответствия - предлагается установить соответствие элементов двух списков;
  • установление последовательности - необходимо расположить элементы списка в определенной последовательности.

Содержание тестовых заданий включает вопросы разного уровня сложности. Максимальное количество баллов, которое может набрать участник оценки при сдаче теоретической части квалификационного экзамена – 15 баллов. Вопросы категории А(низкий уровень) оцениваются по 1 баллу за правильный ответ, вопросы категории В(средний уровень) – по 2 балла за правильный ответ, вопросы категории С (высокий уровень)– по 3 балла за правильный ответ. Для успешной сдачи теоретической части квалификационного экзамена студенту необходимо набрать 8 и более баллов.

Уровни сформированности профессиональных компетенций обуславливаются критериями деятельности. Выделяем критерии трех уровней оценивания — базовый, средний и повышенный, которые могут служить показателем развития как отдельных компонентов компетенции, формирующихся в ходе изучения МДК 04.01, так и компетенции в целом.

Базовый уровень характеризуется низким характером познавательной деятельности; отсутствием профессиональной мотивации и ценностной профессионально-психологической установки к ней; посредственными знаниями с большим количеством ошибок (8-10 баллов).

Средний уровень характеризуется достаточными теоретическими и практическими знаниями, не четко выраженной мотивацией к профессиональной деятельности; хорошими знаниями с небольшим количеством ошибок (11-13 баллов).

Повышенный уровень — высокий уровень теоретических и практических знаний, получение которых детерминировано осмысленным проектированием будущей профессиональной деятельности. Познавательная деятельность носит творческий самостоятельный характер, студент осознает цели и результаты своей деятельности. Высоко развиты умения по организации деятельности, грамотной и рациональной работе с информацией, с различными техническими средствами (14-15 баллов).

Результаты выполнения всех видов тестовых заданий согласуются с уровнями оценивания сформированности профессиональных компетенций следующим образом: оценка «удовлетворительно» — базовый уровень; оценка «хорошо» — средний уровень; оценка «отлично» — повышенный уровень.

Переход на компетентностно-ориентированное образование является закономерным этапом модернизации системы российского профессионального образования, позволяющим разрешить противоречия между требованиями к его качеству, предъявляемые государством, обществом, работодателем, а также формирующимися рынками труда, и его актуальными образовательными результатами.

Касторных Л.М., Чобану Л.А.22.07.2015 7680 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar