РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Путешествие в страну Муми-троллей как тема для театральной импровизации

Путешествие в страну Муми-троллей как тема для театральной импровизации

Автор: Александрова Вера Владимировна

Вспоминая себя в детстве, многие из нас подтвердят, что при просмотре интересного фильма, спектакля, при прочтении книги с захватывающим сюжетом, не раз ассоциировали себя с героями этих историй, пережитые эмоции переносили в свою жизнь, вдохновлялись увиденным настолько, что начинали чувствовать себя такими же сильными, умными, ловкими и красивыми людьми. Не случайно признано, что именно детство – лучшее время для развития фантазии и воображения человека, поскольку психика его гибче, жизненный опыт пребывания в условиях реальности невелик, а психофизический потенциал, наоборот, высок.

Известно, что ребёнка и подростка привлекает всё яркое, громкое, необычное, динамичное. Дети легко преодолевают установленные в мире взрослых границы в контактах, они доверчивы и бесстрашны. Именно период максимальной открытости ребёнка продуктивен для формирования лучших качеств его личности в дальнейшем. Дети любят играть. На тематику их игр также оказывают огромное влияние продукты нашей культуры- кино, телевидения, литературы и театра.

Тема войны, любви, благородства, силы, – как наиболее сильные эмоциональные компоненты внедряются в детские коллективные игры. И, конечно, огромный интерес дети испытывают к сверхъестественному и необъяснимому – инопланетянам, волшебникам, всевозможным фантастическим существам. Игра в театре органична для ребёнка, поскольку игра для него является основной формой познания мира, и адаптация к сцене, публичному выступлению проходит достаточно легко, поэтому дети так стремятся заниматься в театральных студиях. Для них это, в первую очередь, реализация потребности в самовыражении. Однако, даже при наличии ярких способностей дети не являются профессиональными актёрами. Именно детская непосредственность является огромным плюсом для сцены, однако есть и свои минусы.

Наиболее частой проблемой для ребёнка становится работа со сценарием. Понимание «зерна образа», чёткое владение психологическим жестом, работа с атмосферой, «гипноз паузой» - те приёмы, которым учат актёров не один год, невозможно охватить сразу. Нужен ещё и опыт, и уверенность в себе, и интеллектуальный потенциал. У ребёнка всего этого пока нет. Поэтому попытка «заучивания» текста роли без осознания смысла, беспрекословное исполнение режиссёрского замысла могут привести к эффекту театра «Карабаса-Барабаса», заставлявшего своих плачущих актёров развлекать публику. На помощь детскому театральному творчеству в данном случае приходит импровизация. Дать ребёнку почувствовать себя соавтором сценария, своим партнёром, которому ты доверяешь место на сцене – первостепенная задача педагога. Рассмотрим одно из её практических решений. Итак, поставив задачу, познакомить детей с творчеством финской художницы и писательницы Туве Янссон, мы создаём проект интерактивного представления «Путешествие в страну Муми-троллей».

Удивительный мир обитателей долины Муми-Долл привлекает нас своей добротой и необычностью. Недаром по сюжетам книг Янссон ставят пьесы, оперы, экранизации, рисуют мультфильмы. Каждый может увидеть муми-троллей по-своему, и даже не такими, какими их увидел сам автор, поскольку сама идея мира Муми-троллей не замкнута! Туве Янссон, в первую очередь, художник, и согласно её концепции – это открытый мир для каждого человека, в который она сама пришла в своих детских фантазиях, когда в 1930 году, Янссон, поспорив со своим братом Ларсом нарисовала на стенке маленького бегемотика, не подозревая, что это существо явилось ей, благодаря воображению, для того, чтобы позвать в гости в свою страну не только 16-летнюю Туве, но и весь мир. Темы Любви, Доброты, Дома, в котором тебя всегда ждут, Свободы и Одиночества – это вечные темы, актуальные для людей любого возраста.

Наша первая задача – знакомство с произведениями Янссон о муми-троллях( «Шляпа волшебника» «Муми-тролль и комета», «Волшебная зима» и др.), просмотр известных мультфильмов по мотивам этих произведений(1) , далее – совместное выделение сюжетных линий, и, наконец, создание своих историй про муми-троллей и даже введение новых персонажей - Крыса, Учитель Муми-троллей, Муми – ангелы и Дикий муми-тролль. Таким образом, Т. Янссон вдохновила участников нашей театральной студии на собственное творчество, и они щедро поделились им со зрительным залом. Суть нашего интерактивного представления – вовлечение в процесс детской зрительской аудитории в пространстве школы.

С утра мы проводим костюмированную «линейку Муми-троллей» и входящие в школу дети приветствуются дружным лозунгом «Жизнь прекрасна!», их угощают булочкой и молоком. В то же время наши участники проекта представляют Т. Янссон и обитателей Долины Муми-долл – при помощи плакатов, рассказов и раздачи входящим листовок с напечатанными «Добрыми советами», собранных из книг Янссон. Затем, к нам в студию приходят по очереди гости – дети из разных классов школы и мы играем для них сцены про Муми-троллей, созданные самими детьми на основе своих впечатлений от книг автора и мультфильмов, снятых по их мотивам ( «Вифсла и Тофсла», История про Морру, Хёмуль. Находка»), либо адаптированных под предлагаемые обстоятельства, понятные детям, например, одно из них - школьная жизнь (например, « Как Муми-тролль получил двойку», «Несделанные уроки», «Несданный экзамен») или сцены, рождённые в процессе «дорисовывания» картины ( «Знакомство с крысой», «Дикий муми-тролль»). Между сценами мы проводим призовые викторины со зрителями по стране Муми-троллей.

Муми-мама угощает всех конфетами и булочками, семейство Муми-троллей даёт всем добрые советы, которые помогут сделать жизнь ярче и научат преодолевать препятствия. Таким образом, нам удалось создать удивительную дружескую атмосферу в студии, где между сценой и зрителями нет никаких преград, есть сотворчество, живой интерес и активность детской аудитории. Наши актёры очень легко справляются с поставленными задачами, хотя весь проект длится около 5 часов именно, благодаря тому, что в основу сцен был положен метод импровизации.

В процессе создания наших постановок, на репетициях мы руководствовались не привязками к сценарию, а выходили далеко за его рамки. Дети становились соавторами своего спектакля, фантазируя на заданную тему и, создавая, в результате нечто новое. Импровизационный метод дал им большую свободу на сцене, позволил избежать «заучивания» роли и лучше войти в образ, некоторые сцены решены даже в жанре пантомимы. Как показала практика, представление оказалось близким зрительской аудитории и благодаря использованию актёрами знакомой всем тематики школьной и семейной жизни. А главное, что и дети - актёры и дети-зрители, почувствовав свои возможности и доверие педагога, прониклись ещё большей любовью к театральному искусству, усвоили принципы командной работы и развили свои коммуникативные навыки.

______________________________________________

1.- Кстати, к вопросу об авторском видении и об импровизации . «Муми-тролль и комета. Путь домой.» - кукольная мультипликация 1978г. (сценарист- А.Алтаев, режиссёр – А. Зябликова, Н.Шорина , студия Свердловсктелефильм), снятая по мотивам повести Т. Янссон «Шляпа волшебника» - фактически, единственная экранизация, где внешний вид персонажей не имеет почти ничего общего с классическими иллюстрациями оригинала.

Александрова Вера Владимировна08.08.2015 6550 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar