РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Критерии оценки расчетных задач по физике

Критерии оценки расчетных задач по физике

Развитие общества неизбежно приводит к возрастанию объема знаний, которые должны быть приобретены на первом этапе изучения физики в 7 классе. Актуальной становиться проблема совершенствования содержания, методов и организационных форм обучения. Учитель должен не только сообщить систему научных знаний, вооружить рядом умений и навыков познавательного и практического характера, но и научить, как оценить свой запас знаний, полученный учеником на первых уроках изучения физики. Это необходимо для того, чтобы учащийся после окончания контрольной или самостоятельной работы мог оценить уровень своих знаний, а преподаватель составить анализ контрольной работы.

На первых уроках изучения физики, перед учащимся 7 класса стоит вопрос - как оценить правильность решенной им задачи. Для оценки я предлагаю 5 балльную шкалу. Эта система удобна как для учащегося, так и для учителя. Учителю необходимо привить ученику навык правильного оформления физической задачи. Если учащийся правильно записал, что дано в задаче, обозначил физические величины буквами, определил, что неизвестно в задаче - получает 1 балл.

Правильно записанные и переведенные единицы измерений в СИ- 1 балл. При анализе решения задачи уже видно, какие единицы ученик не знает, или не умеет переводить в СИ, здесь же, он отмечает, в каких единицах измерения должен получиться ответ. Если в условии задачи все единицы даны в СИ то, 1 балл можно дать за правильно выполненный рисунок или схему (например, указать силы, действующие на тело).

В решении - правильно записанная формула- 1 балл, если задача состоит из нескольких формул, то 1 балл лучше присвоить за вывод конечной формулы. За правильный математический расчет- 1 балл. Ведь очень важно ориентироваться на конечный ответ и в старших классах, когда учащийся выполняет задания в ЕГЭ. За правильно написанный ответ – 1 балл. Очень часто бывает, задача с математическим расчетом, а ответ надо дать словесный - например, утонет тело или будет плавать.

Пример:

Определите массу 0,5 литра подсолнечного масла

Дано:              СИ                             Решение:

V= 0.5 л          0,0005м3                    m= ρV 1балл
ρ =930кг/м3     930 кг/м3                    m= 930 кг/м3* 0,0005 м3=0,465 кг 1балл
m- ? … кг

Ответ: m=0,465 кг 

Такая система оценки не сложна для ученика и является довольно удобной. При выполнении любой работы учащийся заранее знает, сколько заданий ему необходимо выполнить, чтоб быть успешным. Такие умения характеризуются сознательностью, интеллектуальностью, целенаправленностью, плановостью и слиянием умственных и практических действий. Приучает ученика работать самостоятельно, а учитель поможет скорректировать полученные ошибки.

Одновременно перед выполнением контрольной работы учитель готовит анализ выполнения работы

№ задания Выполнили ( чел.) Допустили ошибки % выполнения
       

Обозначения физических величин
Единицы СИ
Вывод формулы
Математический расчет
Ответ, или рисунок

Если в контрольной работе на оценку «3»ученик должен решить 3 простых задачи в одно действие, он набирает 15 баллов, на « 4» (решает еще одну задачу более сложного уровня) - 20 баллов, на « 5»- 25 баллов. При проверке контрольной работы учитель сразу составит рейтинг по классу, определит, кто из учащихся набрал больше всего баллов. Проведет анализ работы над ошибками, так как видно, где учащиеся могут допустить ошибки: в написании дано, в СИ, в формулах, в математическом расчете, или неправильно написанном ответе.

При проведении экспериментальных задач также можно составить определенные критерии. Формирование умений самостоятельно вести наблюдения и ставить опыты протекает крайне медленно, так что к моменту окончания средней школы многие учащиеся не могут выделить черты, характерные для эксперимента как метода научного познания, не могут самостоятельно проделать несложные опыты. Происходит это потому, что учащиеся на протяжении всего обучения в школе выполняют эксперимент по готовым инструкциям.

№ п/п  Выполнили (чел) Допустили ошибки % выполнения
       

Правильно выбраны измерительные приборы для измерения массы (1 балл)
Использована формула m= ρV (1 балл)
Математическая обработка результатов опыта (1 балл)
Ход проведения эксперимента (1 балл)
Ответ (1 балл)

Важно выработать у учащихся единый подход и преемственность в формировании общих учебных умений при решении различных типов физических задач. Процесс обучения не может быть успешным без вооружения учащимися системой умений и навыков учебного труда - от умений читать и писать до самостоятельного планирования работы; осуществлять самоконтроль за ее выполнением и вносить последующие коррективы. У учащихся появляется уверенность в своих силах и способностях и как следствие повышения успеваемости.

Татаркина Татьяна Васильевна29.08.2015 11681 Из опыта работы
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Здорово!
avatar