РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Начальное обучение игре на тромбоне в музыкальном объединении дополнительного образования детей

Начальное обучение игре на тромбоне в музыкальном объединении дополнительного образования детей

Автор: Кулик Александр Олегович

Наиболее важным временем, когда от педагога требуется пристальное внимание к ученику, является начальный период обучения. Необходимо дать учащемуся минимум элементарных практических рекомендаций, касающихся основных моментов обучения, таких как: звукоизвлечение, навык правильного держания инструмента, основы музыкальной грамоты. Необходимо, что бы эти знания как можно быстрее закрепились в памяти ученика. Это касается, прежде всего тех, кто не имеет начальной музыкальной подготовки.

При первой встрече с начинающим мы обычно в общих чертах знакомим его со строением инструмента. Объясняем, как называются части инструмента, показываем, как собирать и разбирать инструмент. Часто ученик, впервые взявший в руки тромбон, пытается быстрее опробовать инструмент, воспроизвести на нём какие-либо звуки. У каждого обучающегося особенно памятным остаётся первое впечатление от звучания тромбона и поэтому с самого начала необходимо ознакомить учащегося с исполнительскими возможностями инструмента, сыграв для него какое-либо известное музыкальное произведение. Это может сделать хорошо играющий ученик или сам педагог. Помните, что первое впечатление может либо увлечь начинающего, или наоборот, принести разочарование.

Иногда обучение на тромбоне следует начать с освоения родственного инструмента – тенора. Это обусловлено в первую очередь физическими данными начинающего: длиной рук, общим физическим развитием. Кроме того, есть ещё несколько важных фактора в пользу начального обучения на теноре. Во первых на теноре занимаются сидя. На тромбоне, как правило, занимаются стоя, и при этом инструмент держится только левой рукой, а это немалая нагрузка для ребёнка 10-11 лет. Во вторых, при занятиях сидя, на теноре, мундштук более устойчиво стоит на губах, что очень важно на начальном этапе обучения.

Период освоения нотной грамоты у всех разный. Хорошо, если учащийся имеет начальную подготовку занимался ранее на блок-флейте или фортепьяно и знает нотную грамоту.
Осваивая тенор или тромбон, обучающийся обязательно должен заниматься сольфеджио. Интонирование звуков по высоте, пропевание знакомых мелодий развивает слух, а так же «предслышание» звука, что способствует подготовке рабочего состояния губ для извлечение звука нужной высоты.

В настоящее время в вопросе , каким образом следует начинать обучение на тромбоне (теноре), существуют две точки зрения. Одни считают, что инструмент необходимо давать ученику сразу же, другие в своей работе начинают обучение с одного мундштука. И действительно, научить начинающего тромбониста правильно формировать свои губы, верно поставить мундштук – задача наиболее сложная и ответственная, от верного решения которой будет зависеть последующая работа.

Мы в своей работе с детьми используем второй способ обучения, как более прогрессивный. Начальные занятия, в течение нескольких месяцев, начинаем с упражнений на одном мундштуке. В этот период педагог приучает своего ученика формировать губы для извлечения звука, устанавливает мундштук и показывает, как следует извлечь первый звук. При этом способе обучающийся наглядно видит и ощущает процесс звукообразования на мундштучных инструментах (вибрация губ или баззинг). Такой способ способствует свободной вибрации губ, что в дальнейшем будет давать открытый чистый тембр на инструменте. И, наконец, сольфеджирование губами способствует развитию внутреннего слуха (предслышания), что способствует чистой интонации при игре на инструменте. Такой способ занятий очень подробно рассматривается в работе известного педагога А. Селянина «Роль «баззинга» в ежедневных занятиях трубача».

Педагогу необходимо так же показать, как правильно держать инструмент, объяснить общие принципы постановки при игре на тромбоне (теноре). Под постановкой принято считать положение корпуса, головы, рук и ног. Правильная постановка оказывает прямое влияние на работу амбушюра, органов дыхания и на согласованную деятельность всех компонентов исполнительского процесса.

В отличие от других медных духовых инструментов, у которых вес инструмента почти равномерно распределяется на обе руки играющего, вся тяжесть тромбона ложиться в основном на левую руку музыканта, а поэтому может показаться очень трудным – и новичку в особенности – держать инструмент таким образом. К тому же происходит постоянное изменение центра тяжести, возникающее в результате движения кулисы. Необходимо очень внимательно следить за тем, что бы ученик не пытался переложить часть веса инструмента на правую руку, а так же за тем, что бы левая рука не была постоянно в зажатом положении.

Кулиса тромбона – это своеобразный «смычок», при помощи которого происходит переход от одного звука к другому. Поэтому мы следим за тем, чтобы правая рука была максимально свободна и расслаблена, могла совершать быстрые движения. Движения правой руки должны быть точными и уверенными, но ни в коем случае не скованными.
Правильная постановка вырабатывается не сразу, если даже о ней подробно рассказывает и показывает педагог. Поэтому, необходимо постоянно следить за ней на протяжении всего периода обучения.

С извлечения кокой же ноты следует начинать обучение на тромбоне? С той, которая получается «сама по себе», или всё-таки, с освоения какой-то конкретной ноты? Думается, что в данном вопросе не может быть единой точки зрения. Ни у кого не вызывает сомнения, что первые звуки тромбониста должны быть извлечены на 1-ой позиции. Это может быть звук фа или си-бемоль малой октавы, а так же звук си-бемоль большой октавы.

Мы в своей работе с учениками используем следующий способ изучения позиций инструмента: сначала мы изучаем натуральные звуки I позиции, а затем последовательно изучаются II, III, VI позиции. Далее можно усвоить и все последующие, для большего разнообразия. После изучения первых четырёх позиций, постепенно переходим к изучению гаммы си-бемоль мажор. При таком способе изучения позиций хорош тем, что осваивая близлежащие позиции (I, II, III), ученик может внимательно следить за правильностью постановки. Постепенно, по мере усвоения этих позиций, можно переходить и к дальним позициям (IV,VI).

Важно на начальном этапе делать перерывы, примерно, через каждые 15-20 минут, для того, что бы ученик мог дать отдых левой руке, походить, расслабиться.

Рекомендуемая литература:

  • Селянин А. «Роль баззинга в ежедневных занятиях трубача», Москва, 1983 г.
  • Венгловский В. «Основы рациональной постановки при игре на тромбоне» Москва, 1983 г.
  • Сумеркин В. «Тромбон» Москва, 1985 г.
Кулик Александр Олегович24.09.2015 8210 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar