РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Исследовательская деятельность младших школьников в области защиты окружающей среды и благополучия человека

Исследовательская деятельность младших школьников в области защиты окружающей среды и благополучия человека

Автор: Тарасова Светлана Ивановна

С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось всё более и более мощным. Сложившееся на Земле положение учёные определяют как экологический кризис. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Для успешного решения этой задачи недостаточно усилий государств и их руководителей. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того чтобы его поведение было экологически осмысленным. В связи с этим экологическое образование становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики.

Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Младший школьный возраст – это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к себе, к людям, к состоянию природной и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образования на этом возрастном этапе.

Целью экологического воспитания ребят моего класса считаю воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

При достижении данной цели мы руководствуемся принципами «Хартии Земли»:

  • Охранять и восстанавливать целостность экологических систем Земли, уделяя особое внимание биологическому разнообразию и природным процессам, обеспечивающим устойчивость жизни.
  • Практиковать предотвращение вреда для окружающей среды в качестве лучшего метода экологической защиты и выбирать путь осмотрительности в случае ограниченности знания или недостаточной информации.
  • Применять такие модели производства, потребления и воспроизводства, которые гарантируют сохранность регенеративных возможностей Земли, соблюдение прав человека и благополучие общества.
  • Развивать изучение экологической устойчивости и способствовать открытому обмену и широкому применению приобретённых знаний.

Одним из методов реализации данных принципов является исследовательская деятельность в области защиты окружающей среды и благополучия человека. Маленьких почемучек волнуют многие вопросы. Ребята моего класса изучают интересующие их проблемы, а затем проводят презентацию своих исследовательских работ и проектов.
Например, одну из учениц заинтересовало, как обезопасить младшего школьника от болезнетворных микробов, инфекции при наполняемости класса 25-26 человек, если учесть, что он проводит большую часть своего школьного времени в стенах одного и того же кабинета.

Проведя исследование, девочка пришла к выводу, что в решении этого вопроса помогут комнатные растения. Но не все, а только те, что выделяют фитонциды, т.е. биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие бактерий, микроорганизмов и других болезнетворных микробов.

Свою работу третьеклассница представила на Республиканском конкурсе исследовательских работ и проектов младших школьников «Я - исследователь». Работа была отмечена Дипломом I степени.

Вызвать интерес учащихся, заставить их задуматься о своём образе жизни, пробудить желание активно защищать окружающую среду – вот девиз нашей исследовательской деятельности, и мы продолжаем работу в данном направлении.

Источники информации:

  1. http://nado.znate.ru/Хартия_Земли
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Хартия_Земли
Тарасова Светлана Ивановна11.10.2015 6610 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar