РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Изучение творческой истории произведений русских писателей на уроках литературы в старших классах.

Изучение творческой истории произведений русских писателей на уроках литературы в старших классах.

Изучение творческой истории художественных произведений на уроках литературы в старшей школе является очень важным этапом содержательного анализа текста. Все это помогает лучше понять замысел и идейно-нравственную позицию автора, динамику его мыслей, поисков адекватной выразительной художественной формы.

В распоряжении учителя литературы имеется сравнительно немного времени на каждое изучаемое произведение, поэтому невозможно охватить все этапы, все аспекты творческой работы автора. Невозможно дать и одну-единственную рекомендацию, которая была бы пригодна, действительна при рассмотрении любого художественного текста.

Поэтому очень важно при этом личная инициатива учителя, самостоятельные поиски разных вариантов. Выбор того или иного аспекта творческой истории в каждом конкретном случае будет обусловлен имеющимися документальными данными, подкреплен содержательным материалом, который органично войдет в процесс анализа текста.

Работа писателя весьма индивидуальна, поэтому следует в выборе материалов творческой истории и в определении их места в изучении художественного произведения опираться на текст. Именно он подскажет, в каком направлении и насколько нужно углубляться в историю его создания, если речь идет об этапах работы над произведением (от замысла, первых планов, набросков к вариантам черновой и беловой рукописи, к авторским корректурам, предшествующим первым и последующим прижизненным публикациям в журналах, сборниках, собраниях сочинений).

Важно, чтобы обращение к творческой истории подсказывалось бы задачами не только образовательными, но и воспитательными: пробудить у школьников старших классов интерес к личности писателя, социальной и эстетической энергии его творчества, своеобразию процесса его труда. Тогда, анализируя даже одну форму творческой работы, принципы создания именно данного произведения, школьники научатся не упускать из виду единства художественных особенностей писателя, видеть частное в контексте целого.

Вглядываясь в «атмосферу» создания художественного произведения, наблюдая динамику его осуществления, знакомясь с причинами изменения писателем конкретных жизненных фактов, ситуаций, улавливая стилистические, лексические, интонационные вариации, учащимся легче преодолеть нередкую у них ограниченность восприятия художественного текста, когда большее внимание уделяется не автору, а фабуле и действующим лицам.

Некоторые школьники пробуют свои силы в литературном творчестве; для них вхождение в творческую лабораторию писателя послужит наглядным уроком вдумчивого изучения жизни, природы, человека, серьезной работы над образами, композицией, словом. Очень полезно для них знакомство с первыми замыслами, набросками, фотокопиями черновых и беловых рукописей, в которых сохранились зачеркивания, вставки на полях, рисунки, графика со следами волнений, раздумий, порой мучительных поисков наиболее совершенной формы образного изображения жизни.

Разные аспекты работы над изучением творческой истории художественного произведения

  • проследить, как возникает замысел, как изменяется на разных этапах написания произведения (например, в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»;
  • выделить один из главных аспектов в ходе творческой работы автора (например, судьба «декабристского движения» в «Войне и мире» Л.Н.Толстого);
  • рассказать о работе автора над одной главой, или над одним эпизодом (в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя о капитане Копейкине);
  • сопоставить с другим произведением писателя (например, «Накануне» и «Отцы и дети» И.С.Тургенева);
  • сопоставить произведения писателей-современников (например, лирические стихотворения Жуковского и Пушкина, Пушкина и Некрасова);
  • проследить, как меняется замысел писателя под влиянием читателей или от реакции критиков (например, каково влияние на роман «Отцы и дети2 критической статьи

Добролюбова о романе «Накануне» или отзывы друзей Л.Толстого на замысел «Войны и мира»).

Эти примеры не рассматриваются как обязательные. Учителю предстоит самостоятельно решить (в зависимости от состава учащихся, от степени их литературной подготовки), как, где, в какой форме использовать материал, что сделать объектом особого внимания. Главное – заинтересовать учащихся личностью писателя.

Введение в школьное изучение хотя бы элементов творческой истории художественного произведения расширит и углубит знания фактического материала, научит содержательному комментированию и анализу художественного текста, вниманию к динамике его создания великими писателями.

Список литературы.

  1. Лихачев Д.С. Текстология.- Л., 1983.
  2. Богданова О.Ю. Обзорные темы // Методика преподавания литературы. «Просвещение». М., 1999 г.
  3. Литература в школе. 1999 г. №5
  4. Сергеев В.П. Методика преподавания курса литературы в старших классах.-М.: Владос, 2001г.
Бартнова Ирина Петровна27.11.2015 5930 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar