РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Работа над лексикой в ходе логопедического занятия как урока-тренинга

Работа над лексикой в ходе логопедического занятия как урока-тренинга

Тесленко Антонина Георгиевна,
учитель - дефектолог (логопед),
ГС (К) ОУ СКО « Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
для детей с ограниченными возможностями здоровья № 27»
города Пятигорска Ставропольского края.

1. АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМАТИЧНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ

Актуальность и проблематичность выбранной темы состоит в том , что современный учитель не стоит на месте, так же, как и не стоит на месте наша страна, которая широкими темпами развивается, становится более современной и цивилизованной. Отсюда цели и задачи исследований и полученных результатов по теме, прямо взаимосвязаны и отражают актуальные потребности обучения детей с нарушениями слуха на современном этапе.

А именно:

  • совершенствование методов и приемов обучения речи и произношению детей с нарушениями слуха.
  • использование современных технологий с целью активизации учебного процесса.
  • использования инновационных технологических средств с целью оптимизации учебного процесса.
  • расширение словарного запаса учащихся
  • совершенствование навыков самостоятельной работы.
  • развитие познавательного интереса к занятиям.
  • развитие навыков самоконтроля и самовыражения.
  • расширения понятий об окружающем мире.
  • улучшение качества произносительной стороны речи.

Сейчас невозможно представить учителя работающего с детьми и не использующего современные методы обучения. Разумеется, никто и ничто не сможет заменить самого учителя в классе, его роль неоспоримо важна и не исключается никоим образом из учебного процесса.

Но, поскольку, наука шагает вперёд, а дети наши рождаются и живут в условиях, где в доме и в школе уже есть и компьютер, и много других технических средств для его развития, то учитель просто не должен отставать от своих учеников, и быть компетентным в использовании современных технических средств обучения. Я с удовольствием освоила и продолжаю осваивать возможности компьютера, которые у него весьма широкие и разнообразные. Прежде всего, это различные материалы по развитию слухового восприятия, так как я работаю в школе , где обучаются дети с недостатками слуховой функции. Это предложения, фразы, которые я использую на индивидуальных занятиях, таблицы для уголка по технике речи в классах, при подготовке урока для проведения мастер - класса я так же широко использовала возможности Интернета, так как только там смогла найти необходимый для подготовки урока материал иллюстративного характера. Благодаря возможностям Интернета я ежегодно принимаю участие в различных фестивалях педагогического мастерства, вебинарах с целью повышения методического уровня и самообразования.
Любой педагог, работающий творчески, которому есть чем поделить со своими коллегами, может принять в нём участие, послав разработки свои уроков, доклады на актуальные темы современной педагогики и современного уровня преподавания .

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДЛАГАЕМОЙ МЕТОДИКИ.

2.1. Вариативность творческих идей.

С помощью использования возможностей компьютера, я составила специальный практический материал для развития навыков чтения и мышления, состоящий из 50 текстов разной степени сложности,, с разработанной методикой работы с текстом на индивидуальный занятиях. Данный материал был опубликован в методическом и практическом журнале «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»№6 за 2008 год г . Москва. . Предложенная методика данного исследовательского проекта позволила мне повысить качество чтения учащихся до 89%, если учесть , что дети данной категории отличаются весьма стойкими дефектами произношения и трудностью в подвижности артикуляционного аппарата. Кроме того учащиеся благодаря данной методике могут как бы погружаться в лексическое содержание текста . Такой процесс я назвала процессом «иммерсии». Такое погружение в текст позволяет развивать мышление учащихся, способствует расширению словарно запаса, активизирует процесс практического овладения чтением, развивает артикуляционный аппарат, развивает память и произносительные навыки учащихся. Дальнейшая работа по развитию слухового восприятия совершенствует и активизирует слуховой потенциал ребенка, способного после различных упражнений, предлагаемых к работе с текстом, значительно легче распознавать предлагаемый речевой материал на слух. Поэтому, мне пришла идея создать свои уроки - тренинги по произношению и развитию слухового восприятия с использованием компьютера, собрав в такие уроки как можно больше разнообразного материала с тем , чтобы этот урок давал бы более широкое представление детям об окружающем мире .

Такой урок содержит большой иллюстративный материал, материал для проведения фонетических зарядок, есть тексты и вопросы к текстам, есть практические занятия по теме урока и практические задания, есть материал для слухового восприятия, открываются большие возможности для работы над словарным запасом учащихся.Такой урок можно проводить в самых разнообразных формах под руководством учителя, можно работать с отдельными слайдами, остановить в нужном месте показ слайдов на компьютере и поработать над предлагаемым иллюстративным материалом или над вопросами, а можно дать детям для самостоятельной работы над темой, как материал для обобщения понятий или, как материал для повторения. Этот урок можно показывать на компьютере много раз , пока ребёнок не запомнит или, пока он не усвоит материал, так как общий показ длится 5- 10 минут . (Имеется ввиду логопедическое занятие. Показ слайдов на общеобразовательном уроке может длиться дольше, в зависимости от объема учебного материала, который использует учитель для работы над той или иной темой). Такой урок идет с музыкальным сопровождением. Урок, где учитель объясняет новый материал и дает свои комментарии, идет без музыкально оформления. Можно записать комментарии учителя на звуковую дорожку и урок будет идти с речевой подтекстовкой . ( В случае, когда дети работают над развитием слухового восприятия и отрабатывают произношение слов, фраз, предложений.) В конце урока или по ходу урока даются вопросы и задания, которые ученик выполняет, либо под руководством учителя, либо самостоятельно .

Я объединила эти уроки под общей темой: «По странам и континентам с друзьями звуками». Для каждой темы есть свой раздел, например , «Путешествие в Африку» и подраздел, например: «Животный мир Африки»- более узкая тема, или «Растительный и животный мир российских лесов», обязательно подбирается материал на тренировку в произношении определённого звука речи. Возможности открываются колоссальные, и заниматься составлением таких уроков, имея хорошую программу одно удовольствие. Я использовала для составления таких уроков программу PINACLE , можно использовать программу POWERPOINT . В нижеприведённых таблицах отражаются возможности урока-тренинга, составленного на компьютере . Значительно повышается работоспособность учащихся на занятиях, появляется интерес и желание к занятиям .

2.2. Методика работы с текстом на индивидуальных занятиях с использованием компьютерных технологий.

Актуальность выбранной темы и её возможности. Технология.

Выбор предлагаемой темы очевиден и неоспорим ввиду её актуальности и безусловно практической направленности. Использование компьютера позволило мне разработать материал по теме « Развитие звуковой стороны речи при работе с текстом на индивидуальных занятиях. Поскольку только компьютер позволяет собрать и с систематизировать наглядный и дидактический материал, который нужен для использования на индивидуальных занятиях. Останавливаясь более подробно на данной теме , и выбор предлагаемой методики, следует заметить, что значительную трудность при развитии речи учащихся и закрепления навыков правильного произношения представляет работа с текстом .

Содержание теста является основой для последующей организации диалога учителя с учеником . На занятиях дети учатся слушать, думать действовать говорить .Важно, чтобы учитель добивался ответной реакции ученика. Выслушав поручение учителя, учащийся должен выполнить его, восприняв вопрос – ответить и т д .

В учебную программу по развитию произношения включен примерный речевой материал, состоящий из текстов описательно-повествовательного характера, тестов- диалогов, сказок, загадок, фраз – вопросов, фраз – поручений и других заданий. Этот материал, отвечая задачам развития общения с помощью устной речи, органической частью входит в содержание учебного процесса. Содержание речевого материала при работе с текстом позволяет использовать на индивидуальных занятиях разнообразные задания: аппликацию, подбор и систематизацию картинок, схематическую зарисовку, конструирование, инсценировку, работу со схемой, слуховой диктант, выполнение грамматических заданий, отгадывание загадок, прослушивание музыки и т.д

При планировании занятий важно учитывать индивидуальные особенности учащихся : для одних детей предлагаемый материал может быть расширен, для других – сокращен . В сокращаемых темах целесообразно оставлять наиболее актуальные для обобщения фразы, словосочетания слова. При этом учитель должен предлагать новый материал только после того, как ученик достаточно хорошо усвоил предыдущий.

Основные требования при подготовке к работе с текстом заключаются в следующем.

  • Тексты должны быть напечатаны ( или написаны) на карточках крупным шрифтом.
  • Задания к текстам должны быть оформлены на отдельных карточках. Необходимо иметь отдельные карточки со словами: найди, покажи, назови, ответь на вопросы т. д.
  • Предварительно проводится работа над пониманием содержания текста, отдельных словосочетаний, слов.
  • Необходимо продумать специальные упражнения, направленные на употребление и усвоение речевого материала текста в предложениях или словосочетаниях.

Они могут быть ориентированы на работу , как по усвоению определенной лексики, так и конкретной грамматической категории.

  • Один и тот же текст можно использовать в разных классах, добавляя задания, новые предложения или, наоборот, исключая те, которые трудны для понимания, учитывая индивидуальный подход в обучении.

В тех случаях, когда ребенок затрудняется в восприятии текста, следует провести несколько дополнительных занятий. В процессе работы необходимо добиться практического овладения материалом текста и использования его учащимися в самостоятельных высказываниях .

Таким образом, предлагаемая методика работы над текстом на индивидуальных занятиях, позволяет значительно повысить качество понимания прочитанного, улучшить произношение учащегося, выразительность речи.

2.3. Содержание, цели и задачи уроков - тренингов.

Возможности использования компьютера далеко на этом не исчерпываются. Благодаря использованию компьютера в своей деятельности я разработала, как было сказано выше специальные уроки - тренинга под общей темой « По странам и континентам с друзьями звуками», куда вошли разработанные уроки –тренинги : « Африка» (2 части), «Австралия»
(2 части», «Леса России»( 2 Части). Название данного курса уроков - тренингов подчеркивает ориентацию учебного процесса на реальную жизнь, на проблемы, которые окружают человека. Интегративный предмет предполагает постановку перед учащимися множество вопросов, побуждающих к самостоятельному поиску ответов, дающих детям возможность ощутить себя первооткрывателями. Этот предмет знакомит школьников с вероятностными подходами, формирует вариативное мышление .

Цели и задачи урока.

  1. Расширение общего кругозора об окружающем мире.
  2. Показать разнообразие растительного мира.
  3. Расширить понятия учащихся о разнообразии стран и народов мира .
  4. Воспитывать чувство прекрасного и удивительного состояния души .
  5. Коррекция произношения звуков .
  6. Развитие слухового восприятия.
  7. Развитие логического мышления, памяти, внимания.
  8. Обучение погружению в учебный материал и умению пользоваться научной информацией.
  9. Воспитание чувства любви к народам других национальностей, родному языку и речи.
  10. Развитие ритмико-интонационной структуры речи и произношения.
  11. Развитие умений выделения главного и существенного из всего разнообразия учебного материала.
  12. Развитие умений самостоятельной обработки научного материала.
  13. Развитие умений вести диалогическую и монологическую речь.
  14. Развитие умений пользоваться самостоятельно материалом урока на компьютере.

Методические задачи:

  1. Научить школьников глубже воспринимать окружающий мир.
  2. Научить чувству восприятия прекрасного и удивительного, расширить кругозор.
  3. Составление сравнительных характеристик описательного характера.
  4. Работа с терминологией и расширение словарного запаса.
  5. Развитие речи и произношения.

Дидактические задачи:

  • Развитие логического мышления.
  • Этот проект знакомит школьников с вероятностными подходами , формирует вариативное мышление.
  • Позволяет осуществить переход от владения формальной логикой к умению оценивать и отбирать варианты.

Деятельность учащихся:

  1. Самостоятельная работа над проговариванием предлагаемого речевого материала.
  2. Самостоятельное описание и называние картинок с изображением растительного и животного мира (Австралии, Африки и т д .)
  3. Самостоятельные ответы на предлагаемые вопросы по учебному материалу.
  4. Самостоятельная деятельность учащихся по составлению диалогов и монологов, описывающих растительный и животный мир , например, Австралии.

Учебные темы программы:

  1. Австралия. Звуки - Р, С
  2. Растительный и животный мир Австралии.(1 часть)
  3. Растительный и животный мир Австралии.(2 часть)
  4. По России. Растительный и животный мир лесов России. Звуки Р, С, Ш.
  5. Растительный и животный мир Африки .(2 части)
  6. Растительный и животный мир Америки( Северной и Южной. 2 части)

Темы самостоятельных работ учащихся.

  1. Самостоятельная работа с учебным материалом, документами , другими источниками.
  2. Анализ материалов урока , составление собственных высказываний по теме и выражение собственного мнения о полученных знаниях и умениях .

Виды упражнений для работы с текстом

  1. Чтение по ролям.
  2. «Драматизация» текста по ролям.
  3. Ответы на вопросы.
  4. Прочитай и вместо картинок вставь нужное слово.
  5. Закончи предложения
  6. Сделай зарисовку .
  7. Работа с сигнальными карточками.
  8. Работа с разрезным текстом.( сложи по порядку)
  9. Угадай, какого предложения не хватает.
  10. Сделай макет ( по содержанию текста) из исходных материалов.
  11. Встаньте по порядку. Каждый выбирает предложения из текста и надо встать прочитать предложения так , как написано в тексте.» Живой текст»
  12. Угадай, «Кто это?.» Читаются предложения из текста . Надо угадать «Кто это.?»Предложения читаются не полностью. надо выбрать лишь те слова , которые отражают описание героя. .
  13. Подбери нужное предложение к картинкам и наоборот . Подбери нужную картинку к предложениям.
  14. Фонетические рифмовки.
  15. Вставь нужное окончание, предлоги и т.д.
  16. Пересказ текста.
  17. Прохлопай ритм стихотворения, текста.
  18. Продолжи рассказ, стихотворение. Придумай свой конец.
  19. Прослушивание музыки и выбор подходящего отрывка .
  20. Выразительное чтение текста .
  21. Составление аналогичного текста с другими героями

3. ИММЕРСИЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ

Текст – это один из многих видов работы над развитием речи и произношением учащихся в специальных школах для детей с недостатками слуха и отклонениями в развитии, а так же в общеобразовательных детских садах и школах. Как правило, текст используется для пополнения словарного запаса , расширения представлений об окружающем мире. Если рассматривать работу с текстом с технической стороны, то он помогает развивать навыки чтения , способствует развитию внятности речи и произношения в целом.

Традиционно работа с текстом проводится практически по одной и той же схеме. Это – чтение, затем работа над словарём, ответы на вопросы, пересказ, работа по картинкам. Зачастую большая часть текста для детей с отклонениями в развитии и недостатками слуха остается непонятной. Как правило, учитель чаще всего передает краткое содержание текста сам, то есть адаптирует текст. Затем задаются общие вопросы. Дети, опираясь на наводящие вопросы, пробуют пересказать текст. При этом они передают содержание текст, механически запоминая лексику текста. Так идёт наслоение материала , который остается вне поля зрения учащихся. С годами тексты усложняются. И уже в старших классах детям бывает очень трудно справиться с более сложными текстами программного материала, особенно, если это тексты фольклорного характера или тексты - стихотворения, где очень много лексики, которую детям трудно понять. Учителю необходимо объяснять чуть ли не каждое слово, но на это времени на уроке зачастую совсем не хватает. ( Поэтому, как правило, ограничиваются объяснением так называемых «опорных» слов.)

Много лет работая в школе для глухих и слабослышащих детей, я пришла к выводу , что работа с текстом имеет очень важное значение для развития ребёнка в целом и начинать эту работу надо достаточно продуктивно уже в начальной школе.( Это, как при изучении иностранного языка. Мы ведь переводим предложения в тексте полностью, переводим каждое слово. Иначе, если мы не переведём то или иное слово, смысл изменится и не всё будет понятно.) Текст несёт смысловую нагрузку, поэтому слова с самого начало должны быть понятны для ребёнка все,. иначе ему потом будет очень трудно в старших классах понимать прочитанное. Я считаю, что если учитель начинает работать с текстом, то он должен объяснить ребёнку все непонятные слова, а не только «ключевые», для того, чтобы ребёнок понял содержание текста. Объясняя значение только «ключевых» слов в тексте, учитель тем самым, как бы ограничивает кругозор ребёнка, механически отсекая, с его точки зрения, не совсем нужные для ребёнка слова. Надо объяснять всё. Даже, если ребёнок запомнит половину из того, что ему объяснял учитель , то в последствии, там. где он увидит то или иное слово , он уже вспомнит, что оно ему уже где-то встречалось и постарается вспомнить тот текст , где было это слово. Этот, так называемый «пассивный словарь» должен всегда пополняться и объясняться. Нет слов без которых ребёнок мог бы обойтись.

Как же сделать так, чтобы работа над текстом была построена таким образом, чтобы ребенок мог усвоить как можно больше слов, мог развивать свою речь и произношение?
Возможно, я не сделаю открытия, а возможно и сделаю, если скажу, что занятия по развитию речи можно «совмещать» с уроками чтения. ( Не чисто механически, а в плане работы над лексикой). И вот почему. Потому что именно работая с текстом., мы можем одновременно работать над множеством других тем , которые мы так любим делить и дробить, и все равно не можем дать детям необходимый минимум тех знаний об окружающем мире , которые они должны получить. Это происходит от того, что тексты, как я уже говорила, мы просто читаем, а темы мы учим пассивно, в то время, как словарь должен заучиваться произвольно.(Приложение 1. Часть 1 )

Именно произвольному запоминанию слов , развитию речи и произношения способствует , как мне кажется, предлагаемая методика «иммерсии» работы с текстом. Это детализация всех аспектов текста, это погружение в текст , его содержание, его объем, его музыку. Это углубленная работа с каждым словом, с каждым предложением. Эта работа должна, в конечном итоге, подвести к полному пониманию текста. Разумеется, речь идет о начальной школе. В данном случае, именно здесь закладываются ценные кирпичики познавательной активности учащихся. Если они поймут , как интересно работать со словом , узнавать новое, они в дальнейшем, если что-то и будет непонятно, смогут сами найти объяснение того или иного слова или в словаре , или просто спросить. Если будут понятны слова, будет понятно содержание текста , рассказа, стихотворение. Тогда детям будет интересно читать, они станут читать книги с большим интересом. Ведь почему глухие и слабослышащие дети мало посещают библиотеки? ( Да и не только глухие)

Да потому, что они знают, что какую книгу они не взяли бы, им почти всё там будет непонятно. А раз непонятно – значит, не интересно.
Так, текст, который берёт учитель в самом начале, а именно в младших классах, должен быть небольшим по содержанию.

Ну, например:

  • Вот папа. Вот мама. Вот бабушка. Вот дедушка.

Обязательно надо иметь картинки. Здесь и работа над словарем и одновременно над чтением, и, конечно, над развитием речи. Тема « Моя семья». В дальнейшем можно расширить содержание текста.

Вот папа. Вот мама. Вот бабушка. Вот дедушка. Это дядя. Это тётя. Это сестра. Это брат.

Смотрите, как произвольно , ненавязчиво предлагается расширение словарного запаса только по одной этой теме. Далее можно, используя картинки и вопросы, провести разнообразные игры.
- Кто это?
- Это папа?

Данный вопрос позволяет расширить словарный запас, дать ребёнку возможность мыслить и угадывать. Особенно, если вы демонстрируете картинку, где изображён папа, а сами спрашиваете «Это бабушка?»

Можно принести фотографии семьи. Тогда дети сами могут составить простые тексты. А мы поможем им добавить еще и другие предложения, используя вопросы более сложного характера :
- Как зовут папу?
- Как зовут бабушку?
- Сколько лет бабушке?
- Кем работает папа?

Последний вопрос предполагает наличие и работу уже над другим текстом , чтобы дети смогли правильно ответить на вопрос о профессиях . Это текст о профессиях

Вот повар. Он варит. Вот учительница . Она учит. Вот шофёр. Он водит машину. Вот продавец. Он продаёт продукты. Вот врач. Он лечит.

Содержание данного текста можно продолжить. Но , следуя нашему правилу углубленного( «иммерсионного») изучения лексики, посмотрите внимательно, и вы сразу увидите, что данный текст содержит в себе и другие темы, которые можно и нужно раскрыть и показать детям.. Разумеется необходима очень хорошая наглядность, таблички с написанными на них словами, муляжи, макеты.

Вот повар. Она( Он) варит.

Напрашивается вопрос:
- А что же варит повар?

Повар варит щи, борщ, компот, кисель, пюре, кашу и т .д.

Затронули мы другую тему? Да, теперь детям понятно, что же варит повар?. Здесь тоже можно поработать над расширением словаря. детализировать употребление слов . Так, например:

Повар жарит котлеты, печет пироги и торты, лепит (делает) и варит пельмени.

Вот шофёр. Он водит машину.

- А какие бывают машины? Машины бывают разные.

Давайте не упустим момент и покажем детям разнообразные виды машин. Используем картинки ,игрушки

Автомобили, автобусы, грузовики, самосвалы и так далее.

Вот продавец. Он продает продукты.

- Какие продукты?

Но ведь продавец продает не только продукты. Он продает товары. Какие товары?

- Какие продукты? Какие товары продает продавец?

После того, как дети познакомятся с названием продуктов и товаров, им будет очень хорошо понятен сам смысл слова «продавец» и что он делает, где работает. А работает продавец в разных магазинах: промтоварных, продовольственных, книжных, хозяйственных.

Посмотрите, как на небольшом тексте были затронуты самые разнообразнее темы.
Вернемся к тексту. Сравним.

Вот текст. А вот словарь, который нам понадобился, для того чтобы усвоить содержание текста. Словарь при таком подходе , значительно больше по объёму , чем само содержание текста изначально. Как много слов узнали ребята при работе с таким маленьким по объему текстом.
Но ведь мы можем расширить содержание текста.

Вот повар. Он варит вкусную пищу.

Повар варит суп . Повар варит борщ. Повар варит кашу. Повар варит компот.

- Компот с чем? ( С фруктами: яблоками, грушами, сливой, вишней. С ягодами: малиной, клубникой, смородиной)

Какая каша? (рисовая, манная. перловая, гречневая, пшеничная и т.д.)

Какой бывает суп? С чем суп? ( с макаронами, с рисом, с фасолью, с горохом. с грибами)

Что кладут в борщ? ( капусту, морковь, картофель, свёклу, укроп, петрушку)

Чувствуете, что тема опять расширяется? Хотя новый текст по своему содержанию. остался небольшим, но зато охватил большое количество новых тем, таких, как «Продукты», «Овощи», «Грибы», «Фрукты», « Я годы».

Обязательно необходимо разъяснить ребятам понятия «вкусный», «не вкусный», «сладкий», «не сладкий».

Одновременно учитель работает над произношением каждого слова, отдельными звуками речи, развивает слуховое восприятие, задавая вопросы по тексту.
Так, начиная с простейшего текста, мы значительно расширяем словарный запас учащихся, работаем над произношением и техникой чтения. Мы учим ребёнка правильно произносить слова, соблюдать ударение,. ритм , дыхание. Мы расширяем его кругозор с самого начала его обучения. Ведь весь материал не просто дается ребёнку как слова и только. Мы играем в разные игры, мы можем быть поварами и водителями, мы можем быть продавцами и учителями, мы можем демонстрировать их действия, а так же выразить свое отношение. к тому , что мы делаем.

А выразить свое отношение к тому, что мы или кто-то другой делает, мы сможем при помощи простого текста – диалога.
-Вот мой папа.
- Как зовут твоего папу?
- Папу зовут Николай Петрович.
- Кем работает твой папа?
- Мой папа шофёр.

Этот текст уже не требует такого углубленного изучения, как предыдущие тексты. Это текст на закрепление пройденного материала. Текст, направленный на развитие речи и произношения.

-Ты любишь борщ?
- Нет, я не люблю борщ. Я люблю суп. Суп вкусный.
- А я люблю борщ. Наш повар варит очень вкусный борщ.

Диалоги проговариваются между ребятами. Здесь важно , чтобы ребята не только заучивали диалог, но старались говорить своими словами, старались сами придумать аналогичные диалоги, говорить естественно и непринужденно. Этого можно достичь при условии, если детям понятен и знаком речевой материал.

Работать над углубленным изучением лексического содержания текста необходимо до тех пор, пока есть возможность раскрытия этого содержания. Затем можно прейти к изучению следующего текста. С каждым разом детям будет все более и более понятен следующий текс, а содержание самого текста будет постепенно усложняться.

Очень нравится детям демонстрировать в действии содержание различных текстов: текстов – диалогов, текстов- стихотворений.
Хочется более подробно остановиться на работе с текстами – стихотворениями.

Мною составлено специальное пособие, где подобраны стихотворения( написанные мной для второй книги стихов для детей ), которые можно инсценировать, как маленькие пьески. В каждой строчке стихотворения содержится смысл действия, которое можно продемонстрировать самому учителю и вместе с детьми. Некоторые стихотворения специально не закончены. Это сделано для того, чтобы, развивая детскую фантазию, позволить детям самим придумать конец стихотворения. Вариантов может быть очень много, так как детская фантазия безгранична.

Как же происходит процесс «иммерсии» в текст в данном случае?

Вот одно из таких стихотворений. очень весёлое, смешное и энергичное по своему содержанию.

Волк и зайчишка

По мосту идёт зайчишка,
Сразу видно - шалунишка.
А вот куст большой, большой,
Притаился волк там злой.
Песни зайчик напевает,
Ничего не замечает.
Волк как выскочит!- Беда!
Бегает туда, сюда
Зайчик серый по мосту.
Увернулся на бегу,
Да шмыгнул быстрей под мост.
Волк споткнулся! - Вывод прост!
Прямо в воду волк упал
И зайчишку не догнал.

Прежде всего, необходимо иметь нужные картинки. К каждому предложению в пособии прилагаются соответствующие картинки. Отдельные предложения выписываются на отдельные карточки, картинки тоже должны быть, как в разрезном виде, так и по всему тексту в целом. Необходимо иметь фигурки персонажей стихотворения, предметы , которые понадобятся, для того, чтобы точно отобразить в действии происходящее в стихотворении. Можно сделать действующий макет, необходимо сделать маски героев стихотворения, подобрать музыкальное оформление. Ведь мы хотим , чтобы наши детки научились мыслить, запоминать, говорить. Поэтому желательно не упустить ни одной детали. Домыслить диалоги и возможные реплики.

Мы начинаем с чтения стихотворения. Учитель очень эмоционально и выразительно читает текст- стихотворение. И задаёт вопрос:

- О ком это стихотворение? Кто главные герои?

Желательно название стихотворение сразу детям не говорить, потому что по ходу урока можно потом задать детям вопрос:
- Как, вы думаете, как называется стихотворение, или, какое название можно дать этому стихотворению?

Детям будет очень интересно или угадать название, или придумать самим заголовок к стихотворению.

Далее начинается разбор каждого предложения.

«По мосту идёт зайчишка».

-Ребята, скажите, какой зайчик? Почему написано «зайчишка»? Это большой зайчик или маленький?

Здесь мы могли бы перейти к следующему предложению, но у нас цель «плангирования» в текст. В данном предложении есть слово « мост».

Поэтому нам необходимо остановиться на этом слове и выяснить:

- Какой мост? (деревянный, металлический, большой, маленький, висячий, железнодорожный)

Учитель показывает картинки различных мостов.
- Это мост. И это тоже мост. Как вы думаете, по какому мосту мог идти зайчишка?
-А что могло быть под мостом?
-Если вы слушали внимательно, то вы знаете, чем закончилось стихотворение?
-Куда упал волк? ( Волк упал в воду)
-Значит, под мостом была река?
- А кто думает иначе? (Ведь под мостом могла быть и канава , наполненная водой и ров)
- Как вы думаете, большая была река или маленькая?
-А может быть, это была речушка или ручеёк? ( Показываются картинки на выбор.)
- Посмотрите, какая была река? ( Выбирается нужный вариант)
-Где стоял мост? ( В лесу, около леса, в поле. Если действие происходит около леса, то необходимо выяснить: - Около какого леса? ( Учащимся предъявляются картинки. Дети должны выбрать ту картинку, которая им не только нравится, но и ту, которая больше подходит к содержанию текста)
-Откуда шел зайчик? ( С какой стороны?)

Представляете, насколько раскрываются возможности детской мысли? А ведь мы только разбираем первую строчку.
( Если у ребят возникнут различные мнения, то тогда выбираются просто подходящие варианты , карточки с написанными на них нужными словами переворачиваются и ребята выбирают с помощью ведущего одну из предлагаемых. Ту карточку, которую он выберет и считают условной моделью декораций данного текста)

Переходим ко второй строчке стихотворения.

«Сразу видно - шалунишка».

-Что значит « шалунишка»?
-Зайчик не просто шёл. Он был шалунишка.
-Как это можно показать?
-Если бы вы были шалунишками, как бы вы себя вели?

Дети могут показать, как они понимают слово «шалунишка».

Далее:

«А вот куст, большой, большой».

- Какой куст по размерам?
- Большой или маленький?
- Высокий или низкий?
- Правильно большой?
- Как вы думаете, куст какого растения может расти рядом с мостом?

Этот вопрос может вызвать затруднения у ребят. Поэтому учитель может оказать помощь детям. Он показывает картинки, с изображением различных видов кустов.
- Это куст малины.
- Это куст шиповника.
- Это куст самшита.
- Это куст смородины.
- Это куст ежевики.
- Это куст винограда.
- Это куст роз.
- Это куст сирени.
- Это куст жасмина.
- Это куст барбариса.
- Какой же из этих кустов рос около моста? Как вы думаете?

Ребята догадываются, какой же куст мог расти около моста. Ведь рядом лес , речка. Интересно то , что название куста, который находился рядом с мостом может да и не должно совпадать в каждой группе учащихся,. дети мыслят по – разному . Одна группа может выбрать куст шиповника, а другая - куст ежевики. Главное – творческий процесс и максимальное приближение содержания текста к действительности на выбор учащихся.

«Притаился волк там злой».

- Кто сидел за кустом?
- Что значит « притаился»?
- Покажите, как вы понимаете слово « притаился»?
- Какой был волк?
- Волк был добрый?
- Почему волк был злой?
-Покажите . Как вы понимаете слово «злой»?.
- Почему волк спрятался за кустом?
- А что думал волк?
- А теперь послушайте ряд мелодий и подумайте, какая из них подходит для зайчишки, а какая для волка?

Дети слушают музыку и подбирают нужную для волка и для зайчика.

«Песни зайчик напевает,
ничего не замечает».

- Как пел зайчик?
- Покажите, как пел зайчик? ( ля-ля, тра- ля-ля. тра-та-та)
- Давайте вместе споем песенку зайчика.( мы поем песню и работает над ритмом)
- Если зайчик будет петь «ля-ля – ля» или «тра-та –та» . Он будет одинаково двигаться или нет, как вы думаете?
- Конечно, нет. Поэтому мы бежим по мосту, напевая «тра-та-та» , а потом, напевая «ля-ля-ля»
- А какая песенка больше подходит к слову «шалунишка»?

«Волк как выскочит! – Беда!»

- Покажите , как мог выскочить волк.?
- Что значит « выскочить»
-Что мог крикнуть в этот момент волк?( Волк мог зарычать «РРРРР» или крикнуть « Вот я тебя сейчас съем « , « Вот я тебя сейчас поймаю», « Ага, попался!», « Не уйдешь от меня!»( дети должны помнить, что это маленькая сказка, а в сказках животные могут разговаривать)

« Бегает туда – сюда
зайчик серый по мосту».

- Покажите, как зайчик себя вел, когда увидел волка?
- Зайчик испугался?
- Как он бегал помосту?
- Как вы думаете, что мог кричать зайчик волку?
- Почему зайчик бегал по мосту ? Он играл с волком?

«Увернулся на бегу».

- Что значит « Увернулся?»
- Покажите, как вы понимаете слово « увернулся»?
- Почему зайчику пришлось «увернуться»?
- Волк почти поймал зайчика?

«Да шмыгнул быстрей под мост».

- Что значит « шмыгнул»-
-Покажите, как вы понимаете «шмыгнул»( можно показать на макете, можно продемонстрировать самим)

«Волк споткнулся», « Прямо в воду волк упал».

- Покажите на макете, как волк споткнулся и как упал в воду?
- Что сделал зайчишка?
-Что подумал волк, когда упал в воду?
- Придумайте другой конец сказке.

Эту же сказку можно разыграть с другими героями. По мосту могут идти самые различные звери и животные. Может идти два зайца, а в кустах сидеть один волк. Может идти один зайчик , а в кустах сидеть два волка. (Приложение 2 . Часть 2 )
Вот ,как прозвучат другие варианты этого же стихотворения, но уже с другими персонажами.

Лис и Петух

По мосту идёт Петух.
У него прекрасный слух.
А вот куст большой, большой.
Притаился лис там злой.
Песни петушок поёт,
Курочек к воде зовёт.
Лис как выскочит тогда,
Петушок кричит: «Беда!».
И на лиса налетел,
Клюнул в лоб и улетел.
Ну а лис за лоб схватился
И под мост вдруг покатился.
Прямо в воду лис упал
Петушка-то не догнал!

Тигр и Косуля.

По мосту идёт косуля,
Очень важная чистюля.
А вот куст большой , большой,
Притаился тигр там злой.
Тигр как выскочит!- Беда!
Мечется туда - сюда
По мосту косуля. Вдруг,
Увернулась. Тут как тут
Тигр злой . Споткнулся он,
Стал совсем не так силён.
Пошатнулся и упал.
И косулю не догнал.

После того, как сказку разобрали и поняли в чём суть каждого действия, выбираются герои из числа детей , ведущий.
Ведущий читает текст, а герои могут после слов ведущего вставлять свои реплики, вслушиваясь в музыкальное сопровождение сказки.

Обязательно проговорить стихотворение и обратить внимание на произношение звуков и слов. В данном стихотворении достаточно слов на звук «Ш» и на звук «С». Если вы работаете с таким текстом в школе глухих ,можно дать каждое предложение на слуховое восприятие.
- Послушайте, найдите в тексте, подберите картинку и повторите.

Можно дать детям задание собрать разрезной текст данного стихотворения. Подобрать картинки к каждому предложению.

Ответить на вопросы.
- Кто шел по мосту?
- Кто сидел за кустом?
- Какой был куст?
- Какой был волк?
- Что сделал волк?
- Кто увернулся на бегу?
- Куда упал волк?
- Куда шмыгнул зайчишка?
- Какой был зайчишка?
- А какой можно сделать вывод?

Надо быть внимательным ,никого не бояться

Конечно же , стихотворение разучивается затем наизусть. теперь, когда детям так понятен смысл им гораздо легче будет выучить стихотворение( или пересказать текст, если это текст)

А ещё можно поговорить о времени года . ( Это можно обсудить в самом начале работы над текстом.)
- Какое время года?
- Почему Вы так думаете?
- Если лето, то какие листья на кусте.
- Если осень, то какие листья на кусте, какие плоды?
- А может быть, действие происходит зимой или весной?

Думается, что такой подход к работе с текстом поможет детям намного эффективнее и продуктивнее понять и использовать лексику в различных жизненных ситуациях.

Вот текст из программного материала. « Развитие слухового восприятия» 4 класс. ( Можно с успехом использовать в любом другом детском учреждении , как на индивидуальных занятиях, так и на уроках по развитию речи).

«Звенит звонок. Начался урок рисования. Ребята взяли альбомы, фломастеры и стали рисовать. Листопад. Жёлтые, оранжевые багровые листья падают на землю. Птицы улетают далеко- далеко, в тёплые страны. В садах созрели яблоки. На рисунках у ребят золотая осень»

На таком тексте можно продемонстрировать очень многое из того, что как бы скрывается внутри каждого предложения. Текст «приглашает» заглянуть гораздо глубже в себя. Не просто выяснить, что у ребят урок рисования и что ребята рисовали осень. Надо представить и создать наяву те картины, которые есть в тексте. Это листопад. Дайте детям возможность пофантазировать. Пусть они наяву поймут и почувствуют эту «Золотую осень». Можно собрать, а можно нарисовать различные листья, различных деревьев. можно собрать букеты цветов, можно принести различные яблоки: большие, маленькие, красные , зелёные. Можно сделать макет сада, можно самим стать листьями и «полетать» под прекрасную музыку осени, подбросить листья вверх и полететь, как птицы, в дальние страны и увидеть, что же там в других странах и подумать о весне, чтобы вернуться с первыми весенними днями на Родину.

ВЫВОД.

Данная система Уроков-тренингов составленная и разработанная с помощью использования компьютерных технологий ,позволяет улучшить качество усвоения учебного материала, на каждом этапе урока повышая компетентность ученика по тому или иному вопросу темы до 98 %.

В систему уроков – тренингов , разработанных на компьютере, для использования на индивидуальных занятиях вошли также уроки-тренинги :
- Сказка - игра « Овощи»
- Сказка - игра « Фрукты»
- Сказка-игра «Кто в лесу самый-самый»
- Сказка –игра « Мебель»
- Сказка –игра « Колокольчик Белли»
- Сборник текстов – стихов « Хитрый кот.» (авторский сборник), куда вошли тексты – стихи , способствующие активизации мыслительной деятельности ребенка. Тексты составлены таким образом, что каждое предложение можно продемонстрировать в действии или подобрать соответствующую картинку. Ребенок получает возможность участвовать в событиях, происходящих в небольших по объему текстах, становится действующим лицом..Всё это побуждает его дать соответствующую оценку действиям того или иного героя. Для этого к текстам подобраны вопросы.

Кроме того, каждому ребенку предоставляется возможность самому принять участие в творческом процессе составления таких текстов. На таких текстах очень хорошо работать над развитием речи и произношением, развивать логическое и абстрактное мышление. Главное – это творческое содружество родителей, и детей, логопеда и учителя. Систему уроков – тренингов составил также:
- Словарно – иллюстративный эстуарий «Всё обо всем.»

Темы:

  1. В умывальне
  2. Дикие животные
  3. Домашние животные
  4. Мебель
  5. Продукты
  6. Семья
  7. Игрушки
  8. Школьные принадлежности
  9. Времена года.
  10. Одежда
  11. Обувь
  12. Осень
  13. Зима
  14. Лето
  15. Весна
  16. Столовая
  17. Праздники

Словарно - иллюстративный эстуарий «Всё обо всём» - это специальный подбор речевого и наглядно материала по соответствующей теме в виде фильма-слайда или иначе «Урока-тренинга», позволяющий ознакомить учащихся со словарем данной тематики, отработать предлагаемый речевой материал путем не только просмотра красочных картинок, но и их последующее угадывание и называние в соответствующих заданиях. Отвечая на вопросы, учащиеся смогут проверить правильность усвоения лексики той или иной темы.

Материал подобран с учетом специфики обучения детей с недостатками слуховой функции, специально отобран для данной категории детей. Может с успехом использоваться и в детских садах воспитателями и логопедами начальных классов массовой школы. В задачи входит: расширение и усвоение словарного запаса, развитие мышления и памяти, расширение общего кругозора, развитие речи и произношения, развитие навыков самоконтроля и самостоятельной работы учащихся над речевым материалом.

Результаты исследований по практическому применению и составленного с помощью использования компьютера материала по данной теме, говорят о высокой результативности индивидуальных занятий. Эффективность занятий за последние 5 лет возросла на 30% и составила в общем результате 98 % .Значительно повысился интерес учащихся к индивидуальным занятиям с использованием компьютерных технологий. Повысилось качество произносительной стороны речи, расширился кругозор учащихся и словарный запас. Полнота решения поставленных задач и целей, которые ставит учитель , полностью соответствует удовлетворению получаемых результатов. Творческий процесс по данной теме имеет неограниченные и неисчерпаемые возможности, как для учителя, так и для учащегося проявить себя в полной мере творчески в практической деятельности .

Ставит новые проблемные задачи и цели, ведущие к дальнейшему совершенствованию учебного процесса, способствующего полноте получаемых умений и навыков в развитии речи , произношении учащихся, их общему интеллектуальному развитию.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ :

  1. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», Методический и практический журнал, № 6, 2008, год , г. Москва.
  2. «Школьный логопед», №4(7) 2005 год, г. Москва, Издательство « Деловой мир»
  3. «Воспитание в современной России: проблемы и достижения», (Часть 2), г. Пятигорск, 2008 год, Материалы научно-практической конференции, Сборник.
  4. «Вопросы воспитания: теория и практика» (Выпуск 18). Материалы для учителей, преподавателей ВУЗов , студентов. г. Пятигорск.2009 год.
  5. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»Сборник тезисов . Книга 2. 2008 – 2009 г . г. Москва, «Первое сентября»
  6. «Детский годекан Малыш.». №7, 2007, №3,2007, №4,2008, № 3,2008., Издательский дом « Эпоха», г. Махачкала, РД
  7. Хитрый кот. Тексты - стихи в картинках.,2009, ИД «Озарение.»
Тесленко Антонина Георгиевна27.12.2015 5600 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar