РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование творческих способностей учащихся в условиях игры, на примере уроков истории.

Формирование творческих способностей учащихся в условиях игры, на примере уроков истории.

Автор: Любимова Л.А.

Каждый преподаватель истории знает, что его задача состоит не только в том, чтобы дать ученику информацию, рассказать известные факты, но и, наверное, в большей степени учитель должен научить учащихся самостоятельно добывать информацию из любых источников и правильно использовать ее, развивая тем самым навыки познавательной деятельности. Способности к познанию существуют у любого ребенка с первых дней его рождения и учитель должен выявить и развить способности к познанию.

Что же такое способности? Это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, в данном случае- изучения истории. Они выражаются в быстроте, глубине и прочности овладения методами и приемами учебной деятельности. Познавательные возможности учащихся связаны с возрастом ученика и соответствующим уровнем исторических знаний и умений, по этому учитель обязан учитывать особенности возрастной психологии при выборе методов работы. Посильное познание в наибольшей степени способствует развитию мышления, воображения, мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности.

Учителю очень важно смонтировать ученика к познавательной деятельности. Особенно актуален вопрос о развитии навыков познавательной деятельности на современном этапе развития общества, для современного этапа развития характерен переход к гражданскому обществу, ориентирующему человека на готовность осуществлять тот или иной выбор. В этой связи в процессе обучения истории целесообразно создавать для учащихся ситуацию выбора, что требует их ознакомления с различными, подчас альтернативными, точками зрения на исторические процессы, факты, события, формирование умения отстаивать свою позицию по разнообразным проблемам истории, что в свою очередь, стимулирует познавательную деятельность учащихся.

Результаты обучения напрямую связаны с тем, насколько развиты у ребенка познавательные способности и мотивация к обучению, Существует огромное множество способов, методов и приемов развития навыков познавательной работы и актуализации обучения, используемые учителем в процессе обучения. В своей работе я познакомлю с теми методами и приемами развития познавательной деятельности из всего существующего разнообразия, которые особенно регулярно использую на моих уроках.
Развитие творческих способностей издавна волновало умы ученых.

Руссо утверждал, что в каждом ребенке от природы заложены хорошие задатки. Определяющим началом воспитания является сам ребенок, его природные склонности и возрастные особенности. Задача состоит не только в том, чтобы воспитывать в ребенке хорошие качества, как в том, чтобы предохранить его от плохих влияний.
Что такое педагогика – это наука о воспитании человека. Здесь воспитание употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение и развитие.
Во все времена педагоги искали лучший способ помощи людям в использовании данных им природой возможностей и формировании новых качеств.

Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании. Но постепенно обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни.

Цель педагогического процесса, в современное время- это развитие нравственной и творческой личности в процессе усвоения основных закономерностей и методов культуры, самостоятельной в познавательной и практической деятельности, свободной в выборе профессиональной, общественной и семейной карьеры.
Один из известных философов как-то заметил, что образование – это то, что остается в сознании ученика, когда все выученное забыто. А, что остается? Должно остаться творческие умения, необходимые для самостоятельной познавательной и практической деятельности, и убеждение в том, что любая деятельность должна отвечать моральным нормам.

Творчество понимается нами как механизм продуктивного развития деятельности человека. Вместе с тем, творчество- чрезвычайно многообразное понятие. В основу исходного определения творчества целесообразно класть его самое широкое понимание. Следует признать, что творчество свойственно и неживой природе и живой до возникновения человека, и человеку, и обществу. Творчество необходимое условие развития материи, образования ее новых форм вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека одна из таких форм.

И так, творчество - это создание нового, ранее не существующего. Можно сказать, что это качество присуще только изобретателям, но это не так. Каждый человек все делает по своему, хотя и опирается на опыт поколений, преобразуя их по своему, старое в новое- это творческий аспект и таких примеров много. Таким образом человек, опираясь на полученные знания, преобразует их и создает новое для себя и окружающих- это творческий процесс.

Английский ученый Г.Уоллес исследовал творческий процесс. В результате ему удалось выделить 4-е стадии процесса творчества:

  • подготовка- зарождение идеи;
  • созревание- концентрация знаний, прямо или косвенно относящихся к данной проблеме;
  • озарение- интуитивное схватывание искомого результата;
  • проверка, от чего это зависит.

В начале 80-х годов русские ученые Г.Альтшуллер и И.Верткин проанализировали качества творческой личности.

В результате было установлено, что не зависимо от рода деятельности, творческая личность обладает следующими качествами:

  • умение поставить цель и подчинить свою деятельность ее достижению;
  • умение планировать и самоконтролировать свою деятельность;
  • высокая работоспособность;
  • умение находить и решать проблемы, составляющие основу цели;
  • умение защищать свои убеждения.

Как видим эти качества являются приобретенными, точнее самовоспитанными в течении жизни и никакого отношения к наследственности не имеют. Вместе с тем, нельзя отрицать то, что каждый человек получает генетические задатки к той или иной деятельности. Для реализации этих задатков и необходимо воспитывать у учащихся творческие качества. И так творчество- это деятельность порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существующее. Творческой является вся деятельность людей, преобразующая природный мир и социальную действительность в соответствии с их целями и потребностями. Творчество заключается в деятельности, создающей новую информацию и предполагающей самоорганизацию. Творческие способности можно воспитать и развить, но зависят они от индивидуальных особенностей, творческой способности или креативности.

Креативность зависит от мышления, оно бывает: конвергентное, которое идет по одному определенному руслу и находит один вариант решения; дивергентное, которое допускает вариативные пути решения проблемы.

Творческое мышление имеет свои отличительные черты:

  • пластично- вариативность;
  • подвижно- разные направления;
  • оригинально- нет аналога.

Творцом не рождаются, все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас. Как отмечает Фергюссон, «творческие способности не создаются, а высвобождаются». «Высвобождать» творческие способности учащихся на уроке лучше всего, я считаю, с помощью игровых форм обучения. Игра на уроке истории- активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего. Важно создать во время такого занятия у школьников игровое состояние, которое высвобождает творческую активность учащихся. С учетом игровых форм обучения составляется программа учебного материала, которая используется в течении учебного года.

Игровые формы обучения невозможно использовать на каждом уроке. Продуктивнее всего они проходят на повторительно-обобщающих уроках: различные формы игр- ролевые, деловые, развивающие; при проверке домашнего задания- сценическая игра, частная и деловая переписка купцов, игра- экспедиция, составление нравственных и политических портретов, игра-викторина; при изучении нового материала по темам «Культура и быт, наука и образование» - постановка проблемы и самостоятельный поиск ответа в форме игры.

Применение игровых форм с учетом сложности, по мере творческого роста учеников, усложняются и вид игры- в начале года разминка, в конце постепенное усложнение. Усложнение заданий с учетом возраста: 1-й курс- развивающие или ретроспективные игры; 2-й курс- ролевые, деловые игры, ориентированные на будущее.

Проведя диагностику целеполагания при изучении истории, и диагностику успеваемости в начале учебного года и в конце, можно сделать следующие выводы:

  • заметно повысилась успеваемость по истории, ответы стали более глубокими, продуманными, практически всегда высказывается своя точка зрения;
  • изменился микроклимат в классном коллективе, появилось взаимопонимание, внимательное отношение к мнению одноклассников;
  • повысился интерес к истории, что проявилось в чтении исторической литературы, просмотре фильмов и обсуждения материала.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение на уроках истории игровых форм обучения способствует развитию познавательной активности и формированию творческой деятельности.

Любимова Л.А.08.02.2016 7100 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar